Оттуда пошло выражение «серый кардинал»

Юрій Гудименко

Пользуясь случаем, хотел бы вам напомнить немного о двух кардиналах.

О Ришелье, который Арман Жан дю Плесси и вообще не Ришелье, а очень даже Ришельё, надо знать как минимум то, что это, пожалуй, самая известная жертва чёрного пиара в истории (хоть и непреднамеренная). С лёгкой руки Александра Дюма кардинал стал считаться негативным персонажем, хотя, во-первых, совершенно очевидно, что именно мушкетёры вели себя как совершенно отбитые пид*ры в самом плохом смысле слова (турне к явному врагу Франции англичанину Бэкингему за подвесками ничуть не лучше турне Рабиновича в Москву, это совершенно очевидная ч.1 ст. 111 КК Украины, государственная измена), и, во-вторых, это не говоря уже про облико аморале их остального поведения.

Ришельё же считается историками всех стран одним из самых великих французов в частности и самых великих дипломатов вообще. Но людей, которые читали книги или смотрели фильмы о трёх мушкетёрах, несколько больше нежели историков (особенно если учесть, что десятая экранизация была снята в 1921 году, то есть 99 лет назад, и за эти 99 лет сняли ещё сотню экранизаций в куче стран). Поэтому отношение к Ришельё соответствующее. А, ну и в Украине все знают, что одесский Дюк – это прапраправнучатый племянник кардинала, последний из рода дю Плесси, многолетний одесский градоначальник.

Вообще, про Ришельё коротко писать не получается, хотя, может, как-то и попробую. Знаковая личность, абсолютно уникальная. Но сегодня вечер воскресенья, и мне лень, поэтому упомяну только, что именно при Ришельё появился мем «серый кардинал», обозначающий человека, не имеющего власти де-юре, но крайне влиятельного по факту (вроде ватника Ермака сейчас при Зеленском: кто он там, помощник президента, казалось бы, тьфу и растереть, а поди ж ты).

«Серым кардиналом» называли, разумеется, не Ришельё – тут даже Дюма не смог напортачить, даже в «Трёх мушкетёрах» упоминается про алую одежду кардинала. Но вот о помощнике Ришельё, отце Жозефе, о котором Дюма пишет «Его имя произносилось не иначе как шёпотом», известно широкой общественности меньше, а влиятелен он был невероятно. Доверенное лицо кардинала, третий (а вероятнее всего второй) человек в сильнейшей стране Европы на тот момент, отец Жозеф носил серую монашескую одежду ордена капуцинов и прозвище «серый кардинал», хотя кардиналом по факту он стал незадолго до своей смерти, и умер, кстати, раньше Ришельё, чем страшно того обидел. Оттуда и пошло выражение «серый кардинал».

Вот он, отец Жозеф, на картине Шарля Делора – как всегда, за спиной у шефа, тёмное, но опасное пятно за ярко-алым кардиналом. Но это за спиной. А у ног Ришельё – его кошки, которых у кардинала насчитывалось полтора десятка.

В этот раз, получается, картинка не просто так. Это и хорошо.

Котики – это всегда хорошо.

Автор