Так богатые мы или бедные?
Думаю, как бы на пальцах раскинуть «богатые мы или бедные». Ибо тоже тема.
В общем, ответ такой. На бытовом уровне – еда, одежда, домашняя утварь, включая 42″ телевизоры в среднем по сравнению с 1970-1990-ми – мы выросли, небо и земля. Не о чем спорить. Посему и не спорю с теми, у кого ностальгия по «колбасе за 2,20». По уму спорить не о чем, а распинаться перед безумными – опускаться до их уровня.
Итак, в персонально бытовом смысле мы стали на порядок богаче.
В чем мы не то что бедные – нищие. Как раз на то 116 место за ВВП/ППС?
В инфраструктуре.
То есть в тех вещах, которые обеспечивают безопасность, коммуникации, развитие, среду, в которой мы живём вне квартиры.
Расшифрую. То, что люди мусорят за собой, – плохо. Очень. И конечно хотелось бы людей перевоспитать. Но пока во дворах много мусора. И вот в одном ОСББ жильцы просто скинулись и наняли на два дворника больше, а потом, «поучаствовав в коррупционной схеме», установили во дворе в два раза больше мусорных контейнеров и двор стал –– эврика! – не в 2 раза, а на порядок чище и уютнее.
То есть я конечно против коррупции и за полную победу над такой, но пока «боротьба триває» засыпаться мусором все-таки не стоит, тем более что такие «ништяки», как мусорный контейнер или услуги дворника, есть ТМЦ и будет стоить денег что с коррупцией, что без таковой.
Дальше, инфраструктура. Армия. Фронт стоит, и даже медленно ползёт в сторону возврата наших земель. Что это означает. Что мы стали вкладывать деньги и другие ресурсы в безпекову инфраструктуру. И вложения ДОСТАТОЧНЫ для того, чтобы в условиях агрессии соседнего недружественного государства границы (в том виде, в котором оформились на апрель 2015) были нерушимы. Это стоит денег. Или жизней. В чем чисто экономический корень голодомора? В том, что украинский крестьянин не смог заработать на содержание тех, кто защитил бы его от грабителей с северо-востока. Всё просто. Если дверь в твой дом не заперта на надёжный замок, в неё рано или поздно войдёт тот, кто тебя ограбит и убьёт. А замок или охранник стоят денег. Что в доме, что в стране. Если этого нет – то бедность. И смерть. Жизнь бедняка стоит мало.
И так далее. Дороги, медицина, образование.
И даже исполнительская инфраструктура для бизнеса. Туева хуча предпринимателей (точнее подавляющее большинство) платят наёмным работникам около минималки. Потом удивляются, что «работать некому – все толковые уехали». Когда начинаешь копать – выясняется, что всё честно. Тот же предприниматель себе еле 20-30 тыс. зарабатывает. Что уж о наёмниках говорить. Ничего. Кроме того, что это тоже бедность.
И так куда ни плюнь – львиная доля проблем, которые у нас принято называть «государство плохое», объясняются простой бедностью. Ок, не обеспечивает государство того и того. Не вопрос, значит не платим за то и то государству в виде налогов. Но! Это не избавляет от необходимости платить тому, кто «то и то» тебе обеспечит.
Даже телеканал «Монова ТВ» с рубрикой «Хельги Шарп против Олег Пономарь» тоже стоят денег.
И вот тут мы приходим к пониманию, что бедность – она не только в кошельках. Она в головах. Причём вначале в головах.
Но это совсем другая история.
Сорри за сумбур, без него вышло бы раза в три длиннее. У меня.