Атака на Integrity Initiative: чем мафия отличается от полиции

Ксения Кириллова

В конце ноября в крупнейших российских СМИ разгорелся скандал. Пропагандистские издания заявили об «антироссийской программе Британии» The Integrity Initiative, которую, по утверждению РИА Новости, «использовали для вмешательства во внутренние дела европейских стран и для информационной войны против России».

Россияне ссылаются на внутренние документы британского проекта, ответственность за публикацию которых, по их словам, взяла на себя хакерская группировка Anonymous. При этом даже российские СМИ не скрывают: целью Integrity Initiative была не пропаганда, а именно борьба с ней.

«Заявленная цель проекта Integrity Initiative – дать отпор “российской пропаганде и информационным атакам”. Способ – сформировать сеть хорошо осведомленных людей из политической, военной, академической, экспертной сфер», – цитируют британцев РИА Новости в другой своей статье (всего на этом сайте на данный момент вышло более 30 материалов, посвященных деятельности Integrity Initiative).

Тем не менее, Москва всеми силами пытается доказать: цель проекта – это сознательное очернение России и «вмешательство в дела других стран». Устами хакеров Россия заявляет: «Скрываясь за благородными намерениями, Британия на самом деле создала крупную информационную секретную службу в Европе, США и Канаде… В рамках проекта Британия неоднократно вмешивалась во внутренние дела независимых европейских государств». При этом российские пропагандисты уверяют, что проект является ничем иным, как детищем британских спецслужб, и «теснейшим образом связан с английской разведкой».

Скандал приобрел такой масштаб, что депутаты Госдумы уже заявили о готовности проводить расследование в отношении сотрудничающих с проектом россиян, а российское посольство запросило у британского МИД разъяснения о подлинности опубликованных документов о деятельности Integrity Initiative, а также информацию о всех финансируемых министерством проектах по России.

В чем россияне обвиняют The Integrity Initiative?

Попробуем разобраться, на чем основывает свои обвинения российская сторона и что выдвигает в качестве главных «доказательств злонамеренных целей» британского проекта? Ориентируясь на публикации в основных пропагандистских СМИ, посвященных разбору обнародованных документов, можно выделить основные «претензии», предъявляемые российскими властями.

  1. Эффективная организация деятельности в разных странах, выстроенная через систему «кластеров».
  2. Координация и взаимодействие между кластерами, которое осуществляется как в электронной форме, так и, иногда, через британские посольства.
  3. Большая аналитическая работа по российской пропаганде в каждом регионе, проведение семинаров и исследований.
  4. Продвижение результатов работы в соцсетях, использование информационных площадок с целью противодействия российским «активным мероприятиям».
  5. Частичное финансирование проекта со стороны британского правительства и НАТО, участие в проекте западных экспертов по безопасности.

Особенное негодование российских властей вызвало упоминание в документах проекта одного из самых ненавидимых Владимиром Путиным людей – финансиста и лоббиста «Акта Магнитского» Уильяма Браудера, а также сподвижника борца с коррупцией Алексея Навального Владимира Ашуркова и осужденного в прошлом за шпионаж российского ученого Игоря Сутягина.

Важно учитывать, что часть выложенных взломщиками документов вполне может оказаться подделкой. Однако руководство проекта не скрывает: программа, посвященная борьбе с дезинформацией в Европе, действительно вынуждена тратить большую часть времени на изучение деятельности России, в том числе осуществляемой посредством разведслужб. К одной из кремлевских пропагандистских операций Integrity Initiative относит и саму хакерскую атаку, проведенную под маркой Anonymous.

Словом, обе стороны признают в общих чертах правдивой информацию о структуре, масштабе деятельности и контактах проекта. Принципиальная разница между тем, что говорят российские пропагандисты, и реальной работой Integrity Initiative заключается в первую очередь в целях и методах деятельности британской организации. Чтобы понять, кто из сторон прав, важно ответить на главный вопрос: действительно ли борьба с российской пропагандой требует такой сложной организации, координации и финансирования, какая использовалась в британском проекте?

Как действует российская пропаганда?

