Новости из США. 18-24 июня 2018 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Об основных новостях, находившихся в центре внимания в США и в ведущих американских СМИ в течение последней недели.

Абсолютно доминирующим событием в США и в американских СМИ на уходящей неделе стал серьезный и трагический кризис, вызванный проводившейся в жизнь по указанию Трампа политикой по сути охоты на нелегальных иммигрантов, предусматривавшей их интернирование, разделение с детьми и помещение детей независимо от их возраста в специально созданные закрытые лагеря. Эта политика проводилась в жизнь, начиная примерно с середины апреля и была частично остановлена в минувшую среду, когда после многочисленных протестов Трамп подписал указ о приостановке разделения родителей-нелегальных иммигрантов с их детьми. Остановимся сначала на других событиях, после чего вернемся к этому кризису.

К концу недели появилось официальное подтверждение того, что происходит активная подготовка встречи Трамп-Путин. В субботу госсекретарь Помпео в интервью телеканалу MSNBC подтвердил, что советник по национальной безопасности Болтон отправляется в воскресенье или в понедельник в Москву, и что следует ожидать, что за этим визитом последует встреча Трамп-Путин «в не столь отдаленном будущем». Помпео заявил, что в переговорах с Россией США «попытаются найти вопросы, по которым наши интересы пересекаются, но будут отстаивать американские интересы по вопросам, где такого пересечения нет». Помпео также сказал, что со времени вступления в должность госсекретаря в апреле дважды беседовал с Лавровым и выразил ему «озабоченность в связи российским вмешательством в американские выборы и в связи с поведением России в Сирии и в Украине» и добавил: «тем не менее, если есть вопросы, по которым мы можем найти общий подход, мы определенно будем его искать». В ответ на вопрос, посетит ли Трамп Москву, Помпео ответил, что «не знаком с расписанием президента». Ссылаясь на различные источники в администрации, журналисты многих изданий сообщают, что встреча Трамп-Путин может состояться во время поездки Трампа в Европу на саммит НАТО (11-12 июля) и с визитом в Великобританию (13 июля).

Встреча Трампа с Путиным может стать первой официальной (а не в кулуарах многосторонних саммитов) двусторонней встречей президентов США и России, начиная с 2012 года. Именно на формате официальной двусторонней встречи в течение долгого времени настаивает Трамп.

[expand title=”Развернуть”]

[/expand]

Однако об активизации контактов нынешней республиканской администрации с Россией свидетельствует не только поездка Болтона в Москву для подготовки встречи Трамп-Путин, но и первый после 2013 года официальный визит в Москву делегации американских сенаторов, который состоится на следующей неделе. Характерно, что в состав делегации из четырех человек входят исключительно республиканские сенаторы. Вот имена этих «героев»: Кеннеди из Луизианы, Шелби из Алабамы, Дейнс из Монтаны и Гувен из Северной Дакоты.

Сенатор Кеннеди, возглавляющий делегацию, заявил, что они «надеются встретиться с российским президентом и другими высокопоставленными представителями, обсудить общие интересы и общие проблемы и установить связь между Конгрессом США и администрацией Путина». На вопрос корреспондента CNN, собирается ли делегация поднять вопрос о вмешательстве России в американские выборы, Кеннеди ответил отрицательно, сказав: «Я не хочу делать ничего, что привело бы к международному инциденту, но я надеюсь на честный разговор об этих вещах».

К последней фразе Кеннеди добавить нечего. Комментарии излишни, поскольку фраза говорит сама за себя больше, чем о ней и этом визите могли бы сказать любые комментаторы.

Американские парламентарии не посещали Москву с официальными визитами с 2013 года.

Хочу заметить только, что делегации американских парламентариев посещали даже Советский Союз, встречались с Брежневым. Но при этом, например, одним из важнейших вопросов, который они всегда поднимали, был вопрос о нарушениях прав человека в Советском Союзе, о томящихся в советских лагерях и психушках политзаключенных. И временами кто-то из узников выходил на свободу, получал разрешение на выезд из страны. Делегации такие были всегда двухпартийными, что демонстрировало единство обеих ведущих американских партий в ключевых вопросах отношений с Советским Союзом. Похоже, что сегодня республиканская партия при содействии посла США в России Хантсмана (назначенного Трампом и являющегося его политическим сторонником), который готовил этот визит четырех сенаторов, показывает, что строит свои, какие-то особенные отношения с Россией. Поднимут ли, например, четыре сенатора вопрос об освобождении украинских заложников из российских лагерей и тюрем? Будут ли говорить о держащих голодовку Олеге Сенцове и Владимире Балухе, о других более чем семидесяти украинских заложниках, захваченных Россией?

А теперь вернемся к тому, с чего начали, к тому, чем по сути жила и продолжает жить Америка, начиная с 15-16 июня, к кризису, вызванному разделением детей нелегальных иммигрантов с их родителями и помещением их в закрытые лагеря.

