Музеи как универсальное оружие
Пока десятки тысяч специалистов по Ближнему Востоку ломают копья «что же это было», небольшой сюжет выходного дня на тему, как с нами воюет Россия.
Ссылка на свежее интервью одного из самых квалифицированных и опасных (по факту) врагов Украины – директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Оно в полной мере раскрывает уровень войны, на котором Украина не просто проигрывает, а куда вообще нечасто поднимается, чтобы защитить свои интересы.
Для понимания. Годовой бюджет Эрмитажа 5 млрд рублей, из которых 3 млрд – это финансирование от государства (порядка $32 млн).
Итого: стоимость в год (!) такого оружия как Эрмитаж – 10 танков Т-90. У нас модно высчитывать стоимость российских ракетно-дроновых атак. Годовой бюджет Эрмитажа – это 3-10 ракет, в зависимости от типа.
Как работает.
Пиотровский:
«… Вот мы делали эти знаменитые выставки коллекций Щукина и Морозова, которые прозвенели на весь Париж (2016 и 2021 гг. – «Ведомости»). И опять же, был тогда вопрос, зачем мы везем куда-то свои сокровища. А мы не просто показали всей Франции, что у нас есть вещи, – показали, что наши мудрые торговцы оценили фьючерс, покупали то, что вырастет в цене. И таким образом они, благодаря своим вложениям, создали все новое французское искусство. Это было откровение, это было очень важно. И когда уже случился февраль [2022 г.], а выставка еще оставалась [в Париже], я говорил – это русский флаг над Булонским лесом. И так это было, и так это воспринималось, хотя не всем это нравилось…».
Также он раскрывает нюансы поточного взаимодействия:
• Научные контакты с Западом остаются, на индивидуальном уровне и без выпячивания всё продолжается. То есть всё это работает против нас прямо сейчас, а как только наметится послабление санкций – будет взрыв российского присутствия в публичном поле.
• Эрмитаж открывает «уголки» музея в целевых странах. Например, есть момент политических трений с Арменией – Эрмитаж создаёт «уголок» в музее Эребуни в Ереване. Крючочек, на который можно нанизывать связи.
• Эрмитаж и другие топовые российские музеи имитируют присутствие в мировом контексте – создают параллельные выставки. Например:
«… в Оксфорде делают громадную выставку фламандских рисунков. У нас – и мы, и ГМИИ им. Пушкина – делаем параллельно громадную выставку фламандской живописи, показывающую, как мы можем только из российских коллекций делать принципиально интересные, насыщенные смыслом экспозиции…».
Такие выставки есть с Германией, с Китаем (много) и др. Это неизбежно заигрывается в инфополе целевых стран с сигналом: будет лучше, если вернуть РФ.
• Эрмитаж активно идёт в цифру, чтобы обойти санкции. В данной сфере развиваются контакты с высокотехнологичными компаниями. Упомянуты были, в частности, южнокорейские.
• Партнёрами Эрмитажа в разворачивании сетевых проектов на земле являются… Росатом (!), Роснефть и другие подсанкционные монстры.
И тому подобное.
Сам Пиотровский, а также многие российские музейщики – это военные преступники, без натяжек. Они не только поддерживают и оправдывают агрессивную войну – они участвуют в разграблении украинских музеев на оккупированных территориях. Это официально является частью российской оккупационной политики и практики.
Пиотровский открытым текстом говорит: продвижение имперского дискурса внутри РФ и за рубежом – один из приоритетов Эрмитажа (второй – это «диалог культур», где посредством Эрмитажа РФ может говорить и с Западом, и с Востоком).
Российская империя (затем СССР и РФ) триста лет инвестировали в это универсальное оружие. Как любой имперский музей Эрмитаж в значительной мере является результатом грабежа колоний/периферии (особенно Украины).
Но именно это и делает его естественными союзниками лучшие музеи Европы, ибо их величие формировалось так же. И многие исходят из того, что «конфликт» когда-то же закончится, так зачем ссориться с влиятельными людьми, у которых на руке Росатом с Роснефтью?
