Новости из США

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Об основных новостях, находившихся в центре внимания в США и в американских СМИ в течение последней недели.

• На протяжении всей недели Америка находится в зоне очень сильной турбулентности после реакции Трампа на ультраправый неонацистский шабаш в Шарлоттсвилле в прошлые пятницу и субботу. В прошлую субботу президент выступил с заявлением, в котором обвинил в экстремизме и насилии «много сторон». Это вызвало возмущение как демократов и многих республиканцев, так и большинства СМИ. В понедельник Трамп зачитал заявление, в котором осудил расизм и ультраправый экстремизм, возложив на тех, кто исповедует соответствующие взгляды, ответственность за теракт в Шарлоттсвилле. Едва страсти стали немного успокаиваться, как во вторник, выступая на пресс-конференции, которая должна была быть посвящена инфраструктурным проектам, Трамп сделал заявление, фактически отрицавшее предыдущее заявление, сделанное в понедельник, вновь обвинив во вспышке насилия «обе стороны», сказав, что среди участников ультраправого марша было много «обычных, хороших людей, которые пришли протестовать против переноса памятнику генералу Ли», командовавшему армией конфедеративного Юга во время Гражданской войны.

«Обычных, хороших людей», начиная с вечера вторника, показывают каждый день по всем каналам телевидения. В прошлую пятницу вечером стройные ряды «обычных хороших людей» маршировали по Шарлоттсвиллю с зажженными факелами и скандировали «Кровь и земля» (английский перевод «blood and soil» нацистского «blut und boden» с немецкого) и «Евреи не заменят нас».

Один из организаторов шабаша неонацистов в Шарлоттсвилле бывший лидер ККК Дюк выразил президенту через Твиттер благодарность за поддержку. Но категорическое несогласие с президентом выразило очень много людей, чьи имена у всех на слуху. Расизм, неонацизм, белый экстемизм, ксенофобию и антисемитизм резко осудили публично более 30 сенаторов и конгрессменов республиканцев, впервые в таком количестве выступивших против президента. В числе резко осудивших президента республиканские сенаторы Маккейн, Грэм, Грэссли, Флэйк, Корк. Шесть членов совета американских производителей, созданного президентом, в знак протеста вышли из его состава. После получения информации, что остальные его члены тоже собираются выйти из него, Трамп распустил этот совет, как и созданный им форум стратегии и политики.

В пятницу в знак протеста все члены президентской комиссии по искусству и гуманитарным вопросам заявили о выходе из этой комиссии. Эта комиссия была создана Рейганом в 1982 году и в нее традиционно входят актеры, режиссеры и другие деятели искусства.

Теперь уже бывшие члены по сути уже бывшей комиссии выступили с заявлением по адресу президента. В коллективном заявлении членов комиссии говорится:

«Недопустимы ложный знак равенства, на котором вы настаиваете. Отказ администрации быстро и недвусмысленно осудить злокачественную опухоль ненависти лишь только еще больше поощряет тех, кто желает Америке быть больной. Мы не можем сидеть сложа руки, как ваши советники из Западного Крыла, не выступая против ваших слов и действий.
Расовое превосходство, дискриминация и насилие не являются американскими ценностями. Ваши ценности не являются американскими ценностями. Мы должны быть лучше этого. Мы лучше этого. Если вам это не ясно, мы также призываем вас уйти в отставку».

При этом заявление было составлено так, что его абзацы начинаются с букв R E S I S T – образуя английское слово resist «сопротивляйтесь» (фотокопия оригинала заявления появилась на многих новостных сайтах).

Редчайший случай произошел, когда в среду самые высокопоставленные американские военные высказались на политическую тему. Четыре высших военных командира, члены объединенного комитета начальников штабов одновременно друг с другом выступили с резкими заявлениями, осуждающими расизм, заявили о нулевой толерантности к произошедшему в Шарлоттсвилле, а также о том, что будут всегда бороться против любой нетерпимости.

Очень сильно выступил бывший директор ЦРУ (в администрации Обамы) Джон Бреннан, написавший письмо ведущему CNN Вольфу Блитцеру.

Считаю важным, чтобы его прочитали как можно больше людей (перевод по тексту с сайта CNN).

