Новости из США. 28-29 апреля 2021 года

Igor Aizenberg

В четверг исполнилось 100 дней со дня инаугурации Джо Байдена. Анализу этих ста дней будет посвящен ближайший субботне-воскресный обзор.

 

А пока остановимся на последних новостях.

▶ В среду вечером Джо Байден выступил с посланием на совместном заседании обеих палат Конгресса. Заседание было не совсем обычным. Из-за пандемии в нем участвовало ограниченное число людей – вице-президент и спикер Палаты Представителей, по 30 сенаторов от каждой партии, по 40 членов Палаты Представителей от каждой партии, председатель Верховного Суда, государственный секретарь, министр обороны, председатель объединенного комитета начальников штабов, супруга президента и супруг вице-президента.

Выступление Джо Байдена было и деловым, и хорошо построенным, и очень убедительным. В него удачно вписывались также все моменты, когда Байден отрывался от текста своего выступления и делал ремарки. И срок для выступления был выбран удачно, поскольку президент смог и рассказать о том, что уже сделано его администрацией, и о том, в чем он видит основные задачи своего президентства.

Отличительной чертой выступления Байдена является то, что его политическим оппонентам очень трудно возразить против того, о чем говорил президент, против его планов и против того, что уже сделано. Просто потому, что и то, что уже сделано, и планы Байдена и его администрации, согласно всем опросам, нравятся большинству американцев.

Согласно блиц-опросам общественного мнения, к выступлению президента в Конгрессе одобрительно отнеслись 85% американцев.

Джо Байден, встреченный аплодисментами, начал свою речь с того, что сказал законодателям, что чувствует себя в Конгрессе дома (ведь в течение 36 лет он был сенатором):

«Спасибо. Спасибо. Спасибо. Это так хорошо – вернуться. И Митч (Макконнел – лидер республиканцев в Сенате) и Чак (Шумер – лидер демократов в Сенате) поймут, что хорошо быть почти дома, чуть дальше, по коридору. В любом случае, спасибо вам всем».

А затем под аплодисменты зала прозвучало формальное приветствие, которое звучало в зале заседаний Палаты Представителей впервые в истории:

«Мадам спикер, мадам вице-президент – ни один президент никогда не произносил эти слова с этой трибуны. Ни один президент никогда не говорил этих слов, и это знак времени».

Да, впервые в истории за спиной президента на совместном заседании обеих палат Конгресса сидели две женщины – спикер Палаты Представителей Нэнси Пелоси и вице-президент США Камала Харрис.

В своем послании Джо Байден уделил основное внимание, как это обычно и бывает в президентских посланиях, вопросам внутренней и экономической политики. Он обращался и к законодателям, слушавшим его в зале, и к миллионам телезрителей. В отличие от своего предшественника он не искал «внутренних врагов», а призывал к единству и к решению стоящих перед страной проблем усилиями обеих партий и усилиями всех американцев.

И, собственно, вся суть президентского послания заключена вот в этих словах:

«Сегодня я пришел к вам, чтобы поговорить о кризисе и о новых возможностях, о восстановлении страны и о возрождении нашей демократии и завоевании будущего для Америки».

Одной из центральных тем послания президента были его American Jobs Plan и American Family Plan – две ключевые программы, которые Байден предлагает принять в виде законов. Программа инвестиций в широкомасштабную реконструкцию инфраструктуры и переход на использование возобновляемых источников энергии – эта программа называется American Jobs Plan потому, что должна привести к созданию миллионов хорошо оплачиваемых рабочих мест, причем, что особо подчеркнул в послании президент – не менее 75% рабочих мест именно для рабочих, для «голубых комбинезонов». Содержание этой программы мы уже обсуждали.

А American Family Plan – это программа значительных реформ, которые позволят и создать множество новых рабочих мест, полностью реформировать систему ухода за детьми-дошкольниками, сделать среднее специальное образование общедоступным и бесплатным. Предложение президента предусматривает создание системы детских садов во всех штатах – чтобы родители могли работать, а за их детьми был надлежащий уход, и чтобы все дети имели равные возможности развития. Детских садов в Америке немного. Все они частные и очень дорогие. Позволить себе отдать ребенка в детский сад могут далеко не все родители.

Президент предложил сделать постоянными налоговые кредиты на несовершеннолетних детей, которые были предусмотрены на этот год в принятом в марте законе о преодолении последствий пандемии.

Во всех штатах есть система community colleges. Практически, это эквивалент того, что в бывшем ссср называлось техникумами. Там можно получить за два года среднее специальное образование, специальность, позволяющие найти гораздо лучшую и лучше оплачиваемую работу, чем неквалифицированная работа, на которую только и может претендовать человек без специальности. Байден предложил сделать учебу в этих колледжах бесплатной, и значит доступной для всех.

Для того чтобы профинансировать обе программы, президент предложил поднять корпоративный налог с 21% до 28% (до декабря 2017 года он составлял 35%) и вернуть ставку подоходного налога для тех, у кого доход превышает $400 тысяч в год, на уровень, который был до декабря 2017 года.

