Все дело в чертовой хрупкости

Анна Оскомина

Все дело в хрупкости. Все дело в чертовой хрупкости.

Британия, возможно, способна перенести без катастроф и жесткий Брекзит, и хоть три парламентских кризиса, и несколько лет турбулентности.
Институты Америки достаточно устойчивы и влиятельны, чтоб выдержать и второй срок Трампа.
Франция не посыплется, даже если желтые жилеты будут каждый день водить свои хороводы.
А вот Украина вряд ли перенесет и год президентства некомпетентного управляемого гопаря.

Что такое «сильная Украина», которую стремится построить Петр Порошенко? Это страна, преодолевшая главные уязвимости. Государство с гибкой экономикой и запасом финансовой прочности. Государство с прокачанной армией и налаженной системой ее обеспечения. Государство с сильными институтами, обладающими высокой степенью общественного доверия.

Что у нас есть на сегодня из всего вышеперечисленного?
Мы на полпути. Как в сказке «Три поросенка», в 2014 году, когда пришел Большой Серый Волк, мы обнаружили себя в ветхом соломенном домике. За пять лет мы возвели деревянный домик и заложили фундамент для каменного. Нам уже тепло в нашем деревянном, и уже не так страшно, но он все еще хрупкий, уязвимый и огнеопасный. А Волк все так же стоит за стеной, тренируется дуть посильнее и исподтишка бросает под стены зажженные спички и ветошь.

Вы еще не понимаете, что такое хрупкость? Вот возьмем простого киевского таксиста. Он зарабатывает частным извозом неплохие деньги, разумеется, никаких налогов с них не платит, у него жена и маленький ребенок, вроде денег хватает и можно жить… Но стоит случиться чему-то с его основным средством заработка – автомобилем, ДТП или серьезная поломка – и жизнь всей семьи резко рухнет.
Это уязвимая, хрупкая система.

Таксиста могла бы защитить хорошая страховка автомобиля. Но страховые компании не всегда стремятся вприпрыжку выплачивать страховые компенсации. И если в государстве слабая, перегруженная и медлительная судебная система, страховая может петлять от возмещения месяцами. Что может сделать судебную систему быстрее, эффективнее, чище и справедливее? Реализация судебной реформы и заполнение около 2300 вакансий судей – 30% от их общего числа. Но почему-то украинцы, жалуясь на зубожилость и безработицу, не торопятся заполнять вакансии в судах.
Конечно же, можно верить, что прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете, махнет рукавом зеленой чародейской мантии, и из нее посыплются юристы с большим опытом, готовые занимать вакантные должности.
Но так не случится.

Или вот парикмахерша в маленьком частном салоне, официально не оформлена, и вроде более-менее хватает на жизнь. Но вот она падает в гололед и ломает руку, и она теряет все средства к существованию на месяц или два, проедая скудные сбережения или выживая милостью родных и друзей.
Это еще более хрупкая система.
Если бы парикмахерша была оформлена официально, она бы могла рассчитывать хотя бы на больничные.
Но теневые доходы не подразумевают выплаты больничных.
Конечно же, можно верить, что прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете, махнет рукавом зеленой чародейской мантии, и проснется вдруг в украинском обществе гражданская ответственность и законопослушность, и побегут теневики оформлять свой персонал на работу, и понесут в клювиках налоги, и расцветет, окрепнет Украина…
Но конечно же, этого не будет.

40-миллионное государство не упрочнится и не окрепнет по мановению волшебной палочки. Камни не добудут себя в каменоломнях, не прискачут на место строительства и не уложатся сами собой в крепкие стены. Цемент не просочится в щели между камнями и не застынет в считанное мгновение. Балки не вытешут себя из столетних дубов, а черепица на крыше не отрастет красивой и прочной чешуей.
На все нужно время, ресурсы и наши руки.

Украина очень хрупкая и огнеопасная, как деревянный домик. За непрочными стенами всё так же кружит, клацая зубами и истекая слюной, голодный Большой Серый Волк.

Не разжигайте в этом хрупком домике своими руками костёр.

Автор