Переговори по транзиту газу завершено: зрада чи перемога?


Кирилл Данильченко

Ну, что – швейцарская компания остановила прокладку трубопроводов из-за санкций США. Pioneering Spirit ждет разъяснений по пакету от США, остались работать только россияне. Искандеры не хохочут, а долги по Стокгольмскому арбитражу надо платить – то ли газом, то ли имуществом арестованным. Сегодня должны сказать на брифинге. Если подтвердятся слухи о пятилетнем контракте, то это к елке супер-подарок.

Через пять лет импорт СПГ из США, Катара и Африки вырастет, через юг мощности TANAP зайдут, вон Израиль хочет тянуть газопровод. Никто не знает, как будет выглядеть рынок ЕС через пять лет. В Польшу норвежцы тянут “Балтийскую трубу” плюс по регазификации установки в Гданьске. От 80 млрд до 150 млрд долларов Россия зарыла в обходные пути, как в пропасть, – сумасшедшая сумма. Золотые паспорта в ДНР могли выдать. И все зря.

Эпоха золотого дождя от газовых долларов заканчивается постепенно. Как и наши деньги от транзита. Мы либо станем газовым хабом для сжиженного газа в Восточной Европе, попутно нарастив свою добычу. Либо попадем на 3 млрд от транзита и вывод ГТС из эксплуатации. Но нам подарили самое ценное – время на принятие решений и безопасность, связанную с трубой, на эти месяцы. Роскошный подарок.


Helgi Sharp

О трубе и не только

«После подписания Трампом 20 декабря 2019 года положения раздела 7503 военного бюджета вступают в силу немедленно. Строительство СП-2 должно быть прекращено», — комментарий Минфина США.

Швейцарская компания Allseas, уже приостановила работы.

Что произошло? Ничего особенного. Просто Штаты подождали, когда плешивый карлик ввалит в этот проект максимум миллиардов, а потом по щелчку пальцев поставили его на многомесячную паузу.

Хочу уточнить, что Вашингтоном прописаны только санкции в отношении компаний, вовлеченных в строительство и работу газопроводов “Северный поток-2” и “Турецкий поток”. Но и они вводятся в более мягком виде, чем ранее предлагали сенаторы. Это удар по Эрэфии, хоть и несколько смягчённый Трампом.

Второй удар – рекордная финансовая поддержка ВСУ. Только по линии Пентагона она составит $300 млн.

Третий удар по Москве – создание Космических войск США. Кремль этого очень опасался, боясь быть втянутым в дорогостоящую космическую гонку вооружений.

Ещё стоит отметить, что в новом проекте бюджета имеется запрет Белому дому передавать Турции истребители F-35, за которые Анкара уже заплатила 1 млрд дол – реакция на закупку турками российских зенитно-ракетных систем С-400.

Всё это гуд, но нас больше всего интересует – будет ли достроен СП-2? Не строим иллюзий – будет. Путин посадит население на морковку и картошку, но этот политический проект “добьёт” в 2020-21 годах (недостроенными остались 13% трубы). Скорее всего, на пару с китайцами (если те рискнут), и значительно превысив смету.

Профиты для нас? Очень своевременные, но одновременно временные – такой вот каламбур. Отсрочка, которой необходимо грамотно воспользоваться. Не гадая на кофейной гуще, ждём детальных пояснений Коболева и Витренко по новому транзитному контракту.


Сергей Марченко

Не треба бути великим експертом у газових питаннях, щоб зрозуміти – в результаті газових перемовин України і Росії:

Росія отримує:
1. Можливість продавати свій газ на десятки мільярдів доларів на рік через нашу ГТС безперешкодно до тих пір, поки не запустить свої трубопроводи, які заберуть весь газовий транзит через Україну.
2. Звільнення від сплати 12 млрд доларів санкцій за невиконання своїх обіцянок про транзит (Скажіть, нежданчик? Виявляється, у нас вже був діючий договір про транзит газу, який Росія не виконала).