В апреле Трамп дал указание иммиграционной полиции, министерству внутренней безопасности и министерству юстиции устраивать усиленные облавы на нелегальных иммигрантов, задерживать их, а детей любого возраста у них отбирать и направлять в специальные закрытые лагеря-изоляторы. 7 мая генпрокурор Сешанс объявил о том, что политика отъема детей у родителей становится практикой. В течение более чем месяца, однако, особых новостей о том, как эта практика осуществляется, не было.

Но вот в пятницу утром, 15 июня, журналисты обнаружили на юге Техаса, в приграничном районе, закрытый лагерь, где, как они выяснили, содержатся дети, которых отобрали у родителей. Журналисты забили тревогу. Оказалось, что такой лагерь не один. Ко вторнику выяснилось, что около 2400 детей, в том числе несколько сот грудных детей и детей, едва начинающих ходить, были насильно отобраны у родителей – нелегальных иммигрантов начиная с середины апреля, и помещены в закрытые лагеря, куда сотрудники ICE, иммиграционной полиции, по сей день не пускают даже сенаторов и конгрессменов. Например, в пятницу в один из таких лагерей пытался попасть сенатор-демократ Блюменталь, но пропущен туда не был. Условия содержания детей неизвестны. Их интернированные родители, содержащиеся в других местах, не имели (и большинство до сих пор не имеют) о своих детях никакой информации. Известен как минимум один случай, когда мать семилетнего мальчика, которого у нее отобрали, выслали в Гондурас, откуда она приехала, а ребенок остался в США.

Как только 15 июня этот кризис начал развиваться, Трамп тут же заявил, что детей нелегальных иммигрантов отбирают у родителей согласно «очень плохому закону, который приняли демократы». Это является, однако, ложью, поскольку подобного закона, обязывающего отбирать у нелегальных иммигрантов детей при их задержании и интернировании, нет. Трамп потребовал в очередной раз от Конгресса принять новое иммиграционное законодательство, в котором должно быть выделено $25 миллиардов на строительство вожделенной для него стены на границе с Мексикой. Таким образом президент США явился инициатором взятия детей по сути в заложники своей безумной идеи строительства стены на границе, которая не имеет никаких шансов быть одобренной Сенатом. Представить, что в Сенате найдется 60 голосов за то, чтобы в прямом смысле превратить в бетон $25 миллиардов, совершенно невозможно.

Еще с прошлого воскресенья по всей стране начались массовые протесты против отъема детей у родителей. Большинство общенациональных телеканалов прервали обычные передачи и говорили круглосуточно только о разразившемся кризисе. Многие ведущие популярных вечерних и дневных информационных программ в течение нескольких дней вели их с юга Техаса. Многие женщины-ведущие не могли сдержать слезы. Все телеканалы обошла восьмиминутная аудиозапись, сделанная сотрудником одного из лагерей, в котором содержатся дети, и переданная журналисту издания ProPublica. На записи слышен непрерывный плач интернированных детей, отобранных у родителей, их просьбы о помощи и неуместные шутки персонала «Оркестр у нас есть, не хватает дирижера».

Забегая наперед, скажу, что в пятницу конгрессмен-демократ Тед Лью (Lieu) из Калифорнии, получив слово на пленарном заседании Палаты Представителей, включил эту запись там. И был в ответ лишен слова заместителем спикера республиканкой Карен Хэндел из Джорджии, председательствовавшей на заседании в отсутствие спикера.

К вечеру вторника губернаторы восьми штатов запретили использовать национальную гвардию их штатов (привлекавшуюся к облавам на нелегальных иммигрантов в приграничных районах) и их материальные ресурсы для любых действий, связанных с отъемом детей у родителей, и осудили такие действия, как противоречащие основным базовым ценностям американского общества. С осуждением разделения детей и их родителей выступили не только законодатели-демократы, но и не менее десяти республиканских сенаторов. С осуждением политики Белого Дома по отъему детей у родителей публично выступили все четыре ныне здравствующие бывшие первые леди страны – Розалин Картер, Хиллари Клинтон, Лора Буш и Мишель Обама. С фактическим осуждением того, что делает ее муж, выступила во вторник Мелания Трамп. Губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо заявил, что штат подаст судебный иск против администрации.

Согласно опросам, опубликованным утром в среду, 67% американцев осуждали безумную политику отъема детей у родителей (в то же время ее поддерживали 57% рядовых республиканцев). В стране начались демонстрации протеста.

И президент отступил. Пожалуй, впервые со времени своего вступления в должность ему пришлось отменить принятое ранее решение. По-видимому, чтобы успокоить страсти, ему посоветовали сделать это публично. В среду в середине дня Трамп подписал указ о приостановке отъема детей у родителей, предписав, что при задержании нелегальных иммигрантов их дети в возрасте до 18 лет должны содержаться вместе с родителями.

Это, однако, никак не решило проблему около 2400 детей, уже разделенных с их родителями. Как оказалось, этих детей содержали отнюдь не только в Техасе. Их развезли по разным местам в 17 (!) штатах по всей территории страны, вообще не думая о том, как родители впоследствии смогут найти своих детей, в особенности совсем маленьких детей. Их родители, арестованные и содержащиеся также в различных изоляторах, в большинстве не знают, где находятся их дети. Связи у них с детьми нет.