На протяжении последних лет множество экспертов описывало стратегии и тактики российской пропаганды и «информационных операций», являющихся непосредственной частью «активных мероприятий» спецслужб. Однако самые точные представления об этих тактиках можно получить из юридических документов. В частности, в обвинительном заключении спецпрокурора США Роберта Мюллера в адрес 13 россиян, обвиняемых во вмешательстве в выборы в США, довольно подробно описаны некоторые из них.

Согласно документу, обвиняемые вели кампании в поддержку Дональда Трампа и подрывали имидж демократического кандидата Хиллари Клинтон в социальных сетях и за их пределами, использовали краденные персональные данные американских граждан для создания счетов и профилей в Инстаграме, Твиттере, Youtube и Фейсбуке, а также проникли в США под фальшивым предлогом. Вело эту работу базирующееся в Санкт-Петербурге «Агентство интернет-исследований», возглавляемое Евгением Пригожиным и отчасти финансируемое двумя другими его компаниями – «Конкорд менеджментом» и «Конкорд кейтерингом». Месячный бюджет «фабрики троллей» составлял по состоянию на сентябрь 2016 года около 73 млн руб. (более $1,25 млн). «Конкорд», помимо прочего, выступал подрядчиком в нескольких правительственных контрактах. Затем он трансформировался в новый проект под названием «Лахта».

Россияне много месяцев работали в две смены и создали сотни профилей в социальных сетях от имени американцев. Еще с 2014 года ими создавались страницы организаций, ратующих за иммиграцию, важность жизней афроамериканцев («Blacktivists»), мусульманские и христианские группы и т.д., которые затем стравливали американцев между собой. С 2015 года сотрудники «Лахты» начали покупать рекламу в социальных сетях и стали более активными в Твиттере. Их работа и основные темы агитации тем временем тщательно курировались из Москвы.

«Лахта» также приобрела серверы на территории США и создала виртуальные частные сети, пытаясь создать видимость внутренней американской сети. Также были созданы адреса электронной почты на имена несуществующих американцев. С их помощью осуществлялось общение с другими активистами и рассылались обращения в местные медиа с целью «пиара» проводимых акций.

В 2016 году сотрудники «Лахты» стали использовать настоящие номера социального страхования и подлинные даты рождения американцев без их ведома. С помощью этой информации были созданы «кошельки» в платежной системе PayPal, получены водительские удостоверения, а в дальнейшем от имени жертв кражи создавались страницы организаций, контролируемых «Лахтой», и покупалась реклама в соцсетях.

С февраля 2016 года «Лахта» стала использовать любые возможности для критики Хиллари Клинтон и поддержки Трампа, в том числе организацию митингов и ралли в его честь. Митинги «в поддержку» демократов тоже проводились, но были направлены на самом деле на их дискредитацию (к примеру, их организаторы призывали ввести в США законы шариата). «Лахта» также призывала потенциальный электорат демократов не участвовать в голосовании.

После выборов россияне не прекратили вмешиваться в дела в США. В частности, они вели кампании по подрыву американской безопасности, дискредитируя правоохранительные органы и текущие расследования. Ярким случаем «перетекания» российской клеветы в американское медийное пространство является пример клеветы на Джеймса Коми, опубликованной в англоязычном источнике, но с использованием русского слова pravda, написанного латиницей.

Отдельно стоит сказать об активности российских троллей, предшествовавших выпуск «Меморандума Нунеса», в котором ФБР и Министерство юстиции обвинялись в предвзятости в отношении президента Дональда Трампа. Твиттер хэштэг #ReleaseTheMemo был опубликован изначально несколькими сенаторами-республиканцами 18 января текущего года и в этот же день был подхвачен Викиликс. При этом, как указывается на сайте американского Альянса по защите демократии, с 14 января по 31 января члены Альянса изучили 159 основных статей, распространяемых с URL-адресов связанных с Кремлем аккаунтов в Твиттере. В результате оказалось, что 31% процент топовых ссылок был посвящен легендам о «Глубинном государстве» и атакам на ФБР, Министерство юстиции и расследование Мюллера. Половина этих статей была посвящена выпуску «меморандума Нунеса». Другими мишенями российских троллей были Хиллари Клинтон, Эндрю МакКейб и Линдси Грэм. Также активно педалировалась антииммиграционная тема. На основании этих данных конгрессмены Дайэнн Файнстайн и Адам Шифф направили руководству Твиттера и Фейсбука письмо с просьбой расследовать активность ботов.

