Новости из США. 4-9 мая 2020 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США в течение последней недели.

Пандемия коронавируса.

Количество людей, у которых диагностировано заражение коронавирусом, превысило на 20:25 субботы по времени Восточного Побережья 1315000. Из них – 338519 в штате Нью-Йорк, в том числе 188663 заболевших в городе Нью-Йорке. 137085 заболевших в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси. 76743 больных – в Массачусетсе, 76008 – в Иллинойсе.

 По состоянию на то же время 78718 человек скончались от болезни с момента начала пандемии. Не менее 1500 человек умерли за последние сутки.

 Число выявленных за сутки новых больных в стране составило около 24500 (примерно на 3500 меньше, чем в течение предыдущих суток).

 Число американцев, заразившихся коронавирусной инфекцией в течение последней недели, выросло примерно на 180000 человек.

 Согласно данным университета Джонса Хопкинса по состоянию на субботу, 212534 американца из 1315000заболевших выздоровели от коронавирусной инфекции.

 Число новых случаев снижается в 16 штатах (в том числе, в наиболее пострадавших Нью-Йорке, Нью-Джерси и Массачусетсе) и на Гуаме. В то же время число инфицированных растет в 17 штатах.

 Из всего произошедшего за неделю одну новость следует выделить особо. Потому что она важнее всего прочего.

Министерство юстиции решило отказаться от обвинения бывшего советника по национальной безопасности Майкла Флинна в даче ложных показаний ФБР. Отказаться, несмотря на то, что имеются неопровержимые и прямые доказательства: Флинн врал агентам ФБР, когда те беседовали с ним 24 января 2017 года, что не обсуждал с российским послом Кисляком отмену санкций. Обещание их отменить было основной темой бесед Флинна с Кисляком в декабре 2016 года. Отказаться, несмотря на то, что Флинн признал себя виновным в этом преступлении, заключил сделку с прокуратурой, в соответствии с которой прокуратура обещала не предъявлять Флинну других обвинений, в том числе в том, что Флинн являлся незарегистрированным агентом иностранного правительства.

 Эта новость крайне тревожна. Просто потому, что она отчетливо рисует, какое будущее ждет Америку в случае переизбрания Трампа на второй срок, какой видят страну ее 45-й президент, его ближайшее окружение и полностью поддерживающая их республиканская партия. Будущее, в котором нет места закону, в котором есть авторитарный правитель, стоящий выше всех законов, желания которого немедленно исполняются. Будущее, в котором министерство юстиции является послушным исполнителем его желаний, а генеральный прокурор является де-факто его генеральным адвокатом. Будущее, в котором друзьям президента можно все. Будущее, в котором будет процветать коррупция (очередной пример – предстоящее назначение крупного финансового донора Трампа и республиканской партии руководителем почтовой службы).

Будущее, в котором нет места верховенству права и закона, а есть желание продлить свою власть если не навечно, то надолго. Настолько, насколько позволяет зрение тех, кто это делает, отодвинуть политико-исторический горизонт.

 Трамп, его ближайшее окружение и республиканская партия движутся к достижению своих целей вполне планомерно. Я уже писал много раз, что в первую очередь это делается с самого начала путем наводнения федеральных судов всех уровней назначенцами Трампа. Сенат с его республиканским большинством штампует эти пожизненные назначения в настоящем турборежиме, словно печатает их на принтере, одно за другим. В федеральных судах всех уровней 870 судей. 191 из них, почти четверть, были назначены Трампом (в том числе два судьи Верховного Суда), и эти назначения проштампованы республиканским большинством в Сенате. Еще 43 номинации будут утверждены Сенатом в ближайшее время. В сущности, Сенат в нынешнем Конгрессе 116-го созыва, почти не занимаясь никакой законодательной деятельностью (в частности, вообще не рассматривая более 300 законов, принятых Палатой Представителей), занимается в основном утверждением трамповских судей. Как сказал недавно лидер республиканцев в Сенате Макконнелл («Московский Митч»), его целью является заполнение до конца этого года всех до одной вакансий в федеральных судах всех уровней.

 Процитирую несколько мест из статьи известных юристов Нила Катьяла (занимавшего в прошлом высокие должности в министерстве юстиции) и Джошуа Гелтцера, опубликованной в пятницу, 8 мая, в газете Нью-Йорк Таймс.