Україна отримує:
1. Близько 3 млрд доларів. Так, ті самі гроші, які ми виграли в Стокгольмському арбітражі, і які Газпром мав би віддати і так.
2. Обіцянку Росіі про транзит у перший рік 63 млрд кубів, а потім – по 40 млрд кубів.
3. Обіцянку Росії через 5 років продовжити контракт.
4. Зобов’язання не судити більше Газпром у Стокгольмі.
5. Припинення транзиту, як тільки Росія знайде спосіб поставляти газ в обхід України.

Наскільки цей обмін рівноцінний, а обіцянки Росії серйозні – судіть самі. Нагадаю лише, що Росія вже колись обіцяла гарантувати нашу територіальну цілісність.

І так, цей договір теж нікому ні на що не відкриє очі. На жаль.


Антон Швец

Прочитал на сайте КМУ Протокол встречи представителей ЕС, Украины и РФ по газу. Кстати, документ на русском.

С судами понятно. Претензия на 12,2 миллиарда опиралась на отказ Путина использовать украинскую ГТС и предполагала компенсацию нам остаточной стоимости нашей ГТС, в случае прекращения транзита. Если транзит не прекращается (или мы так или иначе используем ГТС не только для личных нужд, но и для транспортировки газа из или в РФ), по крайней мере, РФ прямо говорит и ведет переговоры о его продолжении, то судебных перспектив у иска нет. Любой суд скажет, что ну вот они ж готовы, чо вы упираетесь.

С получением трех миллиардов по Стокгольму тоже понятно, особенно если РФ заплатит деньгами, безо всяких взаимозачетов по долгу Януковича.

Непонятно дальше.

Никакого договора не подписано, пока, и это ок. Но не очень ясно, а что именно собираются подписать?

Возможно, потому что Оржель мутит воду, возможно, потому что протокол на русском, я не знаю.

Дело вот в чем.

Весь протокол говорит о том, что будет подписано некое «транспортное соглашение». Но дословно там написано, что компания-организатор и ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» (далее ОГТС) заключат «транспортное соглашение (контракт на транзит газа)».

Тут начинаются чудеса. Дело в том, что компания-организатор, согласно тексту документа, это Нафтогаз. Не Газпром.

То есть «договор на транзит газа» (а юридически такого термина не существует, потому хз что имеется ввиду) подпишут украинский Нафтогаз и украинский же оператор нашей ГТС (выделенной из Нафтогаза в процедуре анбандлинга). То есть одна украинская компания, управляемая Кабмином, и другая такая же компания, управляемая Кабмином, «заключат транспортное соглашение (контракт на транзит газа)».

ШТО?

Что подпишет Газпром?

Газпром лишь подпишет с ОГТС межоператорское соглашение (позволяет перекачивать газ между Газпромом и ОГТС, если не вдаваться в сложности) и подпишет с Нафтогазом мировые соглашения по судам и «соглашение на организацию транспортировки газа через территорию Украины». Что значит эта фраза, и что это за соглашение на организацию, я не знаю, но это точно не договор транспортировки (юридический термин, который просторечно называют «договор о транзите»).

В чем проблема? Проблема в том, что наш договор о транспортировке российского газа предполагает, что газ, который транспортируется, юридически принадлежит РФ. Логично.

И обязательства перед получателями газа по всей фигне несет Газпром, ведь это его газ. Наше дело транспорт, то есть транзит. И Газпром нам за этот транзит ПЛАТИТ. 3 миллиарда баксов по году примерно.

Однако в протоколе написано что-то другое.

Еще раз по таймингу документа:

1. Газпром подписывает с Нафтогазом «соглашение на организацию транспортировки газа».
2. Потом Газпром заплатит бабки, которые должен.
3. А потом две украинские госкомпании Нафтогаз и ОГТС подпишут «договор на транзит». И платить за транзит будет Нафтогаз как сторона, выходит. Не Газпром.

