Новости из США

О некоторых новостях, находившихся в центре внимания американских СМИ в последние дни.

• Наибольшее внимание, естественно, уделялось встрече Трампа и Путина, как и саммиту G20 в целом. О встрече Трампа с Путиным, о реакции на нее самых видных американских экспертов по России и американо-российским отношениям я написал вчера отдельный большой пост. Те, кто не читали, могут его прочитать.

Прочитав множество комментариев читателей, я бы хотел добавить следующее. Многие мои украинские друзья видят отношения США и России только в свете того, как они непосредственно отразятся на Украине. Отменит/не отменит санкции, будет/не будет поддерживать Украину, будет/не будет продавать газ в Европу. Я понимаю, что для очень многих людей в Украине все видится либо в первую очередь так, либо вообще только так. Однако вы, дорогие друзья, должны понять, что проблема, как ее видят в США, гораздо, необозримо шире. И прежде всего потому, что Россия грубо вмешалась в прошлом году в американскую предвыборную кампанию, потому, что как минимум некоторые люди из предвыборного штаба Трампа очень вероятно могли с ней в этом сотрудничать, потому, что Россия продолжает вмешиваться в предвыборные кампании в других демократических странах, потому, что Трамп не желает признавать российского вмешательства в выборы, потому, что в следующем году в США выборы в Конгресс, а на данный момент ничего не делается, чтобы обезопасить их от очередного российского вмешательства, потому, что Россия после Второй мировой войны является основным стратегическим противником США, и еще много таких потому, которые выходят далеко за рамки роли Украины в американо-российских отношениях.

Эта роль, тем не менее, очень важна. Если вас интересует мое скромное мнение, то действующие против России сейчас санкции, которые, пока не принят закон о них, могут быть в принципе отменены указом президента, Трамп отменить не решится, даже если бы он этого хотел (а то, что он этого хотел, практически установленный факт, поскольку представители разведсообщества «слили» еще зимой журналистам информацию о том, что ослабление санкций обсуждал с российским послом Кисляком, например бывший советник по национальной безопасности Флинн. И возможно, что только благодаря этому «сливу» Флинн вынужден был уйти, а расследование Рашагейта после этого приобрело масштабный характер). Отмена санкций, с моей точки зрения, невозможна, скажем так, до крайности маловероятна, просто потому, что такой шаг вызовет бурное возмущение в Конгрессе со стороны законодателей от обеих партий, и вызовет новые обвинения в адрес Трампа в сотрудничестве с Россией, от которых он старается всячески отмежеваться.

Почему в таком случае буквально все специалисты, комментаторы и журналисты в США рассматривают встречу Трампа с Путиным как успех последнего (и сегодня в Америке комментариев на эту тему еще больше, чем вчера, и все они практически совпадают друг с другом)? В первую очередь по двум причинам. Путин, после того, что с ним перестал проводить официальные встречи Обама (они встречались с осени 2013 года раз-два в год только в коридорах различных саммитов, очень коротко, и только после просьб российской стороны) добивался того, чтобы его снова признали «решателем» мировых проблем, равным Президенту США. Он создавал эти проблемы одну за другой, чтобы американский президент согласился их «решать» вместе с ним. Обама ему в этом отказывал. Трамп не отказал. И именно в этом в первую очередь и состоит с точки зрения американских комментаторов успех Путина. «Трамп эффектно приветствовал возвращение Путина на международную арену как равного, подтверждая основную цель российского лидера по восстановлению утраченного влияния России», – говорит и пишет сегодня обозреватель CNN Крис Коллинсон. Вторая причина состоит в том, что встреча прошла по сценарию российской стороны – в очень узком кругу, и что узнать, что и как на встрече обсуждалось на самом деле, просто невозможно. Кстати, на сайте Белого Дома до сих пор (а сейчас, когда я пишу эти строки, 20:30 по времени Восточного побережья США 8 июля) нет официального сообщения с коммюнике о встрече Трампа с Путиным (как нет и коммюнике о встрече с китайским президентом).

С моей, опять же скромной точки зрения, мерилом того, готов ли Трамп идти на уступки Кремлю, будут два критерия.

1) Будут ли возвращены России два комплекса зданий в Мэриленде и Нью-Йорке, которые она использовала для электронного шпионажа и которые были у нее отобраны по указу Обамы за вмешательство в американские выборы.

2) (гораздо более важное) Будет ли принят закон S.722, известный как «закон о санкциях», который делает санкции законом, усиливает их и делает невозможным их отмену без согласия Конгресса. Законопроект принят Сенатом, но пока так и не включен в повестку дня Палаты Представителей.

Что касается саммита G20, все ведущие американские СМИ очень сожалеют о той изоляционистской позиции, которую Трамп занял по двум основным вопросам, обсуждавшимся на саммите – изменению климата и свободе мировой торговли. Ведущие американские газеты в связи с этим грустно замечают, что G20 превратилась в G19+1. Между тем, Япония и Евросоюз подписали в Гамбурге соглашение о создании зоны свободной торговли. Американские комментаторы в один голос говорят о том, что США были лидером G20, в то время как сейчас лидерство перейдет к Германии и Франции, Америка же при ее нынешней изоляционистской политике рискует остаться наблюдателем за процессами, а не их лидером.

