Феномен анонимных телеграм-каналов

Антон Швец

Феномен анонимных телеграмм-каналов, и что это символизирует во времена Зеленского.

Всегда, всю жизнь анонимная инфа в нашей стране котировалась очень низко. Любой слив всегда должен был кто-то сопровождать, неся личные издержки. Института репутации у нас, конечно, нет, но рынок медийный есть, и он к таким вещам не совсем глухой. Влияет на инкам.

Анонимные сливы в телеге – это чисто российская фишка. После смещения Рэма Вяхирева на газпромовские бабки Путин купил все центральные российские каналы. Потом его олигархи и тот же Газпром купили вообще все СМИ, включая кокозиционное Эхо Москвы и некоторые иностранные. Купили ЖЖ. Всем остальным врубили цензуру и иски. Потом они купили и блогеров, лидеров мнений, спортсменов, всех в РФ.

Соответственно, вся медийка была или подконтрольная, или анонимная. И россияне привыкли к анонимным сливам.

Однако внутриполитическая борьба не закончилась, и, как результат, нужен был канал для анонимного слива. Возник Телеграм, для создания ореола анонимности и неподконтрольности которого власти РФ немало сделали. Хотя есть примеры со времен, например, ВК, что команда Дурова сотрудничала с Кремлем и Старой площадью.

Тем не менее инструмент был идеальный для рф и взлетел. Параллельно взлетала любая хрень вроде Дудя – любое место, где еще могли ставить острые (по меркам РФ) вопросы. Долгое время фишкой Дудя был вопрос про Путина, смешное дело для нашей страны – у нас кого не спроси, как относятся к Порошенко и Зеленскому, можно услышать,что угодно. Потому что цензуры нет.

Потом Сечины, Кремль и прочие олигархи скупили и телеграм-каналы, но это произошло уже после того, как рынок телеграм-каналов появился.

Почему эта хрень начала взлетать у нас?

Все успешные украинские телеграм-каналы ДО президента Зеленского были именными, все знали, кто за ними стоит точно, никто и не скрывал. Это был просто дополнительный канал коммуникации лидеров мнений.

Однако после выборов мы увидели взлет анонимных телеграм-каналов.

Дело в том, что сложился пакт Коломойского и Пинчука, который автоматически выключил из политической борьбы и критики власти два медиахолдинга из трех. Ахметов, который в пакт не входит, тем не менее остерегается прямо валить Зеленского. Чтобы не получить обратку и не стать удобной жертвой. Так выключился третий медиа-холдинг. Потому что Ахмету всегда проще договорится с президентом, чем его валить. Кейсы как бы есть, и не один, а целых два с половиной.

Уже после победы администрация Зе начала налаживать контакт и с прочими СМИ. Это выходило не очень, тем не менее контакты администрации со СМИ существенно сузили ИМЕННО ДЛЯ САМОЙ Зе-команды возможность использовать эти СМИ для внутренней борьбы между собой. Потому что контактами со СМИ занимается, например, Кирилл Тимошенко, и он, выходит, будет в курсе любого слива, который совершит кто-то другой из Зе-команды. Водичка дорожку найдет, инфа станет явной.

И вышло так, что не особо умелые в аппаратной и бюрократической войне медийщики оказались без своего основного инструмента. Любые срачи в паблике между членами Зеленой команды приводили к урону для всех и к возможности попасть на плохое настроение самого Зеленского. Потенциальный урон от слива условного Дубинского на Плюсах стал превышать возможные бенефиты от сливов и войн. Однако внутриполитическая борьба не закончилась, а лишь обострилась.

Как результат возникновения, по сути, внутренней цензуры произошло повторение российского кейса с анонимными телеграм-каналами. Для того, чтобы вести успешную внутреннюю зеленую борьбу, было найдено инструментальное простое и дешевое решение – телега. На фоне тотального медийного одобрямса Зеленского и опасения его высоких рейтингов начала взлетать анонимность.

Сейчас анонимные телеграм-каналы, по сути, стали не особо контролируемым самим Зеленским способом взаимодействия зеленых со СМИ и медиа-полем. Самому Зеленскому на это похрен, потому что независимых СМИ и совершенно неподконтрольных интернет-СМИ пока в избытке. Зеленые по сути прокачали рынок, проложили дорожку, показали, что оно работает, полностью скопировав российский опыт.

Однако если зеленая команда продолжит наступление на свободу слова и перехват контроля над традиционными СМИ (или даже на фоне простого налаживания сотрудничества и взаимопонимания), анонимность станет и украинской фишкой. А контроль над анонимными каналами сливов станет не менее ценным, чем контроль над СМИ (как и произошло в рф). И их возникнет огромное множество (опять же как в рф).

Два вывода.

Первый. Контроль над СМИ и ужесточение цензуры (планируемые Зе-командой) для инициаторов цензуры ОЧЕВИДНО являются способом повышения значимости отдельных игроков внутри самой зеленой команды. Так как общий уровень цензуры не вырастет особо уже после вхождения телевизора в пакт. То есть условный Тимошенко НАЕ*ЫВАЕТ Зеленского, рассказывая, что сделает так, чтобы Зеленского не ругали. На самом деле Зеленского не станут ругать меньше, блогеры в ФБ просто станут писать со ссылками на анонимный слив, и это станет приемлемым (фактически уже стало).

Судебные иски и запросы к ФБ и Ютубу ни к чему не приведут (кроме совсем уж жестких вариантов прямого давления на блогеров и журналистов). В крайнем случае возникнут новые площадки в неподконтрольных юрисдикциях, которые будут тоже анонимными и которые автоматически станут популярными просто потому, что взлетят.

Второй. На фоне падения рейтингов Зе и при тотальной концентрации власти недовольство от введения цензуры будет иметь отрицательный медийный эффект для власти, потому что анонимность развяжет полностью руки всем. На фоне общего одобрямса Зе острая безумная критика будет все более востребованной, а никаких ограничителей в виде даже эфемерной репутации уже не будет. Возникнет замкнутый самораскручивающийся механизм истерики, когда для того, чтобы вброс взлетел, его начнут подкреплять все более дикой подачей (авторитета-то больше нет, формально все равны со всеми). Раз за разом, оборот за оборотом. И эти правила будут действовать как для зеленой команды в рамках внутренней борьбы, так и для всех остальных в рамках борьбы с зеленой командой.

Условные тимошенки выпустили джинна из бутылки, а условные бородянские теперь всячески этого джинна раскармливают. И каждый сделал это преследуя свои понятные им цели.

Автор