«Есть широкий консенсус экономистов – левых, правых, центристов – и они согласны с тем, что то, что я предлагаю, поможет создать миллионы рабочих мест и приведет к историческому экономическому росту. Это одна из самых ценных инвестиций, которые мы можем сделать как страна», – сказал президент.

Байден говорил также и о необходимости принять до 25 мая, годовщины убийства Джорджа Флойда, закон о реформе полицейской системы и практики работы полиции.

Конечно же, президент говорил и о роли Америки в мире, и о противостоянии демократического мира с авторитарным.

Джо Байден снова говорил о Китае, как основном геополитическом противнике США. И снова говорил о правах человека, как ценностной основе американской политики.

Президент сказал:

«Ни один ответственный американский президент не может хранить молчание, когда грубо нарушаются основные права человека. Американский президент должен представлять суть того, что отстаивает наша страна. Америка – это идея, самая уникальная идея в истории: мы все созданы равными. Это то, кем мы являемся, и мы не можем отказаться от этого принципа и, по сути, мы должны сказать, что имеем дело с американской идеей».

Президент говорил и о России:

«Что касается России, я знаю, что это заботит некоторых из вас, но я очень ясно дал понять путину, что мы не будем стремиться к эскалации, но их действия будут иметь последствия, если то, что они делают, действительно имеет место. И это имело место, поэтому я прямо и пропорционально отреагировал на вмешательство России в наши выборы и кибератаки на наше правительство и наш бизнес. Они сделали и то, и другое, я предупредил их, что мы ответим, и мы ответили».

Джо Байден также отстаивал свое решение вывести американские войска из Афганистана. Говорил о проблеме беженцев из Сальвадора, Гондураса и Гватемалы. Говорил и о необходимости принять закон о регулировании торговли оружием.

Президент завершил свое послание словами, которые заслуживают того, чтобы их процитировать:

«Может ли наша демократия выполнить свое обещание о том, что все мы, созданные равными по образу Божьему, получим шанс жить с достоинством, взаимным уважением и равными возможностями?

Может ли наша демократия удовлетворить самые насущные потребности нашего народа?

Может ли наша демократия преодолеть ложь, гнев, ненависть и страхи, которые нас разделили?

Противники Америки – мировые автократы – делают ставку на то, что мы не сможем этого сделать. Они считают, что мы слишком наполнены гневом, разногласиями и яростью.

Они рассматривают фотографии толпы, напавшей на Капитолий, как доказательство того, что солнце садится над американской демократией. Но они ошибаются. Вы это знаете, и я знаю это. Но мы должны доказать, что они неправы.

Мы должны доказать, что демократия по-прежнему работает – что наше правительство по-прежнему работает и мы можем приносить пользу нашему народу.

За первые 100 дней нашей совместной с вами работы мы действовали, чтобы восстановить веру людей в демократию. Мы вакцинируем страну. Мы создаем сотни тысяч новых рабочих мест. Мы приносим людям реальные результаты; они могут видеть это и чувствовать это в своей жизни.

Открытие дверей возможностей, обеспечение большей справедливости и справедливости – вот суть Америки. Это демократия в действии.

Наша Конституция начинается словами – как бы банально это ни звучало – «Мы, народ». Что ж, пора вспомнить, что «Мы, народ» – это правительство – вы и я. Не какая-то сила в далекой столице. Не какая-то могущественная сила, которую мы не можем контролировать. Это мы. Это «Мы, народ».

В другую эпоху, когда наша демократия стояла перед вызовом, Франклин Рузвельт напомнил нам: «В Америке мы делаем свою часть работы». Мы все делаем свое дело. Это все, о чем я прошу: чтобы мы сделали свою часть работы, все мы.

Если мы сделаем это, мы решим главный вызов эпохи, доказав, что демократия прочна и сильна. Автократы не выиграют будущее. Мы выиграем. Америка выиграет. И будущее принадлежит Америке.

Стоя здесь сегодня вечером перед вами, в новый жизненно важный час истории и демократии нашей страны, я могу сказать с абсолютной уверенностью: я никогда не был так уверен или оптимистичен в отношении Америки – не потому, что я президент, а потому, что происходит с американским народом.

Мы смотрели в бездну мятежа и автократии, пандемии и боли, и «Мы, народ» не дрогнули.

В тот самый момент, когда наши противники были уверены, что мы разойдемся и проиграем, мы объединились. Мы объединились.

Со светом и надеждой мы собрали новую силу, новую решимость, чтобы она помогла нам выиграть соревнование XXI века на нашем пути к более совершенному, более процветающему и более справедливому союзу, как один народ, одна страна, одна Америка.

Друзья, как я говорил каждому мировому лидеру, с которым встречался на протяжении многих лет, никогда, никогда не было хорошей ставки против Америки, и ее все еще нет.

Мы Соединенные Штаты Америки. Нет ничего – ничего – ничего, чтобы было бы сверх наших возможностей. Мы можем делать все, что хотим, если будем делать это вместе.

