В нашем небе снова тесно птицам…

Алексей Петров

Все летние каникулы я проводил у бабушки в селе под Бердянском. Рыбалка, море, сельские просторы, и… рёв двигателей фронтовых бомбардировщиков Су-24 над головой. Рядом базировался 29-й инструкторско-бомбардировочный авиационный полк. Гул стоял фактически круглосуточно. Днем и ночью пилоты гоняли на «сушках», оттачивая свои навыки. Растворилось в прошлом детство, туда же канул и тот полк, на вооружении которого было шестьдесят бомбардировщиков Су-24. Расформировали к такой-то матери в 1997-м году.

Еще до середины приснопамятных девяностых в небе Мелитополя было относительно тесно. На гул авиации сразу же обращали внимание гости, и его совершенно не замечали местные жители. Уже привыкли. В рыжих лучах заката транспортные Ил-76, став в круг, заходили на посадку. Или взлетали один за одним, чтобы через минуту раствориться в облаках. Два авиационных полка. Больше полусотни самолетов. Огромный военный городок со всеми прилагающимися атрибутами… Было.

Я тут на досуге поинтересовался, а что же нам такого самолётно-авиационного досталось от Советской армии? Может мы успели к шапочному разбору, и обломилось нам полтора дельтаплана и старый «мессершмитт»? Когда прочёл длинный перечень дивизий, полков и, собственно, авиационной техники, сел на задние ноги, хватая ртом воздух от крайней степени удивления. Сейчас вкратце перечислю. А вы лучше присядьте, друзья, шобы не упасть.

Итак, к 1992 году на территории Украины базировались 4 воздушные армии, в состав которых входили соответственно 10 авиационных дивизий и несколько десятков полков. И это без учёта отдельных эскадрилий, инструкторских центров и так далее.
На вооружении всей этой воздушной армады числилось 1 100 боевых самолётов, в том числе:

  • 220 истребителей Миг-29,
  • 40 истребителей Су-27,
  • 150 бомбардировщиков Су-24,
  • порядка 170-ти военно-транспортных самолетов Ил-76,
    и так далее.

Про стратегические бомбардировщики, наверное, и говорить не стоит. Личный состав подразделений ВВС и ПВО насчитывал порядка 120 000 военнослужащих. Самое мощное авиационное соединение на то время в Европе и четвёртое в мире.

А! Звучит?! Силища! Но тогда липкую от сахара братскую дружбу закутали в Будапештский меморандум, на котором ещё не высохли чернила, и кто-то вдруг решил, что теперь армия Украине особо не нужна. Если клятые американцы нападут на нас, то братья-россияне защитят. А с ними мы уж точно воевать не будем. Общая история жыж, первые пятилетки, голодомор, лагеря ГУЛАГа. Милота. Правильные военные хозяйственники, глянув на это милитаристическое великолепие, скорей всего сказали «О! Супер, хватит всем!» и принялись керувать. Та же авиация в порядке общей очереди пошла под нож и параллельно на витрину магазина «Всё по десять». В 2008 году, спустя шестнадцать лет (срок в масштабах истории совершенно малозаметный), треть самолетов оказалась небоеспособна, а к 2012 году численность личного состава сократилась втрое. И к началу войны количество тех же Ил-76, которые могли подняться с мелитопольского аэродрома, уже можно было пересчитать на пальцах одной руки…

Подготовились. Очень тщательно… И в очередной раз задаюсь вопросом, куда-то девались ежегодные полтора миллиарда долларов, которые выделялись из бюджета на кирзовую армию в стальных шлемах? Я очень жду и свято верю в то, что попередныки ответят на этот вопрос. Пусть и в принудительном порядке…

Весной четырнадцатого года я служил в военкомате вместе с бывшим летчиком. Володю давно сократили из авиации за ненадобностью. Возраст стремительно приближался к отметке «50 лет», и ему оставалось только вспоминать дела давно минувших дней. Но Володя держался молодцом и мечтал вернуться в авиацию. Хотя, где тогда была украинская армия и где авиация? Да и куда в таком возрасте?!.

Представляете, друзья? А ведь он дождался того дня, когда его мечта осуществилась. Добился восстановления и сел за штурвал Миг-29. Потому что про армию вспомнили. Жизнь заставила вспомнить. Гаццкая власть барыг быстро учла урок, который преподало нам время, и, засучив рукава, страна принялась восстанавливать вооруженные силы. В том числе и авиацию. Не для посмотреть, а для дать по соплям гребанным мокшанам.

И снова в небе Мелитополя возмущаются вороны и горобцы, дескать, поналетели транспортные «Илы», реальным птицам прошмыгнуть негде. И уже становятся на крыло молодые летчики 831-й бригады тактической авиации, выполняя боевые пуски ракет. Ещё одна украинская бригада тактической авиации им. Петра Франка усиленными темпами готовится к совместным с партнерами по НАТО учениям «Чистое небо-2018». Символично, кстати. Как состав участников, так и само название.

А июльские учения вертолётчиков под Мариуполем (с боевыми стрельбами по целям в море) не абы как переполошили оккупантов. Сам факт того, что вопреки истерикам зрадофилов и экспертному мнению попередныкив, украинская армия наращивает мускулатуру, вводит агрессора в дрожь. А тут ещё реактивные ракеты «Оскол-80» прошли очередной этап государственных испытаний. Да и противокорабельные крылатые ракеты «Нептун», кажуть, можно к самолету прикрутить. Значит, есть к чему прикручивать. Уже есть! Клятые украинцы. Совсем перестали ценить «дружбу между братскими народами». Ни стыда, ни совести!

А Володя продолжает летать. В своём возрасте раз за разом заступает на боевое дежурство, сидя в кабине Миг-29.
– Много летаете?
– Конечно! Молодежь натаскиваем… Но хочется ещё больше. Аж не верится, если честно. Всё вдруг перевернулась с ног на голову!
– Не жалеешь, что на старости лет вернулся в истребители?
– (удивленно) Ты чтоооо, Лёха?! Ни капли… Ты же знаешь, я без неба не смогу!

 

Фото © Oleg V. Belyakov/Airplane-Pictures

Автор