Это означает, что Нафтогаз, выходит, на момент подписания договора с ОГТС должен ВЛАДЕТЬ тем самым российским газом и откуда-то брать прибыль для оплаты транзита вместо Газпрома. Иначе хз, что они там транспортировать собираются. То есть в пункте первом Нафтогаз должен этот газ от Газпрома как-то получить и записать себе на баланс.

У меня вопрос. А откуда у Нафтогаза этот газ появится?

Я не знаю, о чем там договорился Оржель, но это НЕ договор о транспортировке (ака договор о транзите). Это нечто другое, и из Протокола ПОЧЕМУ-ТО не ясно, что именно.


Джон Смит

Нафтогаз виграв переговори про транзит російського газу.

* Контракт на 5 років. Газпром вимагав 1 або 3 роки.
* Гарантований об’єм прокачки 65 млрд кбм на 2020 рік і по 40 млрд кбм в наступні роки.
* Це менше, ніж зараз, але домовилися про збільшення тарифу прокачки. Зараз важливо дізнатися цю ціну. Її має порахувати “регулятор”. Поки що не зрозуміло, хто цей регулятор. Якщо європейський, а швидше за все він, то це новина добра.
* Європейські правила означають також правило “качай або плати”. Тож 5 років хоч і сто північних потоків побудуйте, але змушені прокачувати законтрактований об’єм за тою ціною, що домовилися. А ні – ми знову підемо в суд і заберемо майном. На цьому місці десь плаче російський платник податків, що заплатив десятки мільярдів доларів, аби “наказать хохлов”.
* Так, ми забираємо позов на 15 млрд дол. Але цей позов подавався через втрати від припинення транзиту Україною. Транзит не припиняється – втрат немає, позову теж.

5 років роботи команди, що зайшла в прямому сенсі з Майдану, показали усім папєрєднікам, наступникам, медведчукам, юлям і бойкам, що перед росіянами треба не повзати на пузі, а розмовляти з ними жорстко і з позиції сили.

Цю силу мали хлопці з Нафтогазу. Це сьогоднішні герої України без перебільшення. Завдяки ним ворог платить нам гроші на нашу армію, щоб ми могли відправляти до Леніна його заблукалих іхтамнєтів.
Завдяки ним збережено потік російських грошей нашою територією, який заважає розпочати проти нас широкомасштабний наступ військ РФ. Хлопці з Нафтогазу в прямому сенсі зберегли українські життя.
Окрім цього це ляпас ворогу, який багатів думкою лишити Україну транзиту, побудувавши обхідні потоки. Ворог, для котрого перша радість, щоб у сусіда корова здохла, витратив на це прірву грошей, але пішов на поклон і визнав свої борги перед нами. Можемо хусточку дати утертися.

Це все – результат роботи хлопців з Нафтогазу.
Вони не випрошували, а
1) готували, подавали і вигравали позови проти Газпрому.
2) працювали над санкціями проти Північного Потоку-2 з сенаторами і конгресменами в США.

Результат – на табло.


Mason Lemberg

І поки зелені зрадники співають осанну клоуну і дякують йому за очумєнний контракт по транзиту (навіть не оголосивши вартість транзиту), я вимушений констатувати той факт, що нас знову кинули.

Так, Європа отримає свій газ.
Так, Х*йло отримає можливість транзиту на тому рівні, який йому вигідний, для того, щоб українська газотранспортна система не здохла і залишалася запасним варіантом.

Ні, ми не отримаємо нічого.
Ми отримаємо МІНІМАЛЬНО можливий беззбитковий рівень транзиту газу. Тобто все, що менше 40 мільярдів кубів, нам вже економічно невигідно, а 40 мільярдів кубів – це просто проїдання.
Тобто Україна буде утримувати ГТС заради утримання ГТС.
Нуль модернізації, нуль розвитку. Газотранспортна система стає аварійним придатком Газпрому.
Ось така от піррова перемога.
Точніше чергова газова перемога Х*йла за сприяння Європи.