 «Специалисты по уголовному праву и представители правоохранительных органов совершенно шокированы. Но заявление министерства юстиции о снятии уголовных обвинений с Майкла Флинна, бывшего советника президента Трампа по национальной безопасности, вызвало, помимо ярости, чувство полной деморализации среди них. Они никогда раньше ничего подобного не видели. В конце концов, мистер Флинн дважды признал себя виновным в даче ложных показаний ФБР.

Но важно понять, почему все американцы должны быть не просто шокированы, а оскорблены. Это не только потому, что мистер Флинн не сядет в тюрьму и не окажет никакой помощи правосудию.

Это потому, что этот шаг внедряет в официальную политику США экстремистский взгляд на правоохранительные органы как врага американского народа. Это обман, который американцы должны, тем не менее, довести до конца – федеральный судья, рассматривающий дело мистера Флинна, Эммет Салливан, может отклонить это требование министерства юстиции, изучив его обоснование Министерства в открытом судебном заседании и разрешив будущему министерству юстиции вновь пересмотреть обвинения».

 «Новая позиция министерства юстиции заключается не в том, что мистер Флинн не лгал – это не могло быть позицией министерства, потому что он лгал, и он признался в федеральном суде, что солгал. Вместо этого новая позиция состоит в том, что это было в первую очередь неправильно со стороны ФБР – допрашивать его. Посмотрите внимательно на то, кто становится злодеем в этой новой концепции: не мистер Флинн потому, что он лгал, а ФБР, которое задавало вопросы, в ответ на которые он соврал».

Далее авторы статьи призывают федерального судью Эммета Салливана отклонить меморандум министерства юстиции, как необоснованный или не обоснованный законными основаниями. При этом судья может принять во внимание, что прокурор по делу Флинна, опытный карьерный прокурор, отказавшись подписывать этот меморандум, объявил о своем выходе из дела за час до того, как он был представлен в суд. Меморандум был подписан и.о. прокурора округа Колумбия (не для того ли была уволена недавно федеральный столичный прокурор и поставлен ручной и.о. на ее место?) Судья может также отвергнуть требование министерства юстиции о снятии обвинений, как выдвинутое в результате «предубежденности».

 На протяжении трех с лишним лет своего президентства Трамп ни одного дня не может отделаться от бревна (именно не занозы, а бревна), сидящего в его подсознании днем и ночью – достаточно заглянуть в его Твиттер, чтобы в этом убедиться – от обвинений в том, что ему помогла выиграть выборы своим вмешательством путинская Россия.

У него было много планов, которые он так и не смог до сих пор реализовать. О, да, Флинн обсуждал с российским послом Кисляком отмену санкций в декабре 2016 года и прозрачно не намекал, а обещал, что Трамп их отменит. И тут, эти «грязные копы» из ФБР все испортили! И эти «враги народа» из Вашингтон Пост уже 9 февраля 2017 года обо всем этом рассказали.

 Вы не забыли, как Трамп еще в феврале 2017 года пригласил на ужин тогдашнего директора ФБР Коми и просил его прекратить уголовное дело против Флинна? Коми отказался. И был вскоре уволен с должности.

 Не забыли, чему посвящен весь второй том отчета Роберта Мюллера? Тому, как Трамп много пытался уволить спецпрокурора, чтобы во что бы то ни стало прекратить его расследование.

 Не забыли, какой грязью Трамп поливал публично своего первого генпрокурора Сешанса за то, что тот взял самоотвод от расследования Рашагейта?

 И вот, Трамп нашел генерального прокурора, который стал его генеральным адвокатом. Уильям Барр уже вошел в американскую историю. Тем, что превратил министерство юстиции в адвокатскую контору, обслуживающую гражданина Дональда Трампа и его друзей. При полной поддержке республиканской партии. Кстати, еще перед снятием обвинений с Флинна генпрокурор Барр направил в Верховный суд апелляцию на решение нижестоящих судов о том, что юридический комитет Палаты Представителей должен получить доступ ко всем материалам большого жюри по расследованию спецпрокурора Роберта Мюллера.