С учётом всего этого выбить у Кремля такое оружие неимоверно сложно.
Симметричными действиями – невозможно.
А работает оно на том уровне, где живут обитатели «центров принятия решений». Ввиду чего возникает «стеклянный потолок», в который мы упираемся (его удавалось пробивать весной-летом 2022 года за счёт обращения лидеров Украины напрямую к обществам разных стран, но этот краник системно прикручивали и прикрутили).
Однако даже в этих условиях масса ниш, о деталях которых я умолчу.
Самое важное, что надо осознать: 500 метров переукладывания брусчатки – это годовой «бюджет развития» любого из лучших украинских музеев, которые могут в отдельно взятой стране уравновесить или даже перевернуть восприятие Украины.
Отговорка, что не всё можно тратить на прямые военные расходы, тут не работает – это невоенные расходы. Но де-факто инвестиции в оборону. Особенно на длинном отрезке.
Тут есть лобовые параллели. Весной 2022 года Минобороны тащило артиллерийские боеприпасы отовсюду. Но часть ресурса была направлена на производство с поставкой во второй половине 2023 года. Это вызывало буквально припадки у любителей подруливать обороной, не неся ответственности. Так вот. Когда доступные склады были опустошены, как раз начали ехать заказанные за год до этого снаряды. И это помогло выжить (к удивлению и неудовольствию многих) в период, когда снизилась западная помощь.
Не делая инвестиций (микроскопических в плане бюджетов) в долгосрочные инструменты устойчивости, мы провалимся на любой более-менее длинной дистанции.
У россиян многому нужно учиться – это поможет их же одолеть.
* * *
Вдогонку к интервью Пиотровского рекомендую тем, кто интересуется практикой российского влияния за рубежом через культуру, глянуть публикацию Екатерины Марголис на «Свободе».
В тексте есть моменты, которые украинского читателя проблематизируют, как и всё, что делают любые выходцы из России. Но там (на примере биеннале в Венеции) подсвечен механизм, выстроенный до полномасштабного вторжения и работающий сейчас. С адаптацией.
Суть адаптации простая как двери: российские деятели прорываются на Запад через реальную или фейковую релокацию. Не как россияне, а как новые «казахи», «киргизы», «армяне», «грузины». Внутри участвуешь в публичных акциях как москвич, а снаружи – как «узбек». При этом они тянут за собой весь мусорный имперский шлейф и российские клише.
Эта схема работает не только в искусстве – ВЕЗДЕ. Одно из самых опасных проявлений – всё, что связано с детьми. Ибо дети – это святое, «они не должны страдать»! Начиная от спорта и заканчивая международными детскими олимпиадами по предметам. Вы ж не можете забанить команду условной «Грузии», правда?
А то, что она наполовину состоит из детей российских релокантов, которые в гробу видали эту условную Грузию/Армению/Кыргызстан и везде несут российский сигнал – ну, это «издержки». Могут же американцы китайского происхождения представлять США? Вот и «киргизы» российского происхождения могут. Всё остальное – ускользающие нюансы.
Объективно, из России выехало много жителей крупных городов и столиц, достаточно профессиональных в своих областях, с хорошим образованием (особенно по сравнению с другими государствами СНГ). Поэтому они будут востребованы, особенно когда РФ подкрепляет их деньгами через те или иные схемы. Часть из них специально инфильтрованы.
Не стоит заламывать руки и падать в обморок. Надо принять, что россиян больше везде – во всех сферах. Мы будем постоянно на них натыкаться. Загнать их всех за забор не получится. У них больше ресурсов, чем у нас. Но меньше, чему у тех, на кого они пытаются воздействовать. Просто они умеют осуществлять «проекцию силы» в условиях свободного мира.
Поэтому нужно делать своё. Ибо нас тоже очень много, особенно по европейским меркам. Тож прочь пессимизм.