Новости из США. 31 января 2022 года
▶ Как можно было легко предположить в прошедшие выходные, после пятничных заявлений Зеленского, в понедельник американские журналисты начнут задавать вопросы своим и украинским официальным лицам с просьбой объяснить, что происходит, почему расходятся позиции руководства Украины с одной стороны и США и Запада в целом с другой стороны в оценке опасности российского полномасштабного вторжения и того, что нужно делать, чтобы его предотвратить.
И, как и следовало ожидать, пресс-секретари высоких американских ведомств и даже президент Байден пытались в ответ сгладить ситуацию. Пытался ее сгладить и министр иностранных дел Украины Кулеба, который дал интервью корреспондентке Национального Общественного Радио (NPR) Мэри Луиз Кэлли, находящейся в Киеве.
● Вот характерный вопрос, заданный на брифинге в понедельник пресс-секретарю Госдепартамента Неду Прайсу:
«Если президент Зеленский продолжает говорить, что вы, ребята, преувеличиваете, сеете панику и так далее, если украинский посол Оксана Маркарова сегодня сказала в основном то же самое – так зачем весь этот барабанный бой? Я имею в виду, если они – если украинцы говорят: послушайте, вы преувеличиваете, нет никакой неизбежной войны и так далее, но вы при этом продолжаете говорить, что она действительно неизбежна, не могли бы вы хотя бы прояснить это расхождение, эту дихотомию?»
Ответ Неда Прайса:
«Вы слышали вчера от украинского посла об уровне координации между нашими двумя странами, о том, что мы смотрим друг другу глаза в глаза по многим ключевым вопросам. Наша позиция во всем этом – и я думаю, что это говорит о том, что мы слышали от некоторых наших украинских партнеров – это не паника. Напротив, речь идет о разумной подготовке. Все, что вы слышали от нас, относится к благоразумной подготовке, будь то в плане выполнения просьбы украинского правительства о значительных объемах помощи в области обороны и безопасности, которую мы оказали в размере $650 миллионов в прошлом году – больше, чем любая администрация делала ранее; будь то в плане разрешения, которому аплодировали наши украинские партнеры, другим союзникам по НАТО предоставить американское (оборонительное) оборудование. Это касается и того, что мы сделали в контексте НАТО, как в планировании на случай чрезвычайных ситуаций, так и обещания укрепить и успокоить восточный фланг НАТО.
Все это не является попыткой посеять панику, сделать вторжение более вероятным. Напротив, все это – попытка сдержать вторжение и обеспечить надлежащее укрепление обороны, если Владимир путин несмотря ни на что решит идти вперед».
● Вопрос министру иностранных дел Украины Кулебе:
«Помогите мне понять следующее. Ваше правительство говорит, что США и СМИ раздувают угрозу, нагнетают панику. Ваше правительство также говорит, что вам нужно оружие, вам нужно его больше, вам нужно получить его быстро – это срочно. Как это объяснить?»
Ответ Кулебы:
«Информация – это искусство. И между нами и Соединенными Штатами есть только одно различие. Мы оба понимаем реальность угрозы и риски, с которыми сталкивается Украина – и, шире, евроатлантическая безопасность. Разница в том, что в то время, как Соединенные Штаты предпочитают громко говорить об этом почти каждый день, мы спокойно сосредоточены на подготовке страны к любому возможному сценарию. Вот и все. Нам в Украине не нужно каждый день напоминать о том, что война неизбежна. Мы живем в состоянии конфликта с Россией с 2014 года. Однако когда вы начинаете говорить о войне каждый день и говорить людям, что это грядет, это неизбежно, это действительно бьет по экономике. Это сеет панику в обществе».
● Вопрос на брифинге пресс-секретарю Белого Дома Джен Псаки:
«В последние пару дней мы слышали от некоторых украинских официальных лиц, что они минимизируют или преуменьшают неизбежность потенциального российского вторжения. Кажется, что между Вашингтоном и Киевом существует разрыв (в этом вопросе). Есть ли в Вашингтоне опасения, что разговоры о российской угрозе, на самом деле, ослабляют украинское правительство?»
Ответ Джен Псаки:
«Я могу говорить только о наших намерениях и нашей ответственности, и мы считаем важным открыто и откровенно говорить об угрозе со стороны России.
Конечно, это не просто слова. Вы видите конкретные факты, которые мы здесь излагаем, включая более 100 000 военнослужащих на границах Украины, скопившихся на границе, и еще больше войск и вооружений на подходе.