Поэтому то, что произошло, остается на сегодняшний день серьезным кризисом.

В пятницу республиканцы в Палате Представителей пытались принять закон о поправках к закону об иммиграции в очень консервативной версии, очень ограничивающей иммиграцию в страну. Все демократы голосовали против, к ним присоединился 41 республиканец. Законопроект не прошел, не добрав 21 голос для принятия. Впрочем, даже если бы он прошел, шансы собрать в поддержку такого закона 60 голосов в Сенате абсолютно нулевые.

Стив Шмидт, многолетний и очень известный политический стратег республиканской партии, посвятивший тридцать лет разработке политических программ партии, заявил на прошедшей неделе о своем выходе из нее. Шмидт заявил (цитирую по газете «Вашингтон Пост» за 20 июня):

Избрание Трампа еще не означало гибели республиканской партии. Реальность такова, что наши отцы-основатели всегда предсказывали, что в один прекрасный день появится такой президент, как Трамп, и именно поэтому они разработали систему правления так, как они ее разработали. То, чего они никогда себе не представляли, – это полного отречения равной ветви власти (законодательной) от своих полномочий (контрольных), которое мы видим сейчас. Теперь определение консерватизма – это требование полного и беспрекословного послушания лидеру.

Согласиться с таким развитием событий в своей теперь уже бывшей партии Шмидт категорически не может.

А представители администрации, непосредственно причастные к тому, что произошло, вполне ощутили на себе, что такое общественное мнение. Произошло это при сходных обстоятельствах. Первой «ласточкой» оказалась министр внутренней безопасности Кирстен Нильсен. Она решила во вторник поужинать в мексиканском ресторане в Вашингтоне. Увидев ее, посетители ресторана стали кричать «Shame! Shame!» – «Позор! Позор», «Закройте концлагеря в Техасе!», вынудив министра закончить ужин досрочно.

В среду в аналогичной ситуации оказался советник Трампа, известный своими ультраправыми взглядами Стивен Миллер, который считается автором идеи отъема детей у родителей – нелегальных иммигрантов. Он, также придя в Вашингтоне в мексиканский ресторан, услышал в свой адрес «Фашист!»

Но самая громкая история, о которой написали в субботу все ведущие газеты (привожу ее описание по статье в «Вашингтон Пост»), произошла в пятницу, когда пресс-секретарь Белого Дома Сара Хакаби-Сандерс отправилась со своим мужем и еще несколькими сопровождавшими их друзьями на ужин в небольшой городок Лексингтон в штате Вирджиния, в 200 милях от Вашингтона, в ресторан «Red Hen». Около восьми вечера хозяйке ресторана Стефании Вилкинсон позвонили сотрудники ее заведения (штат небольшого ресторана насчитывает 6 человек) и сообщили, что в ресторан пришла ужинать пресс-секретарь президента США с мужем и компанией. Звонившая сотрудница сказала, что все ее коллеги недовольны таким визитом. Стефания Вилкинсон села в машину и поехала в свой ресторан. Поехала, думая по дороге о том, что делать. Думая о том, что почти все население небольшого Лексингтона (всего 7000 человек), хоть он и находится в очень республиканском округе, в подавляющем большинстве проголосовало в 2016 году за Клинтон, думая также о том, что Сара Хакаби-Сандерс работает в администрации, в которой нет гуманизма и этики, прибегает ко лжи на своих брифингах и о том, как она защищала только за несколько дней до этого политику отъема детей у их родителей. Придя в ресторан и убедившись, что в нем действительно находится Сара Хакаби-Сандерс с мужем и компанией, хозяйка спросила у своих сотрудников, чего бы они хотели. «Хотите ли вы, чтобы она ушла?» Услышав единогласное «да», Стефания Вилкинсон направилась к столику, за которым сидела пресс-секретарь Белого Дома, представилась и попросила ее отойти на пару слов. Далее хозяйка сказала пресс-секретарю президента: «Ресторан придерживается определенных стандартов, которые я считаю, он должен поддерживать. Это честность и сострадание, а также взаимопомощь. Поэтому я бы хотела, чтобы вы ушли». Гости, которые ели закуски в ожидании готовившегося для них на кухне ужина, стали собираться к выходу. Они предложили заплатить за свой заказ. Хозяйка принять деньги отказалась. Так маленький ресторан в маленьком городке (кстати, очень симпатичный, судя по его сайту) стал известен на всю страну. Под всеми статьями об этом событии на сайтах газет и их страницах в социальных сетях появились массовые призывы ехать в Лексингтон, обедать и ужинать в ресторане «Red Hen».

 Последняя новость все-таки говорит о том, что Америка остается Америкой. Свободной страной свободных людей. О том же говорит и вот такой факт. Одна обычная калифорнийская семья начала в интернете сбор средств для помощи отобранным у родителей детям и их родителям в воссоединении. Обычная супружеская пара, обычные люди. Они рассчитывали собрать, может быть, несколько тысяч долларов. И… собрали за два дня более $16 миллионов.

Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, добра, любви, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Любите детей.

Автор