«Вся политика – местная»

Олена Монова

Давно я не писала ничего по теме децентрализации.

А ведь это одна из моих любимых тем. Потому что до сих пор повсеместно встречаются эээээ… необычные люди, которые, например, за каждую яму на дороге или не вовремя вывезенный мусор привычно напихивают за комір лично Порошенко, хотя на самом деле с этими самыми 3,14юлями гораздо ближе идти к губернатору или мэру и там уже радостно утыкивать ими спантеличеного можновладця.

То есть вот это модное звонкое слово “децентрализация” на самом деле означает, что каждый может напрямую оказывать самое непосредственное прямое воздействие на власть, было бы желание. Кроме того, децентрализация стала неотъемлемой частью наших международных обязательств, остановила непрекращающиеся попытки провести федерализацию страны, которые сотрясали Украину в 2014 году.

В 2014-м мы вообще прошли по самому краю, и на внешнем фронте, и на внутреннем. Альтернативой настойчиво пропихиваемой извне федерализации (при помощи внутренних агентов влияния), которая означала бы неминуемый раскол государства, всем «новороссиям» и «малороссиям» — стало делегирование полномочий и финансовых ресурсов избранным на местах органам самоуправления. Пожалуй, в истории Украины это было уникальное решение: когда центральная власть добровольно отдала часть полномочий и денег на местный уровень.

В то же время бОльшие финансовые и властные полномочия регионов означают и возросшую ответственность руководителей этих самых регионов. Что опять-таки в переводе с непонятного на общедоступный означает: взялся за грудь — делай что-нибудь. Можно было бы еще вспомнить про «бери мяч и…» и все что там дальше, но там матюки, а я в последнее время стараюсь сдерживаться.

А теперь о том, как ничего не меняется, или немного цифр. Ведь мы же помним, что цифрами всегда очень хорошо бить долбойо… убеждать необычных и недоверчивых людей, которые не видят нигде изменений по причине врожденной слепошарости. Не позволяющей им замечать очевидные вещи: за четыре года децентрализация стала одной из самых успешных реформ постмайданной Украины. Притом что эта реформа еще далеко не завершена и находится в активной стадии реализации.

Теперь, собственно, факты и цифры.

— Сейчас площадь ОТГ составляет примерно треть площади Украины и охватывает одну пятую часть населения. В общем рейтинге областей по формированию ОТГ лучшие результаты демонстрируют Житомирская, Хмельницкая, Днепропетровская, Донецкая, Запорожская и Черниговская области. Хуже объединяются в территориальные громады в Закарпатской, Винницкой, Киевской, Черкасской и Луганской областях.

— Объединение громад является добровольным процессом. Объединяются наиболее активные и продвинутые. И они уже получают свои дивиденды от реформы: несомненным успехом децентрализации стал существенный рост местных бюджетов. За три года они увеличились в два с половиной раза (с 68,6 млрд грн у 2014 году до 170,7 млрд грн в 2017).

Объединенные территориальные громады имеют в три раза большие показатели роста собственных поступлений — на 63,8%, тогда как в целом по Украине прирост составляет 21,3%.

— Чтобы стимулировать создание объединенных громад, в Закон о децентрализации и Налоговый кодекс включены нормы о проведении финансовой децентрализации, что позволило ОТГ получить дополнительный ресурс для выполнения переданных полномочий. В частности, ОТГ получили полномочия и ресурсы, которые ранее предоставлялись только городам областного значения, а именно — зачисление в местный бюджет 60% налога на доходы физических лиц. Кроме того, территориальные громады получают +100% по единому налогу, налогу на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности и налога на имущество (недвижимость, земля, транспорт).

Согласно прогнозу, доля местных налогов и сборов в собственных доходах местных бюджетов составит 30%.

При этом стоит напомнить, что в 2014 году, до начала децентрализации, она составляла менее одного процента.

— С другой стороны, ОТГ получили право на государственные трансферты для выполнения полномочий: дотации, образовательная и медицинская субвенции, субвенция на развитие инфраструктуры громад и тэдэ. Бюджетная децентрализация в разы увеличила финансовый ресурс, который остается внутри громад. По данным правительства, собственные доходы местных бюджетов от 2014-го по 2017 год выросли более чем 100 млрд гривен.

— Объединенные громады получили новые источники доходов, а также расширенные компетенции в сфере землеустройства, регистрационных процедур, архитектурно-строительного контроля, обеспечения функционирования местных школ. Впервые местные громады получили реальные возможности и значительные ресурсы для реализации крупных инфраструктурных проектов.

— Ежегодно увеличиваются субвенции из государственного бюджета для формирования инфраструктуры в ОТГ. В 2017 году субвенция на нужды развития инфраструктуры составила 1,5 млрд грн, а в 2018 году на эти цели правительство заложило 1,9 млрд грн.

— Самое главное, о чем стоит сказать. Несмотря на вооруженный конфликт на Донбассе и сопутствующий экономический спад, правительство Украины не ограничивает местные власти в полномочиях и не отнимает деньги. Необычные и недоверчивые люди не любят об этом вспоминать, а мы вспомним. О том, что в целом местные советы получают в Украине около 40% государственных доходов, т.е. Украина даже в этих условиях является одной из европейских стран с самым высоким уровнем финансовой децентрализации.

При этом совокупная доля местных бюджетов (включая трансферты) в сводном бюджете Украины выросла с 45,6% в 2015 году до 51% в 2017-м. То есть по состоянию на середину минувшего года — впервые за время независимости Украины — основной массив государственных денег оставался в объединенных громадах. Доля местных бюджетов (с трансфертами) в сводном бюджете Украины составляла 51,5%.

— Этот сдвиг доходов от областей, районов и необъединенных громад в сторону городов областного значения и ОТГ является одним из наиболее значимых аспектов децентрализации на сегодняшний день. Он свидетельствует о намерении создать такую административно-территориальную конструкцию, в которой именно города и ОТГ станут играть наиболее существенную роль в субнациональном управлении.

Я к чему это все тут понаписывала. Чтобы каждый прочитавший, даже самый недоверчивый, понял: реальные рычаги власти у него перед глазами, под самым носом. Только руку протянуть. Но для этого надо захотеть. А чтобы захотеть — надо осознать собственную ответственность за собственную судьбу. Не дядек из Киева. Не всемогущего царя ответственность. Собственную.

Тем более, что опыт других стран, которые пошли по этому пути (например, Польша), показывает, что децентрализация действительно является действенным инструментом развития. Причем не только экономического или инфраструктурного, но и общественного. Ведь на местах гораздо легче влиять на принятие решений (в частности, бюджетных) и контролировать их.

«Вся политика – местная» — эта фраза бывшего спикера Палаты представителей Конгресса США Типа О’Нила вполне может служить девизом для всех, кто верит в способность местных громад управлять своей ежедневной жизнью без указаний сверху.

Автор