Они также перебрасывают войска в Беларусь, о чем сегодня утром говорила наш посол в ООН. Мы видим, что в Беларусь переброшено около 5 тысяч войск, и в ближайшие недели планируется перебросить еще больше.
Мы также видим, что Россия предпринимает усилия по дестабилизации Украины, в том числе посредством возможной операции под «ложным флагом». Это опасно. Мы уже больше недели говорим, что Россия может вторгнуться в любой момент.
Я хотела бы отметить, что наши усилия направлены на информирование американской общественности и мирового сообщества о серьезности этой угрозы, в то время как мы работаем с украинцами, с европейцами, чтобы не только подготовить их и предоставить им необходимые материалы, но и дать понять русским, каковы будут последствия.
Поэтому я не могу говорить о мотивации или причинах комментариев украинского руководства; я могу говорить только о том, какие усилия мы здесь предпринимаем».
● Президент Байден перед встречей в понедельник с эмиром Катара:
«Позвольте мне начать с нескольких слов – прежде чем говорить о нашем госте – о России и Украине. На прошлой неделе у меня состоялся продуктивный разговор с президентом Зеленским. И мы продолжаем вести безостановочную дипломатию, деэскалацию напряженности и стараемся изо всех сил повысить безопасность наших союзников и партнеров, а также всей Европы.
И сегодня, в Организации Объединенных Наций мы изложили всю природу российской угрозы суверенитету и территориальной целостности Украины, а также основные принципы международного порядка, основанного на правилах. И мы продолжаем призывать к дипломатии как к лучшему пути вперед. Но поскольку Россия продолжает наращивать свои силы вокруг Украины, мы готовы, что бы ни случилось».
▶ Между тем, пятый за последние девять дней американский самолет с оружием и боеприпасами прибыл в понедельник в Киев, доставив еще 84 тонны оборонной помощи в счет дополнительной помощи на $200 миллионов, выделенной по распоряжению Джо Байдена.
Из внутириамериканских новостей.
▶ Трамп, выступая в субботу в Техасе на митинге своих сторонников, фактически начал предвыборную кампанию, заявив, что если он будет баллотироваться в президенты и будет избран, то помилует участников мятежа 6 января 2021 года, поскольку государство обошлось с ними очень несправедливо.
По делу о мятеже обвинения предъявлены более 730 участникам штурма Капитолия, в том числе 11 человек обвинены в заговоре с целью организации мятежа. Более 90 человек уже осуждены судами или признали себя виновными.
Трамп также призвал на том же митинге своих сторонников устроить невиданный в истории США протест, если «радикально демократические беспощадные расистские прокуроры» предъявят ему обвинения в Вашингтоне, Нью-Йорке или Атланте.
Нужно пояснить, что генеральный прокурор Нью-Йорка, окружные прокуроры Манхеттена и округа Фултон в Джорджии, проводящие расследования в отношении Трампа и его бизнеса, – афроамериканцы.
● Фанни Виллис, окружной прокурор округа Фултон, в котором находится Атланта, столица Джорджии, расследующая уголовное дело об оказании Трампом давления на власти Джорджии с целью заставить их сфальсифицировать результаты выборов 2020 года в пользу Трампа, после этого выступления направила письмо в ФБР, которое предала гласности. В письме Виллис просит обеспечить безопасность ей и ее следователям в связи с тем, что они расследуют «уголовное дело в отношении бывшего президента Трампа». Впервые прокурор прямо называет Трампа объектом расследования, то есть подозреваемым.
● Трамп опубликовал очередное «заявление 45-го президента США», в котором объявил, что бывший вице-президент Пенс, якобы, имел возможность «перевернуть результаты выборов в его пользу», но не захотел сделать этого.
Тем самым Трамп письменно впервые объявил, что не он выиграл выборы, а он хотел, чтобы их результаты были перевернуты в его пользу, то есть хотел совершить переворот.
● Со ссылкой на нескольких работников Национального Архива сразу несколько газет и телеканалов сообщили, что некоторые бумажные документы Белого Дома Трампа, переданные Архивом в специальный комитет Палаты Представителей по расследованию мятежа 6 января 2021 года, были разорваны Трампом и восстановлены работниками архива. Согласно Закону о президентских документах, все документы Белого Дома, включая любые черновики, должны сохраняться и передаваться на хранение в Национальный Архив.
Как сообщается, Трамп часто рвал различные бумаги, нарушая этот закон. Но очевидно, что, как минимум, часть этих бумаг была в Архиве восстановлена.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.