Реформа очереди на жилье в армии
На рабочем столе компьютера в папке “Работа” появился еще один вкладыш – “Реформа жилья”. Вкладыш в нормальном соседстве, рядом с папками “Реформа вещевки” и “Реформа питания”. И начинали эти все папки наполняться приблизительно одновременно – с появления документа за подписью Петра Порошенко. И “Реформа жилья” – не исключение из традиций…
Проект #184общаги был лишь звеном цепочки и изначально не задумывался как разовый, изначально продумывались дальнейшие шаги. Но не спешили, не торопились, ждали начала строительства. И вот по всей стране запустилась стройка, уже больше сотни стройплощадок в разном состоянии, десятки тысяч строителей, тысячи единиц техники.
Но это лишь начало. Начало самой сложной реформы. Начало решения проблемы, уползающей корнями в ДЕЙСТВУЮЩИЙ сейчас Жилищный Кодекс УССР. Ага, так и значится на сайте ВР статус документа – действующий…
«Відповідно до Конституції СРСР і Конституції Української РСР громадяни Української РСР мають право на житло»…
А еще Закон Украины про социальную защиту военнослужащих. Где прописана обещалка дать квартиру. Только там не прописана обязанность эту строчку бюджета финансировать.
На сегодняшний день очередь на жилье в армии насчитывает 47 000 человек. За год, с помощью выдачи квартиры или выплаты компенсации, обещание выполняется для 1 000 человек. А очередь прирастает на 1 500. И даже свались сейчас, вдруг и внезапно, дополнительные десятки миллиардов гривен в бюджет МО – но ведь это не решение проблемы, это ее простое купирование. Проблема же в том, что обещание постоянного жилья – это рудимент и невероятной силы коррупционный фактор.
Само обещание – это и есть фундамент одного из аспектов коррупции! Почему самая большая очередь на квартиры в Киеве? В Киеве больше всего военных? Да нет, совсем нет.
Вот вам два диаметральных примера…
С одной стороны, у нас будет толковый и честный полковник, отбарабанивший всю жизнь в каком-нибудь… пусть, Сумском, например, гарнизоне. Честный. Талантливый. Боевой. И, для радикализации примера, одинокий. Ну, вот так сложилось, всю жизнь в армии, жены нет, детей нет. Какую квартиру он должен получить? Правильно, однокомнатную. Тысяч пятнадцать долларов, да?
С другой стороны, у нас будет «ушлый» и «предприимчивый» полковник, который сидел где-нибудь в спокойном месте, занимался какими-нибудь мелкими пакостями, звезд с неба не хватал. А за пару лет до пенсии перевелся в Киев, пользуясь знакомствами/связями/взятками. На самую-самую гнусную и захудалую должность, но – в Киев. И если у него есть пару детей (не достигших совершеннолетия), и если он еще и своих родителей оформил себе «на иждивение», то наш второй полковник уже имеет право на пятикомнатную квартиру в Киеве. Цену сказать? Сотня тысяч долларов? Больше?
Вот и очередь у нас в Киеве больше, чем в десятке областей вместе взятых.
Пути решения есть. Пути СПРАВЕДЛИВОГО решения – есть. Касается действующих военных, пенсионеры в очереди уже не могут менять свой статус, и страна обязана право на постоянное жилье обеспечить.
Начинаем считать математические модели и искать справедливые решения. Новая задача, новая папка, новая реформа.