«Вольф, Я просто смотрел интервью с сенатором Блюменталем в Вашей программе, когда Вы упомянули, что потеряли всех четырех своих дедушек и бабушек в результате небывалого зла, причиненного нацизмом. Я просто хочу выразить свои сочувствия не только к их смерти, к Вам и вашей семье – но и бесчисленному числу других людей – из-за боли, причиненной сегодня презрительными словами Дональда Трампа. Слова г-на Трампа и убеждения, которые они отражают, являются национальным позором, и все совестливые американцы должны выразить свое неприятие его уродливых и опасных комментариев. Если ему удастся продолжить этот бессмысленный путь, г-н Трамп нанесет серьезный вред американскому обществу и нашему статусу в мире. Своими словами и своими действиями г-н Трамп ставит под угрозу нашу национальную безопасность и наши коллективное будущее. Джон Бреннан».

Хуже всего то, что события последней недели очень взбудоражили Америку. Оказалось, что теперь можно ходить по улицам с нацистским флагом, выкрикивать нацистские лозунги и удостоиться от президента определения «хороший человек». Честно скажу, что за годы моей жизни в США, в том числе прожитые на границе Техаса и Арканзаса, я совершенно не мог себе представить, что в стране возможно открытое выражение расизма, ксенофобии, нацистских идей. Америка много пережила в своей истории, и для меня было как-то самоочевидным, что малейшее публичное проявление расистских или ксенофобских настроений категорически не будет восприниматься никаким срезом общества. Последняя неделя, увы, показала, что когда в течение полугода идеи «на грани фола» пропагандируются сверху (стена на границе, запрет на въезд в страну беженцев, резкое ограничение въезда в страну эмигрантов), отсутствие реакции сверху же на начавшиеся еще зимой проявления ксенофобии и ненависти в виде погромов на кладбищах, поджогов мечетей, распространения листовок соответствующего содержания, у определенной категории людей снизу могут начать пробуждаться весьма темные стороны их характера. И, пробудившись, выскакивают наружу.

В ответ в стране началось довольно массовое движение за перенос и демонтаж памятников участникам Гражданской войны со стороны рабовладельческого Юга. В обществе началось серьезное противостояние. Как оно будет развиваться дальше, предсказать невозможно. И это вызывает большую тревогу.

В субботу во многих городах США прошли демонстрации против расизма, ультраправого белого экстремизма и ксенофобии. Самая большая демонстрация прошла в Бостоне. Дело в том, что в этом городе на сегодня была заявлена демонстрация ультраправых сил под названием «за свободу слова», в которой должны были принять участие до 500 человек. На деле по оценкам полиции участников ультраправой демонстрации было не более трехсот. Но вот в контрдемонстрации против ультраправых в Бостоне приняли участие до 40 тысяч человек.

• На прошедшей неделе усилилась напряженность между президентом и республиканскими законодателями. После нападок на прошлой неделе на лидера республиканцев в Сенате Макконнелла Трамп оскорбил во время пресс-конференции во вторник сенатора Маккейна (когда ему задали вопрос о том, знает ли он, что ряд республиканских законодателей совершенно не согласны с его оценкой событий в Шарлоттсвилле, а он переспросил «например, кто?», и ему сказали «например, Маккейн», президент ответил «Какой Маккейн? Это тот, который не захотел дать народу замечательное медицинское страхование?» В среду и в четверг Трамп набросился в Твиттере на сенаторов Грэма и Флэйка, также выразивших резкое несогласие с президентом в связи с его реакцией на события в Шарлоттсвилле. Но самой показательной выглядит критика президента сенатором Коркером, председателем сенатского комитета по международным отношениям.

Коркер сказал, выступая в среду вечером в своем родном штате Теннесси (перевод с оригинала сайта CNN):

«Президент не продемонстрировал, что он понимает характер этой страны. Президент не продемонстрировал ни стабильности, ни хоть какой-то компетентности, которые необходимы, чтобы быть успешным. Он не показал, что понимает, что именно сделало эту страну великой. Способствовать разделению страны только потому, что это укрепляет твою узкую избирательную базу – это не та формула, которая нужна для продвижения нашей страны, для преодоления нашей страной трудностей, с которыми мы столкнулись сейчас».

Почему именно выступление Коркера имеет важное значение? Дело в том, что в ноябре 2018 года Коркеру предстоят перевыборы в Сенат (он был избран в 2006 году, переизбран в 2012 году, и теперь собирается переизбираться на третий срок). Если Коркер считает правильным довольно резко критиковать президента, своего однопартийца, приближаясь к собственной кампании по перевыборам в Сенат, значит, он проводит грань между собой как классическим республиканцем и Трампом. Между многими классическими республиканцами и Трампом. А это грозит президенту фактической утратой большинства в Сенате в первую очередь, если даже некоторая часть республиканских законодателей решит, что будущее их партии и их собственное ближайшее будущее не следует связывать с Трампом. Согласно данным службы Gallup деятельность президента одобряют 79% зарегистрированных республиканцев. Это самый низкий показатель за все время опросов (очень долгое время он держался на уровне 84-85%).

