Страсти по Приднестровью

Олександр Коваленко

Снова неспокойно вокруг Приднестровья. Правда, в основном информационно.

Связано это беспокойство с тем, что 28 февраля в Приднестровье впервые за 18 лет проведут съезд депутатов “ПМР”, в рамках которого может быть озвучено обращение к путину “принять” республику в состав россии. Ожидается, что во время своего послания Федеральному собранию рф путин озвучит это обращение и примет его.

Считается, что это позволит россии открыть второй фронт и начать военную операцию с территории Приднестровья в Одесской области.

Что же…

В настоящее время на территории Приднестровья признаков формирования наступательных группировок не наблюдается. Вооруженные формирования Приднестровья находятся в боевой готовности “Постоянная”. В основном силы и средства сосредоточены для обеспечения охраны 1411-го артиллерийского склада в Колбасной и аэродрома Тирасполь.

Также на этой неделе в 3-ей ОМСБр в Рыбнице были проведены очередные командно-штабные учения… на картах. В ходе данных КШУ использовался сценарий приведения бригады в боевую готовность “Полная” в условиях внезапного нападения противника и активных действий диверсионно-разведывательных групп, организации обороны населённых пунктов и важных объектов, ведение оборонительного боя.

Стоит напомнить и о том, что численность российского контингента в Приднестровье около 1 700 л.с. Это, грубо говоря, 2 БТГр. Незаконных вооружённых формирований на территории Приднестровья около 7,5 тысяч л/с или 9 БТГр.

По технике ситуация приблизительно следующая:

Танки – 11 ед, т.е. боеспособная рота танков Т-64Б/БВ и Т-72. Не менее 30 единиц Т-64Б/БВ, Т-72 и Т-55 в небоеспособном состоянии.
ББМ – около 150 боевых машин типов БМП-1/2, БТР-60\70\80, БРДМ-2 и МТ-ЛБ. Опять-таки не все они в боеспособном состоянии.
Ствольная артиллерия – до 60 единиц, а именно 122-мм гаубицы Д-30, 85-мм дивизионные пушки Д-44 и 100-мм противотанковые орудия МТ-12.
РСЗО – 20 единиц 122-мм БМ-21 “Град”/ВВ-21.

То есть суммарно потенциал противника 11 БТГр. Но есть нюанс.

Нюанс в том, что это нельзя считать батальонно-тактическими группами, поскольку они не имеют штатной комплектации по технике. При этом даже та техника, что числится на вооружении НВФ «ПМР», не вся боеспособна и отчасти в непригодном для использования состоянии.

И если представить себе, что эта группировка, которую сложно назвать ударной, вторгнется в Украину, то её полное уничтожение займёт до двух недель и не более.

С другой стороны, как бы это смешно не звучало, но эта группа войск представляет серьёзную угрозу для Молдовы, поскольку является куда более боеспособной силой, чем молдавская армия. И в этом как раз и есть угроза для нас – поглощение Молдовы пророссийскими силами и свержение законной власти.

Да, для Украины на нынешнем этапе угрозы со стороны Приднестровья нет, точнее, она минимальная. Но вот угроза для самой Молдовы. По этому поводу я не был бы так спокоен. И хочу заметить, что обстановка обостряется с 2022 года, и в последний раз пиковое обострение наблюдалось как раз в конце февраля-начале марта 2023.

Собственно, может, это у москвы такое сезонное обострение – на весну обострять ситуацию в Приднестровье и всех запугивать эскадроном тираспольцев летучих?

* * *

В ответ на разгоняющуюся панику относительно возможного обращения Тирасполя к Москве с просьбой о принятии так называемой “ПМР” в состав россии я вчера опубликовал заметку (см. выше – Ред.), расставляющую точки над “i” в вопросе вероятных угроз. Но даже услышав полтонны железобетонных аргументов, паникёр всегда остаётся паникёром.

Что же, рассмотрим в таком случае негативные сценарии как для нас, так и для Молдовы.

Мне вчера решили напомнить, что в номенклатуре техники НВФ “ПМР” я упустил из виду очень важную компоненту – вертолёты, которые могут быть использованы для поддержки с воздуха приднестровских формирований, а также высадки десанта. Так-то оно так, но есть нюанс.

В вертолётной компоненте у “ПМР” состоят 6 ударных вертолётов Ми-24, из которых только 2 могут подниматься в воздух. Многофункциональных Ми-8 числилось 4, которые также не все в работоспособном состоянии. Ремонт и обслуживание данных машин невозможны в условиях изоляции лепрозория совка.

Фактически осуществление десантных операций такой компонентой неэффективно и даже опасно для самого же десанта.

Но опять-таки, если для Украины эта угроза минимальная, то для Молдовы – наоборот.

В прошлом году я описывал вероятный сценарий негативных событий для Молдовы и хочу заметить, что он практически не изменился в моём представлении.

Приднестровской группировки вполне достаточно, чтобы реализовать операцию по захвату Молдовы и силовой смене законной власти в Кишинёве под аккомпанемент внутренней дестабилизации республики посредством катализации “протестов” в исполнении пророссийских политических сил.

Например, НВФ «ПМР» совершенно не составит труда захватить аэродром Меркулешти для выхода на Бельцы и отрезания северной Молдовы от центра с замыканием на Фалешты. Это позволит перерезать основные трассы М14 и М2 и блокировать подъезды к Кишинёву.