Впевнений, що в умовах американських санкцій ми могли б і мали б добитися значно кращих умов. Але… зелені зрадники.

Проблема в тому, що мінімальний об’єм транзиту (40 мільярдів кубів) вже розраховувався з врахуванням європейських цін транзиту. Тобто навіть якщо в нас буде європейська ціна, то ми виходитимемо в нуль.
Про курс я промовчу…
Інша проблема в тому, що тут об’єми падають в 2,2 рази, а ціна транзиту не збільшиться навіть у 2 рази.
Ще одна проблема в тому, що ми ніколи не транспортували менше 60 мільярдів кубів, а тут 40, і фіг його знає, як буде працювати вся система на таких потужностях.


Светлана Самборска

Рубрика “Оцените красоту игры”

18 октября была условная переможенька – Рада проголосовала законопроект №264-IX “О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с отделением деятельности по транспортировке природного газа”. Законопроект был нужен для анбандлинга ГТС, который в свою очередь был нужен, чтобы транспортировка газа украинской ГТС соответствовало положениям и законам ЕС.

Почему переможенька была условная? Потому что законопроект запрещает приватизацию ГТС или ее части.

На этом сильно пиарилась Тимошенко (Мы! Отстояли! Национальное достояние! Не отдали! На поталу!), но, думаю, шло это от зеленых, потому что у них нет никакой необходимости в голосах фракции Тимошенко. Приняли бы и без БЮТа без проблем. Если б хотели.

А теперь, когда условия контракта на транзит согласованы, стало очевидным, что ГТС через 5 лет превратится в тыкву. И законодательный запрет ее продажи – это неслабое такое ослабление позиций Украины на этих переговорах. Потому что можно было бы сказать: “Продадим трубу европейцам, те похерят ваш СП-2 да еще и цену на транзит вам европейскую влупят”. А после 18 октября опция с продажей закрылась.

Причем вариант с продажей был не просто аргументом на переговорах. Это был реальный сценарий, который дал бы продать ГТС (49% ГТС, чтоб исключить риски), получить минимум 300 млрд грн от продажи и, ГЛАВНОЕ, сохранить транзит территорией Украины, который сам по себе самый мощный фактор, ограничивающий возможности Кремля развязать полномасштабную войну.

А теперь всё. 5 лет и до свидания. Ну или фантастические уступки, потому что это сейчас СП-2 нет, а через 5 лет он будет. “Качайте газ не своим СП-2, а нашей ГТС” – на каких условиях Кремль пойдет на это? От чего нам надо будет отказаться, чтоб удовлетворить Кремль. Который закопал 100 миллиардов долларов в СП-2 именно для того, чтоб что-то получить с Украины. И это что-то точно будет дороже, что инвестированные 100 миллиардов.

Так для чего законодательно запрещались любые формы продажи хотя бы части ГТС? И кем? И с какой мотивацией? Интересно, правда?


Володимир Ар’єв

Газовий протокол всі обговорили. Тепер попереду газовий контракт. Він – найважливіше.

Аналіз протоколу показав: громадянське суспільство має окреслити владі червоні лінії для майбутнього контракту.

Ось вони:

1) ніяких прямих угод з Газпромом на постачання газу. Це не питання бізнесу, це питання нацбезпеки;
2) обсяги транзиту при домовленій ціні мають бути точно більшими, ніж вихід в собівартість. 40 млрд м3 в рік – мало;
3) гарантії виконання угоди збоку РФ мають бути чітко прописані в контракті, і відповідальність РФ за зрив має визначатися в конкретних цифрах та умовах штрафних санкцій. Росія завжди зриває підписаний контракт, якщо він стає невигідним або заважає іншим планам.

