Вакцини працюють, і цифри це наочно демонструють
Прямо сейчас мы можем наблюдать ярчайший пример того, как эмоции и желание доказать себе, что ты не лох, затмевают любые факты, цифры и здравый смысл.
В Израиле, где прививали только Pfizer, третья волна ковида. Антиваксы радостно потирают ручки и шевелят жвалами, ехидно вопрошая “ну и что, помогла вам ваша вакцина?!”. По антиваксовским меркам, конечно, нет, не помогла – люди болеют и даже умирают, а уж эти невиданные десятки тысяч осложнений при овер миллиарде привитых – это вообще ужас-ужас, как так можно. Ведь каждый антивакцинатор твердо уверен: “настоящее” лекарство дает 100% гарантированный результат, побочек не имеет и способно вылечить “целевую” болезнь вне зависимости от обстоятельств.
Разбирать эту ахинею долго и нудно смысла нет – даже такая проверенная временем штука как антибиотики уже не способны справится с абсолютно любой фигней, и пару лет назад в Индии УЖЕ зафиксировали супербактерию, устойчивую ко ВСЕМ современным антибиотикам, включая “последнюю” линию, и эта бацилла – нифига не безопасная синегнойная палочка, данный тип которой подцепил = умер (либо лишился конечности, если не затягивать). И это не говоря уже про побочки от этих, в общем-то, очень даже проверенных препаратов – там могут быть и сердечные приступы, и диарея, и что душе угодно.
Все дело, конечно, в эволюции – как только появляется хотя бы одна бацилла, которая может пережить все антибиотики, она живо заполняет собой все возможное для жизни пространство – менее удачливую “родню” эти самые антибиотики убьют, ее и ее потомство – нет. Что означает больше ресурсов для “супер микроба” и меньше конкуренции. Потом, конечно, найдут еще более мощный антибиотик, который опять будет действенен, но к которому рано или поздно бактерии опять приспособятся.
С вирусами – аналогично, но несколько сложнее. Вирусы сами по себе не являются живыми организмами, это, по сути, просто белковые “конструкции” – фрагменты ДНК или РНК кода, которые проникают в клетку и перепрограммируют ее на воспроизведение новых копий вируса. Когда клетка эти ресурсы исчерпывает, она разрушается и выпускает наружу новую порцию вируса, после чего процесс повторяется.
“Но ведь есть же противовирусные препараты!” – воскликните вы. – Они же должны бороть вирус!”. И будете неправы, потому что противовирусные препараты не атакуют сам вирус. Они либо “обучают” и “стимулируют” нашу иммунную систему, либо мешают вирусу воспроизводиться – затрудняют проникновение в клетки, блокируют воспроизведение, не дают “выбраться” из клетки. Ведь вирус сам по себе “живет” не очень долго и рано или поздно распадается на базовые белки, после чего уже никакой угрозы не несет. Это означает, что, в конечном итоге, есть только одна защита от вируса – ваш иммунитет.
Подобные особенности вирусов создают целый ряд проблем. Во-первых, вирусам намного проще мутировать, чем бактериям. Один белок встроился в последовательность чуть-чуть “не так”, и привет, новый штамм. Во время болезни в вашем организме, вероятно, появляются миллионы новых “штаммов”, просто бОльшая часть их “новшеств” не дает им никаких новых особенностей, симптомов или преимуществ и, по сути, ничего не значат.
Однако иногда “сбой” в РНК вируса дает ему преимущество перед “сородичами”. Например, этот сбой может быть просто случайной “ошибкой” при репликации. Или это может быть вызвано особенностями РНК (если говорить о коронавирусах) конкретного носителя. А это означает, что адаптироваться к внешним воздействиям вирус будет быстрее, чем бактерии, и бороться с ним будет сложнее. Пока ваша иммунная система “разберется”, как именно воевать с попавшей в организм заразой, где-то на другом конце мира этот же вирус заразит какого-нибудь Хосе, слегка изменится и через год по цепочке “вернется” в новом обличии, с которым вашему иммунитету придется разбираться по-новой. Именно этот механизм лежит в основе “сезонов” гриппа или в “волнах” ковида.
Вторая проблема, которая касается уже конкретно ковида, – это то, что для большей части населения планеты это относительно “новый” вирус. Коронавирусными инфекциями мы уже болели ранее. Например, в 2000-х был SARS, но нам тогда повезло, и до заразности текущей “короны” он не дотягивал, был локализован и относительно благополучно “потушен”. С ковидом (без разницы – вывели его искусственно, или и вправду мышь съели) вышло менее удачно – он покинул “эндемический” регион и отправился в путь по всему миру. И как и любой “инвазивный” вид он превратился в проблему, а мир для него стал огромной чашкой Петри: размножайся – не хочу.
Вкупе с довольно острым течением болезни у относительно большого процента людей проблема стала глобальной: с одной стороны, у “местных видов” нет никакого опыта контактов с коронавирусами, с другой, вирус активно видоизменяется потому, что охватывает огромную популяцию с разнообразными РНК.
Как и у любого вируса, эволюция “короны”направлена на максимальное воспроизведение. Это означает, что чем дальше, тем более заразные штаммы нас ждут, но при этом должна (теоретически) падать и смертность – болезнь, которая убивает слишком быстро, просто “выгорает” и не может распространяться. Соответственно, слишком агрессивные штаммы “самоубиваются”, и остаются только максимально заразные, но относительно “безопасные” (это не значит, что они не могут убивать – даже обыкновенный грипп каждый год уносит/уносил тысячи жизней).