Проект «Лахта» вновь появляется в другом обвинительном заключении, вынесенном Минюстом США в отношении гражданки России Елены Хусяйновой. Она занималась учетом финансов, которые шли, в частности, на проведение операций по влиянию на американские выборы. Денежные потоки направлялись на выплаты активистам, политическую рекламу в соцсетях, регистрацию доменных имен, закупку прокси-серверов и т.д. В этот раз вмешательство осуществлялось в том числе в промежуточные выборы в Конгресс США 2018 года.

Операционный бюджет проекта, по данным расследования, в 2016-2018 годы составлял 35 млн долларов, притом на операции в США шла только его часть. Также часть средств выделялась на кампании по дискредитации республиканцев Джона Маккейна и Пола Райана, которым в роли «защитника истинных интересов Америки» противопоставлялся Трамп. «Троллям» рекомендовали поддерживать все инициативы Трампа на посту президента.

Если отвлечься от американских реалий, можно вспомнить одно из крупнейших разоблачений российских «активных мероприятий» в Украине, в частности, опубликование писем «серого кардинала Кремля» Владислава Суркова в 2016 году. В опубликованных хакерами документах обсуждались планы по дестабилизации Украины с целью вынудить страну на проведение досрочных парламентских и президентских выборов. Среди предлагаемых мер предлагались переговоры с оппозиционными партиями на предмет организации общегосударственного протеста – «Тарифного Майдана» во второй половине ноября 2016 года. Также кремлевские стратеги планировали «использовать втемную» украинских депутатов-расследователей, которым намеревались «слить» якобы антикоррупционные материалы. Среди других мер, названных в документе, можно назвать внедрение в среду волонтеров своих людей, чтобы сеять панику; развитие сепаратизма в регионах и, конечно, пропаганду и создание поддельных новостей. Один из документов и вовсе содержал перечень шагов по созданию «республики» на территории Закарпатья.

Зачем нужна Integrity Initiative?

Выше были перечислены только несколько примеров действия российской пропаганды всего в двух из многих стран, где Москва проводит свои «активные мероприятия». Однако уже из этого становится понятным, сколько усилий Россия тратит на дестабилизацию других государств, попытки раскола общества и поддержку лояльных к ней кандидатов. Естественно, что жертвы подобного вмешательства пытаются защититься от враждебных атак. К слову, согласно уже упомянутому обвинительному заключению в адрес Хусяйновой, россияне в своей среде прямо называли вмешательство в американские выборы «информационной войной против США».

В 2015 году в США группа добровольцев-энтузиастов из числа обычных американцев во главе с ветераном ЦРУ Чарльзом Левеном создала неформальное движение по борьбе с российской дезинформацией в Линкедин. Работа этой группы впоследствии была описана в крупных американских СМИ. Однако просуществовали «троллеборцы» только год – финансируемые российским правительством, хорошо организованные и количественно намного превосходящие волонтеров тролли добились блокировки американцев, используя стандартный механизм жалоб в соцсетях. Стало очевидно, что обычные люди, обладая ограниченным ресурсом сил и времени, физически не могут остановить потоки дезинформации, распространение которой является одним из приоритетов огромной тоталитарной страны. В то же время не менее очевидно, что защита от столь агрессивного вмешательства является для жертв российских «информационных операций» вопросом национальной безопасности.

Теперь, возвращаясь к перечисленным выше пунктам, которые составляют главную «вину» проекта The Integrity Initiative по мнению российских СМИ, попытаемся понять, являются ли они необходимыми условиями защиты от кремлевской пропаганды.