У Трампа есть одна цель, к достижению которой он движется. Чтобы юридическая система «доказала», что никакого вмешательства России в выборы в 2016 году не было. Что все это, как он постоянно любит говорить, «мистификация». В своем последнем интервью каналу Фокс по телефону в пятницу Трамп, отвечая на вопрос ведущего «Мистер президент, а если бы мистер Барр был вашим первым генеральным прокурором, как вы думаете, русской мистификации бы не было?», ответил: «Конечно, не было бы!»

Вот что ему нужно! Чтобы ничего не было!

Он ведь не случайно бахвалился два дня назад, что обсуждал по телефону с путиным «русскую мистификацию».

Ему нужно, чтобы Барр отказался не только от обвинений, выдвинутых Флинну, но, очевидно, и от обвинений выдвинутых его другу Стоуну (тоже за дачу ложных показаний, о том, что тот, якобы, не координировал с WikiLeaks публикацию похищенных ГРУ e-mail-лов Клинтон и руководителя ее избирательного штаба). Ему и «другу Владимиру» нужно, чтобы Барр отказался и от обвинений, предъявленных Мюллером 12 офицерам ГРУ и 13 руководителям кампании ольгинской фабрики троллей, развязанной в американских социальных сетях с целью помочь Трампу и дискредитировать Клинтон. Им обоим нужно, чтобы был перечеркнут отчет Мюллера, указывающий черным по белому, ясно и точно: Россия вмешалась в выборы в США в 2016 году с целью помочь кандидату Дональду Трампу. Им нужно, чтобы Россия помогла Трампу снова. Им нужно то, что не удалось тогда, в феврале 2017 года – снять санкции. Как это делать, Трамп и республиканцы в Сенате, уже показали, сняв санкции против трех самых прибыльных компаний Дерипаски еще в прошлом году. Это была, очевидно, репетиция. Уж будьте уверены, если будет второй срок, от всех санкций не останется ничего.

Как, впрочем, мало что останется от той Америки, к которой мы привыкли, и от западной цивилизации, сложившейся после Второй мировой войны.

 В современном мире больше нет борьбы между свободной его частью и коммунизмом. Потому что нет больше никакого идеологического коммунизма. Есть либеральный мир, мир Свободы, равенства прав людей и их возможностей, мир закона, уважения прав каждого отдельного человека и каждой отдельной страны. И есть мир авторитаризма, презирающий все перечисленное. И выбор, который предстоит сделать американским избирателям 3 ноября, это выбор пути, как ни странно. Одного из двух противоположных направлений. Одна дорога ведет обратно, к себе. По другой будет продолжаться дальнейшее, только уже очень ускоренное движение туда, куда Америка свернула 8 ноября 2016 года – в авторитаризм.

 2 мая в газете Вашингтон Пост была опубликована статья, написанная журналистом, но являющаяся изложением того, что сказала 75-летняя жительница Миннесоты Глория Джексон. Вот как то, что происходит со страной, ощущает эта обычная американка: «Мы были ведущей страной в мире во всем, когда я была молодой. А кто мы сейчас? Мы подлые. Мы эгоистичные Мы упрямые, а иногда даже некомпетентные… Кажется, что некоторым из этих других стран нас почти жаль».

 Лауреат Пулитцеровской премии Томас Фридман написал в Нью-Йорк Таймс 5 мая:

«Эта эрозия нашего коллективного общественного иммунитета на протяжении многих лет подпитывалась многими источниками, но более всего республиканской партией, которая просто сошла с пути. Избрание Дональда Трампа было побочным продуктом нашей утраченной неприкосновенности, но его лидерство стало гигантским ускорителем этого процесса.

В то время, когда нам отчаянно нужно руководствоваться передовой наукой, ежедневные огненные потоки лжи от Трампа и его обвинения по адресу всего, что ему не нравится, как «фэйк ньюс», внесли огромный вклад в потерю нашего «когнитивного иммунитета» – нашу способность отличать правду от лжи и науку от научной фантастики».

«В то время, когда нам нужен глобально скоординированный ответ на пандемию, Трамп разрушил все наши союзы. В то время, когда мы нуждаемся в высоком социальном доверии, чтобы иметь скоординированный ответ на пандемию у себя дома, политическая стратегия Трампа разделяет нас…»

Вот так и живем.


Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Берегите себя и своих близких. Соблюдайте, пожалуйста, карантин.

Берегите друг друга.