При чем тут Израиль и вакцина? При том, что вакцинация – это “демо-версия” вируса. Набор белков или просто “обезвреженных” вирусов, которые должны “натаскать” иммунную систему на борьбу с реальной инфекцией. И да, тут нет никаких 100% гарантий. Каждый организм обладает своими особенностями иммунитета, и кто-то даже “чистый” ковид переносит как простуду, а кто-то может “сгореть” за пару дней. То же самое можно сказать и про вакцины – для абсолютного большинства они будут вполне безопасны, но какая-то доля людей может выгрести “по-полной”, вплоть до инвалидности или даже смерти. Просто статистически шансы помереть от ковида, скажем, один на миллион, а от вакцины – в сто раз ниже, плюс снимается шанс склеить ласты или получить тяжелое течение при встрече с настоящей инфекцией.
К сожалению, это все неизбежно просто потому, что так устроен наш иммунитет (тут я не берусь ничего объяснять, потому что человеческая иммунная система – один из самых сложных механизмов в мире, и я, в лучшем случае, понимаю ее механизмы очень поверхностно). Эпидемия – это всегда математика больших чисел, и всегда найдется кто-то, кто вытянет короткую соломинку, даже если “до прививки никогда даже зубы не болели”.
Израиль сегодня – отличная площадка для изучения этих самых цифр. Это страна с прозрачными институтами, свободной прессой, хорошим образованием, широким доступом к цифровым технологиям и т.п. В совокупности это означает, что население, во-первых, не будет склонно подделывать информацию о вакцинации (как, например, в скрепостане), во-вторых, власти не смогут скрыть масштабы проблем (если они будут), в-третьих, если от вакцинации начнутся ужасные проблемы, Интернет будет ими забит. Таким образом, статистика по стране в целом достоверна. Эти цифры не лгут и они вполне однозначны.
Все нижеуказанные данные взяты из гугл-даты. Соотношение новые случаи к новым смертям по состоянию на 13 августа 2021 – 4500 случаев/7 смертей, при том же значении заражений в день в начале каждой волны в 2020 (сейчас тоже начало волны):
14 сентября 2020 – 4800 случаев / 20 смертей,
24 декабря 2020 – 4600 случаев / 21 смерть.
Мы видим падение смертности в три раза, что вполне коррелирует с вакцинацией 60% населения (фактически, вакцинировано ⅔ населения страны), и пока что тенденция сохраняется в течении более месяца – смертей в среднем меньше в 3 раза.
Справедливости ради я отмечу, что сама информ-кампания, сопровождающая эпидемию, могла бы вестись без лишних истерик и с меньшим количеством дебильных решений. Вероятно, это спасло бы еще кучу жизней. Но что поделать – все, что случилось, уже случилось. Лучшее, что мы можем сейчас сделать, – это способствовать снижению накала истерии вокруг вакцин. Они работают, и цифры это наглядно демонстрируют.
З велики подивом з’ясувала, наскільки багато навколо антипрививочників чи тих, хто сумнівається, навіть серед моїх друзів. Людей розумних, інтелектуальних, освічених, вельми європейських, із різних професій. Мене це вразило. Аргументують, що вакцини не пройшли достатні випробування, не довіряють, що людські організми сильні й взмозі самі впоратися з вірусом.
Якщо стільки їх серед середнього класу й інтелігенції, мені важко уявити, які настрої панують серед інших соціальних прошарків.
І це повний провал «команди геніальних комунікаторів».
Де подівалися всі ці так звані «лідери думок», які вакцинувалися без черги, отримавши тоді дефіцитну вакцину за лояльність Банковій? Де просвітницькі програми серед освітян, держслужбовців, сфери обслуговування?
Моя родина записалася на щеплення через систему Helsi, як тільки прийшла черга за віком (отримали Короновак), я вакцинувалася, коли в ВР проводили централізоване щеплення (хоч ми перехворіли на початку року, але вирішили, що так безпечніше). Моя мама – провізор, медик за освітою, тож відразу була прихильником щеплення, деяких родичів і помічників прийшлося переконувати 🙂 . Дітей минулої осені я вперше привила французькою вакциною від сезонного грипу.
В нашому селі зараз висить оголошення, що бажаючі можуть пройти щеплення Модерною. І це добре, що якісна вакцина стає доступною. І безкоштовною. Але катастрофа, що не проводиться жодних програм заохочення, популяризації, роз’яснення, й черги на вакцинацію не стоять.
В результаті Україна займає останні місця серед пострадянських країн за кількістю вакцинованих, щеплення отримали 6% населення, а кількість інфікованих знову починає зростати.
Я довіряю сучасній медицині. Звичайно, вакцина не є панацеєю від інфікування, але сподіваюся, що допомогає легше перенести хворобу. Нам важливо здобути колективний імунітет, і це одне із завдань влади, якщо вона не хоче знову ввести країну в тривалий локдаун.
Фактично провалена програма вакцинації – це дійсно вирок українській владі. Де зникли відосіки? Чекаємо осені та чергового сплеску хвороби?
А українців я закликаю до відповідальності. Вакцинуйтеся!
Карикатура © Сергій Йолкін / DW