  1. Финансирование и участие государства. Из приведенных выше цифр понятно, что обычные люди за счет собственных средств попросту не способны противостоять огромной пропагандистской машине, на работу которой тратятся миллионы долларов ежемесячно на одну-единственную страну из списка. Участие правительственного финансирования в Integrity Initiative тоже понятно: «активные мероприятия» являются профессиональным направлением деятельности российских спецслужб по разрушению демократических институтов других стран, то есть вопросом национальной безопасности. Эти вопросы, безусловно, входят в сферу компетенции правительства любой страны.
  2. «Кластеры». Работа российской пропаганды, описанная выше, проводится во всех странах, с которыми взаимодействует Integrity Initiative. По уже названной выше причине энтузиастам, занимающимся борьбой с этой пропагандой, нужна помощь, в том числе организационная. Координация общей работы – совершенно нормальное явление для любого серьезного дела.
  3. Участие экспертов по безопасности и других профессионалов в деятельности кластеров. Борьба с российской пропагандой является вопросом национальной безопасности для многих стран, поскольку в части из них эта пропаганда направлена на ослабление и дестабилизацию страны, а в некоторых (к примеру, постсоветских) угрожает самому существованию государства. Группа волонтеров не может по-настоящему эффективно противостоять спецслужбам – этим должны заниматься профессионалы хотя бы из числа ветеранов, равно как и профессиональные журналисты, лингвисты и другие эксперты. Также вполне нормально, что эти эксперты делятся своими знаниями с менее опытными членами сообщества.
  4. Аналитическая работа. Из приведенных выше документов мы видим, что российские тролли маскируются под коренных жителей стран-жертв, и для того чтобы выявить пропагандистов, понять их тактики и эффективно противостоять дезинформации, необходима серьезная аналитика. Более того, российские пропагандисты, публикуя украденные документы, сами того не желая, подтверждают, что деятельность Integrity Initiative направлена не на создание пропаганды, а напротив, на ее выявление и изучение.
    «В очередной раз отвечая себе на главный вопрос доклада о том, почему «врет» Путин, англичане резюмируют: из-за власти и богатства, а также эксплуатации западной свободы слова. По их мнению, власть и богатство являются причиной, по которой Путин «бомбардировал» Запад дезинформацией», – сообщает один из российских пропагандистских сайтов, тем самым показывая, что деятельность Integrity Initiative полностью отвечает заявленным целям: разобраться в причинах дезинформации, чтобы понять, как ей противостоять.
  1. Когда аналитическая работа проведена, и дезинформация выявлена и опровергнута, совершенно естественным шагом становится распространение правды в медиапространстве. Также важно информировать население о связях того или иного чиновника или политика с Россией, поскольку Россия ведет себя по отношению к вовлеченным в проект странам как враждебное государство. При этом участники британского проекта, в отличие от Кремля, распространяют правду, а не ложь, не используют чужих имен и поддельных данных и не нарушают закон.

Участие в проекте российских диссидентов тоже весьма понятно – они лучше многих понимают пропагандистские техники и менталитет той части российского населения, которая поддается пропаганде.

Таким образом, российские «активные мероприятия» и деятельность созданной для противодействия им The Integrity Initiative соотносятся примерно как деятельность преступников и призванной противодействовать им полиции. В самом деле, «народные дружины» не способны противостоять организованной преступности. Для борьбы с мафией необходимо государственное финансирование, профессиональный аппарат, хорошая координация, качественная аналитическая и исследовательская работа. Существует у полиции и международная координация – тот самый Интерпол, контроль над которым недавно так хотелось перехватить Москве. При этом далеко не вся деятельность полиции обнародуется публично – как с целью защиты источников, так и ради возможности продолжать расследовать и не дать преступникам возможности «замести следы».

Хакерская атака на Integrity Initiative и последовавший за ней скандал – это попытка российской пропаганды поменять местами преступника и того, кто пытается расследовать его преступления. Но между теми, кто распространяет ложь, разрушающую другие страны, и теми, кто распространяет правду для защиты своих стран, существует та же разница, что между агрессором и жертвой, даже если форма организации их деятельности и кажется на первый взгляд похожей.

Автор