Южная группа будет перерезать по линии Каушаны, Чымишлия, Яргара. При этом на эту линию может быть переброшен ограниченный контингент, поскольку Юг – это преимущественно пророссийский гагаузский регион, и там основной задачей будет просто удержание трасс и контроль украинско-румынских направлений.

Таким образом, северная и южная группа обеспечат относительно безопасный (без сюрпризов) выход основной группы на Кишинёв, удержание долгое время которого в случае отсутствия помощи третьей стороны не представляется возможным, особенно с учётом уже размещённой в Молдове российской агентуры.

В итоге, мы теряем Молдову как евроориентированного соседа. К власти приходят пророссийские силы, и после проведения зачистки во всех структурах будет развёрнута неотвратимая мобилизация. Транзитом в Молдову начнут прибывать российские “туристы” двойного назначения.

Фактически, с учётом вербовки среди пророссийских настроенного населения активной части и регулярного транзита “туристов” из самой россии, у РОВ в Молдове в течение 3-4 месяцев может быть сформирована группировка от 20 до 30 тыс тел. Да, недоукомплектованная, но достаточная для создания проблем.

Даже если не говорить о намерении открывать второй фронт на юго-западе, такая группировка вынудит ВСУ стянуть в Одесскую, Винницкую и Черновицкую области дополнительные силы для предупреждения угроз, то есть сковывающий эффект увеличится в разы и будет увеличиваться.

Будет увеличиваться, поскольку 20-30 тыс – это предварительный ориентир потенциала формирования группировки за 3-4 месяца, в то время как данный процесс не закончится за этот период, и количество угрожающей группировки постепенно, но уверенно будет расти, превысив 50 тыс.

И чтобы эти проблемы не возникли в перспективе, нужно прилагать все усилия, чтобы Молдова оставалась демократической, евроориентированной страной, а не погрузилась в клоаку “русского мира”.


Олексій Копитько

В сети уже разобрали историю с внезапным съездом депутатов Приднестровья (28 февраля) накануне обращения Путина к федсобранию (29 февраля).

Согласно прогнозам части экспертов и журналистов, съезд может подтвердить решение 2006 г. с просьбой о включении «ПМР» в состав РФ, а также вновь обратиться с аналогичным прошением к российскому царю. А Путин в свою очередь может взять да и согласиться.

ГУР по состоянию на сейчас опровергает, что будет озвучено нечто подобное. По данным разведки, в фокусе будут экономические вопросы и попытка обострить. Чтобы Молдова отменила осеннее решение, которым вернули пошлины на приднестровские товары.

Также эксперты по Молдове указывают, что России сейчас невыгодно аннексировать ПМР. Ибо нет общей границы и реальной возможности сильно повлиять на ситуацию в экономике. Плюс непонятно, как на это отреагирует пророссийский электорат накануне выборов президента Молдовы.

Это всё правильно и логично. Но.

Во-первых, в 2014 году в незаконной аннексии Крыма тоже не было особых резонов при наличии множества рисков, если смотреть с внешней стороны. Однако была логика внутрироссийская – резкий подъём популярности вождя и консолидация власти. Накануне продления Путина на пожизненное правление этот фактор может быть на столе.

Во-вторых, Кремль неоднократно доказывал, что готов давить, пока продавливается. Захват ПМР выглядит нелогичным, если смотреть линейно – с точки зрения победы на честных демократических выборах в Молдове. А кто сказал, что для Москвы это приоритет?

Приоритетом для Москвы может быть хаос в Молдове, на границе с НАТО. Это проблемы для Румынии, это проблемы для украинской логистики. В Румынии, кстати, тоже выборы в 2024 г. И позиции «Лукойла» там по-прежнему сильны.

С хаосом придётся разбираться Майе Санду. А её пророссийские оппоненты могут это разыгрывать. Мол, её вина. А мы всё разрулим.

Что с этим делать? Как минимум заострить внимание Брюсселя и Вашингтона, что это может быть третий затяжной конфликт, где переговоры и игра по правилам при западном посредничестве закончились плачевно.

Наш «минский процесс» Россия перечеркнула. Выставив Францию и Германию дураками (не стоит забывать, что эти страны отрицали возможность российского вторжения).

После 30 лет безрезультатной тягомотины своего «минского процесса» Азербайджан силой закрыл вопрос с Карабахом, восстановив территориальную целостность. Потому что ни резолюции ООН, ни другие политико-дипломатические приседания не помогали.

Если Россия опрокинет ситуацию с «ПМР», это будет ещё один гвоздь в гроб дипломатии как способа что-то действительно решить.

Игра на повышении ставок – излюбленная забава Кремля. Если Запад не найдёт правильных слов для Москвы и спасует, западное посредничество во всём мире будет восприниматься как бродячий цирк.

Европу атакуют фермеры и мигранты, в США своё кино. Плюс Израиль, плюс жужжание Ирана. Плюс охамевший пупс в Северной Корее. Плюс выборы практически везде. В Москве могут посчитать, что у Запада просто не хватит рук.

Естественно, для Украины ничего хорошего в приднестровских манёврах нет. Но если власть Молдовы проявит твёрдость и примет решение разобраться с этим гнойником, Украина действенно поучаствует.

Автор