Пособие для одесситов «Как реагировать на воздушные тревоги»

Олександр Коваленко

В 2022-м я уже занимался этим неблагодарным делом, разъясняя одесситам, как реагировать на воздушные тревоги и разные там “бахи”, но, как показывает время, народ ничему не учится, а следовательно, повторение – мать учения.

Итак. Пособие именно для одесситов, поскольку разные регионы – разные ситуации. Но начну именно с родной Одессы… Не с Чопа же мне начинать, и вправду…

1. Вы услышали взрыв, но воздушная тревога (ВТ) не прозвучала. В данном случае может быть три варианта.

Первый – в районе прибрежной зоны, территориальных вод, курсировал разведывательный БПЛА, например, типа Supercam и он был уничтожен зенитно-ракетными средствами ПВО. Разведывательные БПЛА не несут ударной компоненты, поэтому объявлять ВТ не имеет смысла, а сам объект был уничтожен ЗУР одного из средств ПВО над морем.

Второй – вы услышали очень мощный взрыв без объявления ВТ. Скорее всего, отработала баллистическая ракета оккупантов либо любое иное средство на сверхзвуковой скорости, которое долетело до Одессы быстрее, чем смогла отреагировать ВТ. К таковым относятся 9М723/728, П-800 «Оникс» и с некоторых пор 3М22 «Циркон».

Третий – вы не услышали ВТ, но были “бахи”, а потом выяснилось, что это был дрон-камикадзе Shahed-136. Дело в том, что Shahed-136 к Одессе подлетают на очень низких высотах, и зафиксировать их очень сложно. В последнее время фиксация и сопровождение Shahed-136 осуществляется акустическими средствами контроля, но они не всегда дают корректную информацию. В свою очередь, при подлете Shahed-136 к городу нужно предельно малое время для набора высоты и выхода на уровень самого города, что крайне ограничивает время реакции ВТ. Хотя сейчас это очень, очень редкие случаи.

2. Вы слышите ВТ и по “бахам” делаете выводы о том, что это вылет, сбитие или прилёт. Сразу рекомендую вам не заниматься этим онанизмом. Если бы в школе учили физику, а не занимались тем, о чём я упомянул выше, то знали бы, что звук в пространстве распространяется не предсказуемо и нестабильно.

Иными словами, вы можете жить на Пересыпи, и выход, сбитие и прилёт в районе METRO на Николаевской будут звучать так, как они не прозвучат при тех же условиях в районе 13-й Фонтана, но вы одинаково услышите этот “бах” что там, что там.

В данном случае может оказаться важным показатель резонанса – мощности взрыва. То есть опытное ухо может распознать взрыв в воздухе и по поверхности, отличить взрыв ЗУР с БЧ от 50 до 70 кг от БЧ баллистики – 500 кг, или крылатых ракет – 300-350 кг. Также, если сначала звучит слабый “бах” с вибрацией по окнам, а затем буквально сразу более мощный с вибрацией по стенам и окнам, то это сбитие. ЗУР отработала по двигателю, а ракета, увы, с БЧ упала и детонировала. В случае мощной детонации и вибрации по окнам – сбитие в воздухе посредством попадания ЗУР прямо в БЧ.

В заключении хочу отметить, что это всё базисы распознавания того, что прилетает по Одессе. Главное – это собственная безопасность. Не стоим у окон и не снимаем работу ПВО. И, в принципе, что вы делаете у окон, если работает ПВО? Вы должны быть в ванной, на толчке или в бомбоубежище.

Не менее важно не делиться своим мнением в разного рода пабликах о том, что вы видели и что вы думаете – там прилетело, куда попало, что сбили, а что нет. Паблики читают либо российские спецслужбы, либо их агенты, которых в Одессы, к сожалению, не смотря на титанические усилия СБУ, но по-прежнему очень много.

И очень важный момент. Если вы среднестатистическая домохозяйка или слесарь третьего разряда, то уж точно не в вашей компетенции рассказывать, сколько десятков “Искандеров” прилетело по Одессе и сколько сотен Shahed-136 сбили над Аркадией, хотя вы живёте на Молдаванке, а Shahed-136 в эту ночь вообще летели через Поскот. Но вы же домохозяйка 80 LVL и вам куда лучше всё известно, чем даже официальным спикерам ВС ВСУ.

Всем всех благ. Берегите себя. Нам ещё после войны строить процветающую и успешную Украину.

 

Фото: Одесса-медиа

Автор