Итак, приступим.

Да благословит вас всех Бог, и пусть Бог защитит наши войска. Спасибо за ваше терпение».

* В четверг Джо Байден отправился в Атланту, где выступил с разъяснениями своих главных экономических предложений на митинге.

Камала Харрис выступала в Балтиморе.

Также в пятницу в утренней программе канала NBC выйдет интервью с Джо Байденом, которое было записано в четверг.

▶ Другая новость среды, которую живо обсуждают телевидение и газеты и в четверг – это обыски у Руди Джулиани и его соратницы, адвоката Виктории Тоенсинг.

В среду в 6 часов утра агенты ФБР провели обыски дома и в офисе у Джулиани и Тоенсинг, изъяли компьютеры, телефоны и планшеты.

Конечно, точной причины, указанной в ордерах на обыск, никто не расскажет. В США официальные лица никогда не комментируют расследования, пока кому-то не предъявляются обвинения.

Из выступления самого Джулиани на канале Фокс в четверг в передаче Такера Карлсона следует, что в ордере на обыск его причиной называлось подозрение в том, что Джулиани, лоббируя интересы украинского официального лица, не зарегистрировался как иностранный агент в министерстве юстиции. Джулиани лоббирование чьих-либо интересов в Украине отверг, заявив, что работал в интересах только одного человека – своего клиента Дональда Трампа.

Однако, судя по всему, следователи отделения федеральной прокуратуры Южного округа Нью-Йорке расследуют сразу несколько дел, в которых фигурирует Джулиани. В частности, Нью-Йорк Таймс со ссылкой на свои источники, сообщила в четверг, что подозрение в нарушение закона о регистрации иностранных агентов фигурировало только в одном из нескольких ордеров на обыск.

Газета Вашингтон Пост сообщила в четверг, что еще в 2019 году ФБР предупредило Джулиани о том, что он является агентом российского влияния, поскольку распространяет с подачи российских спецслужб вброшенную ими дезинформацию о якобы коррупционной деятельности Джо Байдена и его сына в Украине. Аналогичное предупреждение получил республиканский сенатор Джонсон, который в течение целого года «расследовал» эту самую «коррупцию» и «вмешательство» Украины в выборы в США в 2016 году.

Важным фактом является и то, что обыски прошли не только у Джулиани, но и у Тоенсинг, тесно с ним связанной и представляющей в США интересы украинского олигарха Дмитрия Фирташа. Тоенсинг, ставшая адвокатом Фирташа в 2019 году, добивается снятия с него обвинений, предъявленных ему в США с тем, чтобы было закрыто дело о его экстрадиции из Австрии.

Есть еще один «герой» в этой истории – Лев Парнас, тесно связанный с Джулиани, в том числе финансовыми отношениями (Парнас заплатил Джулиани в 2019 году $500 тысяч, интересно, за что?), которому в октябре 2019 года были предъявлены обвинения в нарушении закона о финансировании политических кампаний. Известно, что Парнас до того, как стал обвиняемым, и с того момента как Тоенсинг стала адвокатом Фирташа, был у них переводчиком.

Известно также, что Джулиани имел дела с украино-российским олигархом Фуксом, который тоже платил Джулиани в 2017 году деньги за некий непонятный проект, который фирма Джулиани делала для мэрии Харькова, возглавлявшийся в то время мэром Геннадием Кернесом, более известным под кличкой Гепа. Что мог делать Джулиани для Харькова или для Гепы, остается загадкой.

Нельзя не принимать во внимание и тот факт, чтобы для того, чтобы получить санкцию суда на проведение обыска у Джулиани, прокуроры должны были представить очень веские доказательства того, что они рассчитывают найти при обыске документы, которые будут в свою очередь доказательствами совершения преступлений.

Ну, и наконец интересный комментарий в эфире телеканала MSNBC дал другой бывший адвокат Трампа Майкл Коэн, продолжающий отбывать трехлетнее заключение под домашним арестом. Коэн сказал, что из всего, что происходит, следует, что у федеральной прокуратуры Южного округа Нью-Йорка есть очень серьезные доказательства совершения Джулиани преступлений. И для него, для Коэна, вопрос состоит в том, как скоро Джулиани вынужден будет решать, кого он будет стараться спасти от уголовного преследования – Трампа или самого себя ценой того, чтобы рассказать о преступлениях Трампа.

Все медиа сообщают также, что прокуратура Южного округа Нью-Йорка хотела провести обыски у Джулиани еще в прошлом году. Но ей в этом препятствовал бывший генеральный прокурор Барр и его заместители.

Ирония судьбы состоит в том, что дело Джулиани расследует та самая прокуратура Южного округа, которую сам Джулиани возглавлял когда-то в качестве федерального прокурора, до того, как стал мэром Нью-Йорка.

Ну, и наконец, что важно понимать – не следует ждать, что завтра Джулиани предъявят обвинения. Расследования в США длятся долго. Потому что проводить их нужно очень тщательно, собирая юридически безупречные доказательства. Особенно в данном случае.


Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.

Автор