Україна зараз в сильній переговорній позиції в газовому питанні. Санкції США проти Північного Потоку-2 викликали форменну істерику в Москві та Берліні. Тому виставляти умови і досягати результату можна. Якщо вистачить волі захищати національні, а не приватні інтереси.


Елена Подгорная

Я внимательно проанализировала нашу ситуацию с договором про газ и вот что я вам скажу: выё*ываться можно тогда, когда ты сильный и наглый.
Вот Коболев – наглый и умный. Раньше у него за спиной были мы и Президент – сильный с такой же командой.
С этой позиции мы нормально заключали договора, судились с Газпромом и даже ставили его на четыре кости.
И не только Газпром.
Все переговоры, которые проводились Порошенко или при Порошенко, были с нашим профитом. Мы смотрели всякие заседания радбезов и всего такого подобного, обсуждали наших – какие они молодцы, и возмущались балалайскими – какие они бессовестные уроды. Ни у кого и в мыслях не было всматриваться в договора, вслушиваться в сказанное на переговорах, выискивая пункты капитуляции и предательства национальных или/и государственных интересов.

Чего это стоило переговорщикам – разговор отдельный и не для этого поста. Коротко, было очень тяжело.

Но вернёмся к нашему крайнему договору с Газпромом.
Он не полностью провальный. Но и не в нашу пользу совсем. И вот почему.
Мы получили свой транзит на 5 лет. Это хорошо, да?
Но.
Раньше мы прокачивали больше чем 90 миллиардов кубов, а теперь объём прокачки будет в 2020-том году 65 миллиардов кубов, с 2021-го – по 40 миллиардов кубов газа в год.
Тариф мы просили 3,21 доллара за 100км/1000 кубов, а “договорились посередине”. Ну ок, не очень посередине. 2,5 доллара за 100км/1000 кубов.
Это при том, что затраты на обслуживание транзита и системы растут каждый год.
Это прямые убытки, как по мне.

Нам обещают выплатить вот те почти 3 миллиарда долларов, выигранные Нафтогазом в арбитраже, и даже кешем, а не натурой Миллера.
Но.
Механизм не ясен. Скорее всего это будет арестованное имущество где-то в европах и пару офисов в Киеве.
Мы отказываемся от всех остальных исков, а это примерно 12 миллиардов долларов. 300 миллиардов гривен. Бюджет Армии на 20-тый год.
Да, они не выиграны. И могут быть не выиграны. Но могут быть выиграны.
Это как у блондинки с динозавром – шанс встретится 50 на 50. Теперь такого шанса нет вообще.

В свою очередь россия не отказывается от своих претензий по “долгу Януковича”. И мы сегодня в той позиции, что вполне можем проиграть суд в Лондоне. Ой.
Вот это всё тоже выигрышем не назовёшь.

У нас дыра в бюджете примерно на всю ту сумму, которую милостиво согласился “отдать” Газпром. И даже если завтра случится чудо, и они отдадут деньги, да хоть в коробке от монитора, мы денег не увидим. Они будут съедены кассовым разрывом бюджета.
Бюджету это тоже не поможет. Дыра появится чуть левее.

Договор о транзите максимально заполитизирован. А это значит, что следующий президент получит подарок к избранию – день сурка в Газпроме.

Ну и немного об отвлечённом.
Американцы ввели санкции на строительство Северного Потока-2. Но, к сожалению, это не остановит строительство. Оно просто продлится дольше.
Северный поток будет. И к этому нужно быть готовыми.
Наша новоизбранная власть настолько слаба, что другого договора быть и не могло. Вот есть этот – и ладушки. Лучше, чем ничего. Вот, собственно, и всё его достоинство.
Не буду лить вам чай на спину своими ностальгическими воспоминаниями, как это было раньше – так уже не будет. Но видимо нам необходимо пройти и это.

Автор