Простые конструкции порождают искажение реальности

Юрій Гудименко

Надо, я смотрю, дровишек подкинуть, а то перестало гореть.

На днях я слушал разговор долбоё*а с долбоё*ом. Это было вынужденно, но разговор оказался полезным.

От долбоё*а номер один я узнал ряд новых, ранее неизвестных мне фактов, как то:

  • СПИДом болеют только гомосеки;
  • Если отобрать всё у богатых и поделить, страна заживёт как надо;
  • Украина на самом деле богаче Америки, только если все воровать перестанут, потому что у нас же чернозём, который Гитлер вывозил.

От долбоё*а номер два я ничего не узнал, потому что он только кивал и соглашался, а потому мы более о нём говорить не будем.

Проблема заключается не в отдельном долбоё*е, и даже не в том, что я страдал, выслушивая этот поток словоотходов. Проблема в том, что с каждым из этих тезисов потенциально согласно большинство населения Украины. И с этими, и с рядом других. Например, волшебное слово «гэ-мэ-о» с вероятностью три к одному вызовет у собеседника поток конспирологических рассуждений о немыслимом вреде генно модифицированных организмов (на слове «модифицированных» гарантированно произойдёт заминка из-за крайней сложности словесной конструкции). Это, разумеется, означает, что перед вами долбоё*. Для более статистически значимой выборки долбоё*ов можно оценить процент населения, читающий гороскопы.

И не то чтобы быть долбоё*ом плохо. Нет, долбоё*ом быть хорошо. Долбоё* живёт просто, и вселенная у него простая, как дверь. Долбоё* верит в простые решения и не верит в сложные условно-сбалансированные системы. Всё разделить – будет хорошо, ведь у всех будет одинаково денег. Логично? Логично. Чиновник должен получать меньше работяги, потому что «а не ох*ел ли он, – не на заводе, чай, в спецовке чушки тягает, а в кабинете сидит, возможно даже с кондиционером?». Логично? Само собой! У нас земля богатая, а денег мало, что это значит? Воруют! Перестанут, – и сразу американцев обгоним! А? Не жизнь, а сказка будет!

Х*язка.

Простые конструкции порождают искажение реальности. Формулы, по которым устроен мир – это не всегда эйнштейновское внешне простое «Е=mc2». Намного чаще это многостраничные, многотомные, неопределённые, близкие к вероятностным формулам квантовой физики конструкции, которые держатся на сплетении психологии масс и индивидуумов, экономических стимулах и запретах, исторических нормах и ошмётках религии, смешанных в один салат с инфраструктурными возможностями, географическим положением, климатом и прочей метафизикой. Простое решение – принять, что миром правят масоны. Тогда всё становится максимально понятно простому человеку: есть группа лиц, которые тайно управляют всеми процессами, от терактов 11 сентября до кризисов на бирже. Так просто. Так понятно. Так логично. Кто выпил воду в кране? Таки да!

И это намного, намного проще, чем пытаться воспринять глобальную картину мира как синтез тысяч систем, балансирующих между интересами своих групп, мировой экономикой и нормами морали. Человеку проще представить себе пирамиду твёрдую, понятную, незыблемую, чем миллион штормов в гигантской банке. Куда покатиться песчинка с верхушки пирамиды – предсказать несложно. Куда унесёт песчинку в соприкасающихся штормах – невозможно. Песчинка не хочет верить, что её судьба непредсказуема. Песчинка – она за стабильность и простоту.

И песчинка-долбоё* ищет лёгкие пути.