Уже в сентябре мы увидим, изменилось ли реальное отношение республиканских законодателей к Трампу. Конгресс возобновит работу 5 сентября. Ему предстоит до 30 сентября принять бюджет на новый финансовый год (иначе 1 октября произойдет остановка работы всех госучреждений). Очевидно, что в сентябре же придется обсуждать и налоговую реформу (без точного знания о том, сколько будет собрано налогов, невозможно утвердить бюджет). Конгрессу предстоит решить, на сколько можно поднять потолок государственного долга, а также обсуждать проект триллионных инвестиций в инфраструктурные проекты. Будут ли все республиканцы поддерживать своими голосами ссорящегося с ними президента, это теперь вопрос, который всех очень интересует.

• В пятницу Трамп уволил главного стратега Белого Дома Стива Бэннона. В прежних администрациях такой должности не существовало. Она была изобретена для Бэннона. Бэннон – политолог, идеолог и журналист с ультраправыми взглядами, создатель и многолетний руководитель ультраправого интернет-издания Брайтбарт (к руководству Брайтбартом Бэннон и вернулся сразу же после увольнения из Белого Дома). Трамп и Бэннон знакомы с 2011 года. По-видимому, их свел американский миллиардер Роберт Мерцер – финансовый основатель и спонсор Брайтбарта, а также один из основных доноров прошлогодней предвыборной кампании Трампа, человек, придерживающийся ультраправых взглядов. Мерцер – это вообще отдельная история. В мае в британской газете «Гардиан» появилась большая статья, что Мерцер был одним из существенных спонсоров двух отдельных кампаний, агитировавших за Brexit. Статья так и называлось «The great British Brexit robbery: how our democracy was hijacked» – «Великое ограбление Британии через Брекзит: как наша демократия была захвачена».

Очевидно, что Бэннон стал своеобразным идеологическим гуру для Трампа с момента их знакомства в 2011 году. Когда ровно год назад Пол Манафорт после скандала, разгоревшегося в связи со сведениями о получении им $12 миллионов наличными от Партии регионов в Украине ушел в отставку с должности руководителя предвыборного штаба Трампа, Бэннон в тот же день стал официальным советником штаба, а через два дня был назначен его новым руководителем. Бэннон является автором главных лозунгов предвыборной кампании Трампа «America First» и «Make America Great Again», автором концепции так называемого «экономического национализма». Бэннон – противник свободной торговли, много раз говорил о том, что «НАТО устарело» (президент, как известно, повторял эти слова также много раз). Одной из основных «фишек» Бэннона был выход США из Парижского соглашения по борьбе с изменением климата. Другие его концепции, которые он отстаивает давно – это строительство стены на границе с Мексикой и прекращение или резкое существенное сокращение приема иммигрантов в США.

Означает ли увольнение Бэннона, что президент откажется от всех этих идеологических установок? По всеобщему мнению обозревателей и комментаторов в Америке – нет, не означает. Бэннон ушел из Белого Дома, по-видимому, потому что не чувствовал себя комфортно рядом с представителями семьи Трампа и с советником по национальной безопасности Макмастером (очевидно, что чувство неприятия у них было взаимным, об этом долгое время ходило много слухов). Но Бэннон ушел не в никуда. Он вновь возглавил «Брайтбарт», и Трамп уже сегодня поздравил его этим, оттвиттив, что у «fake news» «должен быть достойный конкурент» и, пожелав Бэннону успехов. Совершенно очевидно, что Бэннон будет теперь пропагандировать свою программу (ставшую и популистской программой Трампа) с удвоенной энергией. Он сам заявил в пятницу: «Теперь я свободен, и мои руки снова владеют оружием». Это именно та популистская программа, которая и нашла поддержку у проголосовавших за Трампа. То, что Трамп сохранит связь с Бэнноном, ни у кого из обозревателей не вызывает сомнений, поскольку без программы Бэннона Трампу нечего предложить своим самым преданным избирателям. Кроме того, чисто формально рядом с Трампом остаются его советники Стив Миллер и Себастьян Горка – люди, которых к президенту привел Бэннон.

• В той череде событий, которые были в центре внимания на уходящей неделе, отошло на второй план противостояние с Северной Кореей, острота которого резко спала. Высказанная на прошлой неделе президентом мысль о посылке американских войск в Венесуэлу на этой неделе не получила дальнейшего развития.

Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели.

Автор