И еще, чтобы завершить эту тему. О выступлении Трампа в Польше. Очень многие в Украине восприняли эту речь с вдохновением. Трамп подтвердил верность 5-й статье Договора НАТО (в США в страшном сне еще несколько месяцев назад никто бы себе даже представить не мог, что подобное подтверждение со стороны американского президента нужно будет воспринимать со вздохом облегчения). Трамп подтвердил, что США будут поставлять сжиженный газ в Польшу. Но его администрация по сути не имеет к этому реального отношения. Инициатива экспорта американского газа была выдвинута в марте 2014 года администрацией Обамы, и именно в соответствии с этой инициативой и был в течение короткого времени построен в Луизиане LNG-терминал, с которого и осуществляются поставки сжиженного газа. И тогдашний госсекретарь Керри говорил тогда же, что США могли бы постараться к 2020 году поставлять на европейский рынок газа не меньше топлива, чем его туда поставляет Россия. А чтобы это произошло или чтобы к этому приближаться, нужно строить новые LNG-терминалы. В США уделяется внимание той части речи Трампа в Польше, где он дал свое определение Запада, «Запада для белых», «Запада без беженцев». «Основной вопрос нашего времени – есть ли у Запада желание выжить», – сказал Трамп. «Есть ли у нас достаточное уважение к нашим гражданам для защиты наших границ? Есть ли у нас желание и мужество сохранить нашу цивилизацию перед лицом тех, кто ее подорвет и уничтожит?» – добавил он. Если кто подумал, что это он о защите от России, то он на самом деле имел в виду «защиту» от беженцев. В Америке это поняли, причем все, исключительно в этом смысле. И не только в Америке. Несогласие с позицией Трампа по вопросу приема беженцев высказала, например, Ангела Меркель. Как не согласились с такой позицией президента и большинство комментаторов в США.

• Чтобы закончить с международными делами, хочу добавить, что американские СМИ очень положительно восприняли вчерашнее назначение Курта Волкера специальным представителем США по Украине. Волкер, бывший посол США в НАТО, бывший заместитель помощника госсекретаря, бывший директор личного офиса Генерального секретаря НАТО, старший советник Атлантического Совета, профессиональный дипломат, преподавал в Университете Джорджа Вашингтона, а в последние годы работал исполнительным директором в Институте международного лидерства в университете Аризоны, основанном и патронирумым сенатором Маккейном и его семьей. В том, что такое назначение очень положительно для Украины, нет никаких сомнений, поскольку Волкер – очень опытный дипломат, очень хорошо знающий, что представляет собой Россия и какую реальную угрозу она несет миру.

• Очень интересная статья была опубликована 6 июля в британской газете Financial Times (на следующий день ее перепечатал американский Newsweek и множество сайтов и изданий). В статье рассказывается о том, что Феликс Сатер, давний эмигрант из СССР, с начала 2000-х был посредником в установлении связей между Организацией Трампа и различными богатыми людьми из России и других бывших советских республик. В число этих богатых людей входила очень разнообразная публика, например, бывший казахский министр Храпунов, ныне живущий в Швейцарии, различные люди с очень сомнительной репутацией. На 24-м этаже Trump Tower в Нью-Йорке на 5-й Авеню находится офис фирмы Bayrock, основанной выходцем из Казахстана Тевфиком Арифом. Эта фирма стала с подачи Сатера по сути посредником между желающими из бывшего СССР приобрести элитную очень дорогую недвижимость во владениях Трампа и Организацией Трампа. Как показали журналистские расследования, проведенные журналистами агентства Ройтерс, 63 российских гражданина, среди которых есть «люди с политическими связями» приобрели у компаний, подконтрольных Трампу, в одной только Флориде элитных квартир на сумму около $100 миллионов. Совместным «детищем» Bayrock и Организации Трампа стал 46-этажный элитный кондоминиум Трамп Сохо в престижном районе Нью-Йорка (три квартиры в нем за $3,1 миллиона приобрел все тот же Храпунов). Самое интересное состоит в том, что ссылаясь на свои источники, Financial Times пишет, что Сатер начал сотрудничать со следователями, занимающимися расследованием международного отмывания грязных денег. Рассказать он может, конечно же, очень много.

• В то время как специальный прокурор Мюллер и комитеты по разведке Конгресса занимаются расследованием вмешательства России в американские выборы, президент озаботился тем, чтобы найти доказательства своего январского утверждения о том, что три миллиона людей проголосовали на выборах незаконно и именно поэтому он не набрал большинство голосов в целом по стране. Президент создал «Комиссию по честному голосованию» – «Voting integrity commission», которой и вменил в обязанность доказать свое утверждение. Комиссия потребовала от всех штатов представить ей полные списки всех избирателей с указанием всех возможных личных конфиденциальных данных (включая номер социального страхования – основной идентификационный номер любого жителя США, данные об участии в прежних выборах с 2006 года, домашние адреса, партийную принадлежность и т.д.). 44 штата из 50 полностью или частично отказались сотрудничать с комиссией. Все 44 отказавшихся штата заявили о невозможности передачи никаких конфиденциальных данных. Нужно заметить, что выборы в США проводятся отдельно в каждом штате. У каждого штата свой реестр избирателей. При переезде из штата в штат, чтобы голосовать в новом штате, избиратель должен зарегистрироваться в своем новом штате, при этом его автоматически снимают с регистрации по его прежнему месту жительства). Никаких централизованных списков избирателей по стране никогда не было. В дополнение к тому, что предоставление конфиденциальных данных запрещено законами многих штатов, очень многие руководители штатов и эксперты по кибербезопасности выразили мнение, что собранные в одном месте, данные обо всех избирателях страны могут стать добычей хакеров, особенно с учетом попыток проникновения российских хакеров в списки избирателей в 39 штатах в 2016 году. Короче говоря, по-видимому, и это начинание президента, встреченное в штыки в том числе большинством губернаторов-республиканцев, находящееся по сути в противоречии с американской децентрализованной системой выборов, вряд ли будет иметь продолжение.


Спасибо всем, кто прочитал. Всем хорошего воскресенья, здоровья и хорошей следующей недели. Следующий дайджест – через неделю.

На фото: Курт Волкер

Автор