Новости из США. Главное к концу недели. 27 апреля 2024 года

Ігор Айзенберг

Слава Україні!

Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!

  • Как спикер Майк Джонсон принимал решение о продвижении закона о помощи Украине, Израилю и Тайваню
  • Каким будет состав Конгресса следующего созыва и чего от него можно ждать?

▶ Телеканал CNN и несколько других ведущих американских СМИ опубликовали интересные материалы о том, как спикер Палаты Представителей Майк Джонсон принимал решение о продвижении закона о помощи.

Все эти материалы подтверждают то, что мы с вами обсуждали неделю назад. Спикер поступил прежде всего как человек, занимающий третью по значимости должность в американской государственной иерархии, поступил в соответствии с национальными интересами США.

При этом спикер Джонсон изменил и свою собственную позицию. В Палате Представителей предыдущего созыва он голосовал в качестве рядового депутата против всех до одного законов, выделявших бюджетные ассигнования на помощь Украине, вместе с ультраправыми. В прошлую субботу он проголосовал «за».

Как мы с вами уже обсуждали, было три основных причины, побудившие Джонсона к изменению его позиции – осознание им того, что он должен действовать в интересах страны, атака Ирана на Израиль и необходимость выделить деньги на помощь Израилю и серьезное давление избирателей.

Став спикером, Джонсон стал получать специальные брифинги разведки о положении в мире. Более того, не так давно президент Байден попросил директора ЦРУ Уильяма Бернса провести лично для Джонсона особый брифинг о положении на фронте российско-украинской войны, о тяжелом положении украинских войск из-за остановки американской помощи и о тяжелых последствиях, которые наступят для США в случае успеха России.

Как выяснили корреспонденты CNN, Джонсон общался и с бывшим госсекретарем Помпео, которому он доверяет и который, являясь сторонником помощи Украине, убеждал его в необходимости принять закон.

И, по-видимому, в воскресенье, 14 апреля, вслед за атакой Ирана на Израиль, Джонсон принял для себя решение. Причем, принял он его, скорее всего, не советуясь с лидером республиканской фракции Скализом, который в этот день публично заявил, что республиканцы представят отдельный законопроект о помощи только Израилю, на что получил тут же из Белого Дома публичный ответ, что для президента это неприемлемо. А Майк Джонсон, как выяснили журналисты CNN, в этот день долго говорил по телефону с лидером демократической фракции в Палате Представителей Хакимом Джеффрисом. Говорил о том, как лучше поступить, чтобы выделить все ассигнования, запрошенные президентом на помощь Украине, Израилю и Тайваню, но уменьшить при этом давление со стороны тех ультраправых республиканцев, которые против помощи Украине (и угрожают уволить Джонсона, если он поддержит такую помощь) и тех левых демократов, которые против помощи Израилю. Спикер и лидер фракции меньшинства вместе подсчитывали, сколько голосов каждая из фракций готова отдать за помощь той или иной стране отдельно (если на голосование одновременно выносятся отдельные законопроекты за помощь каждой из них, но именно одновременно, чтобы никто не думал о подвохе) и сколько готовы проголосовать за помощь всем вместе, фактически проголосовав за уже принятый Сенатом в феврале законопроект H.R.815.

И именно тогда, очевидно, Джонсон и Джеффрис договорились о том, как лучше поступить, чтобы принять законопроекты.

Неизвестно, обсуждали ли они помощь демократов Джонсону в случае возможного голосования за резолюцию Марджори Тейлор-Грин об отставке Джонсона. Джеффрис утверждал, что не обсуждали. Но с другой стороны, сам Джеффрис говорил ранее, что демократы помогут Джонсону остаться на посту, поскольку неприемлемо, чтобы его отстраняли от должности за то, что он делает то, что нужно делать в интересах страны, в интересах США.

В результате, как известно, Джонсон внес в Палату Представителей четыре отдельных законопроекта. С тем, что, если они будут приняты, они должны быть объединены в качестве поправок Палаты Представителей к законопроекту H.R.815, принятому ранее Сенатом. И тогда Сенат сможет, если большинство сенаторов не воспротивится этому, рассмотреть снова тот же законопроект H.R.815, который Сенат уже принял в феврале, по ускоренной процедуре – с поправками Палаты Представителей. Все это именно так и произошло, как мы теперь знаем.

Знаем и то, что Джонсон, человек верующий, долго молился во вторник перед тем, как внести законопроекты на рассмотрение.

Знаем и то, что его договоренность с лидером демократов Джеффрисом обеспечила важнейшее голосование в регламентном комитете Палаты, который по предложению спикера формально решает вопрос о внесении законопроектов в повестку дня. Редкий случай – все демократы в комитете, представители фракции меньшинства, проголосовали за внесение законопроектов, внесенных спикером от большинства в повестку дня. В то время как три ультраправых республиканца в комитете голосовали против, поскольку были против помощи Украине.