Песчинка не в силах понять, что сравнивать США с Украиной может только клинический долбоё*. Потому что после того, как наши дальние предки прое*али государственность в 1918-1921 годах, после того как наши менее дальние предки не сумели восстановить её во время Второй мировой, и совсем не дальние (и недалёкие) предки благополучно дали просрать все возможности для реформ после распада СССР, сравнивать можно только со странами, которые прошли аналогичный путь. Давай, с Молдовой сравнивай. С Беларусью там. Как сравнение? С Польшей – так а Польша между Первой и Второй независимость-то отстояла. И Эстония. И румыны даже. И после распада Совка они платили цену реформ. Полностью платили, из горла, и это поляки к нам торговать ездили тогда, а не наоборот. И миллионные забастовки у них были. И инфляция. И повышение тарифов. И много чего. Цена была уплачена. Теперь имеют товар. А мы – нет.

Человек-долбоё* не понимает, что экономика – это сложная, многоуровневая конструкция. Что недостаточно иметь землю, чтобы жить богато. Потому что надо построить систему, в которой производитель имеет стимулы наращивать обороты, надо иметь дороги, по которым зерно перевозят, порты, где его отгружают, рынки, где его продают, современные технологии (привет, гэ-мэ-о!), чтобы собирать с гектара больше и не выжигать землю. Законы надо иметь работающие. Всё вместе это создаёт некую систему, в которой «не воровать и взяток не брать» – даже не самая важная деталь, на самом деле.

Азиатские и южноамериканские системы построены на коррупции. На такой коррупции, по сравнению с которой наша кажется мизерной. Но бизнес это не останавливает. Там просто правила игры есть. Бизнесу это важнее. И если правила игры включают в себя «дать там, там, и во-о-он тому хрену в шляпе» – ну, ок. Дадут. Абы работало. В цену включат расходы на взятки, и вся недолга.

Но этого человек-долбоё* не понимает. Как и того, что коррупция сейчас по сравнению с коррупцией при Януковиче нехило так подзачахла. Человек-долбоё* не понимает, что мы свернули на путь, который на уровень Америки выйти не поможет. Мы свернули на путь, который ведёт на уровень Польши. Литвы. Латвии. Румынии. Мы свернули с ровной дороги, которая вела в 3,14дец, на избитую ухабами дорогу, которая от 3,14деца уводит.
Да, доллар не по восемь.
Да, тарифы растут.
Да, оказывается, чиновнику надо платить на уровне менеджмента того же уровня, чтобы получить повышение доли неворующих профессионалов.
Да, оказывается, что отсутствие рынков земли и газа вредит экономике.
Да, оказывается, что если ты долго не тратишь деньги на армию, то приходит злой сосед и наносит тебе ущерб в десять, в сто раз больший, чем если бы ты на армию тратился и она бы у тебя была.
Да, оказывается, что это всё не нравится большинству населения.

Вот ведь сюрприз.

Такое ведь уже было. Человека-долбоё*а не у нас изобрели, и не сейчас. В Евросоюзе, если не ошибаюсь, ограничены те самые ГМО из-за давления людей-долбоё*ов. В США среднестатистический колхозник-реднек может быть ровно так же уверен в исключительности роли геев в передаче СПИДа и масонов – в международной политике.

Только их предками цена за спокойствие и развитие уже уплачена. Войнами за независимость, мировыми рецессиями, борьбой с коммунистами и сохранением своей государственности. А мы прое*али всё многократно. И сейчас имеем все шансы прое*ать, прое*ать надолго и дать своим потомкам снова начинать всё с нуля.

Наши предки поверили в простые лозунги. В «землю крестьянам». В «заводы рабочим». Они поверили в простые конструкции, в мир, где всё просто и радужно.

Поверить Ленину или Махно было просто. Сложнее было потом не съесть своего ребёнка в Голодомор.

Мы теперь готовы поверить в не менее простые лозунги. Про то, что надо просто договориться, – и наступит мир. Что надо просто выбрать правильное лицо, – и Украина станет как Америка. Что надо просто свернуть с ухабистой дороги снова на прямую, – и тогда не важно, что ждёт впереди.

История покажет, окажемся ли мы такими же долбоё*ами, как наши предки.

Если, конечно, это будет НАША история.

Автор