Спикер Джонсон пошел против большинства своей фракции. Потому что большинство его фракции не хотело действовать в интересах страны. Джонсон после голосования заявил: «Я мог принять эгоистичное решение и поступить по-другому, но я делаю то, что считаю правильным. Я считаю, что оказание помощи Украине сейчас критически важно».

Джонсон поступил так, как и должен поступать спикер в разделенном Конгрессе. Он договорился с лидером демократов о том, как принять нужные стране законопроекты ситуативным двухпартийным большинством.

▶ 5 ноября в США состоятся не только президентские выборы. Будут переизбираться 33 сенатора из 100 (сенаторы избираются на шесть лет) и будет полностью переизбираться Палата Представителей (она избирается на два года).

Президент США обладает большой властью. Но также большой властью обладает и Конгресс. Как видим, когда Конгресс не выделяет на что-то бюджетные деньги, для президента и его администрации это является очень жестким ограничивающим фактором. Любые действия президента и администрации возможны только тогда, когда они финансируются. А бюджет может принять только Конгресс.

По Интернету, по разным изданиям гуляет «слух», что нынешний пакет помощи Украине будет, якобы, последним. Слух совершенно абсурдный, поскольку он ни на чем не основан.

Будут ли выделяться новые ассигнования на помощь Украине, зависит от того, кто победит на выборах президента США и каким будет Конгресс следующего, 119-го созыва. Как зависит от этого и многое другое.

Очевидно, что до выборов необходимости в выделении новых ассигнований на помощь не будет. Деньги на военную помощь доступны до 30 сентября 2025 года. Советник по национальной безопасности Джейк Салливан сказал, что их точно хватит до конца 2024 года.

Что будет дальше?

Если президентом будет переизбран на второй срок Джо Байден, то, конечно, он будет выступать за продолжение постоянной помощи Украине – военной помощи для того, чтобы бороться с российскими захватчиками и экономической помощи для восстановления страны.

Что будет, если президентом будет избран Трамп, мы уже обсуждали. Можно к этому не возвращаться, там все ясно, об этом рассказал после недавней встречи с Трампом его друг Орбан – «он прекратит войну, тем, что прекратит помощь Украине». И газета Вашингтон Пост со ссылкой на окружение Трампа писала недавно о том же.

Учитывая тенденции в республиканской партии, абсолютную ориентацию подавляющего большинства республиканцев на Трампа, учитывая то, что ряд умеренных республиканцев отказались от переизбрания в Палату Представителей, а вместо них баллотироваться от республиканской партии будут те, кого выдвинул Трамп, то ультраправых в республиканской фракции в Палате Представителей следующего созыва, скорее всего, станет больше. Сейчас их 112 из 218, больше половины. И их представительство точно не уменьшится, а может увеличиться. Если республиканцы получат при этом большинство в Палате, влияние ультраправых в их фракции может стать абсолютным. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если победу на выборах в Палату Представителей одержат демократы, то они точно будут голосовать за выделение ассигнований на помощь Украине, вместе с умеренными республиканцами.

Кто будет в большинстве в Сенате – тоже важно. Если республиканцы, а президентом будет Трамп, то по прошлому опыту, большинство республиканских сенаторов не будут противодействовать его желаниям, как это было во время предыдущего президентства Трампа (было два исключения – когда голоса трех республиканских сенаторов не позволили отменить Obamacare – закон о доступном медицинском страховании, и когда Сенат преодолел вето Трампа на оборонный бюджет на 2021 год). Но если президентом будет Байден, а в Палате Представителей большинство будет у демократов, за помощь Украине можно не опасаться даже, если контроль над Сенатом перейдет к республиканцам. Большинство сенаторов от обеих партий – люди умеренных, а не крайних взглядов. И если президент предлагает что-то важное для интересов страны, в Сенате такие предложения обычно всегда находят двухпартийную поддержку.

Поэтому будущее помощи Украине зависит в первую очередь от того, кто победит на президентских выборах и кто победит на выборах в Палату Представителей.

А для всех граждан стран НАТО, поддерживающих Украину, очень актуальным становится именно сейчас другой вопрос. Нам следует обращаться к своим президентам, канцлерам и премьер-министрам с настоятельной просьбой, настоятельным требованием – пригласить Украину в НАТО на Вашингтонском саммите в июле и предоставить ей реальные гарантии безопасности на период до вступления в Альянс.


Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.

Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может.

Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.

Україна є і буде завжди.

А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.

Автор