Все дороги ведут в суд. Верховный Суд
“Все дороги сошлись воедино”.
Короче, у нас теперь есть понимание, где решится судьба ПриватБанка и финансовой системы Украины.
Она решится в кабинете, где определят, какие именно 100 из 200 судей Верховного Суда будут уволены.
Есть опасения, что это может быть кабинет Богдана.
© delo.ua: Все дороги ведут в суд. Верховный Суд
Автор этих строк не зря взялся за тему судов по возвращению “ПриватБанка”. Вдали от глаз большинства граждан, которым просто неинтересны “все эти финансы”, происходит событие тектонического масштаба.
Удержится ли стабильность гривни, выживет ли банк, в котором обслуживается добрая треть граждан страны, да и вся банковская система, сохранит ли Украина сотрудничество с МВФ, или госбюджет и далее будет пополняться за счет выпуска облигаций внутреннего госзайма под конский процент — все вопросы, прямо зависящие от судьбы этой судебной тяжбы, такие вкусные! И каждый из них способен самым прямым образом повлиять на благополучие каждого гражданина Украины. В том числе и на ваше. В том числе и на мое.
Это слишком важный бой за наше будущее, чтобы за ним не следить. И, кажется, в нем наметился новый поворот.
Точкой перелома стало решение Апелляционного суда Лондона и Уэльса по иску ПриватБанка. Суд решил, что дело находится в юрисдикции британского правосудия. И именно британское правосудие должно разбираться.
Что это вообще за история с юрисдикциями?
ПриватБанк подал в суд на бывших владельцев банка — Коломойского и Боголюбова — в Высокий Суд Лондона. И заявил, что оба эти гражданина занимались теневым выведением средств из банка на свои фирмы-прокладки. Почему именно в Лондоне? Потому что оба гражданина, по мнению банка, использовали для этого, в том числе, британские компании. А еще потому, что на лондонское правосудие повлиять сложнее, чем на печерское.
Не-не-не! — возопили представители ответчика. — Пусть нас лучше судят по месту жительства, в Швейцарии. Или по гражданству, в Украине.
Верховный суд Лондона согласился. Но разрешил ПриватБанку подать на это решение апелляцию. ПриватБанк подал — и на днях выиграл.
Что это значит?
Что три миллиарда долларов активов Коломойского и Боголюбова останутся заморожены на время рассмотрения дела. И что им — да, и Коломойскому тоже, вероятно, придется лично ходить в суд давать свидетельства, что очень не хочется делать (британские суды обладают неприятным качеством задавать любые вопросы, разбирать любые мелочи, вплоть до устных сделок, и прекращать рассматривать аргументы допрашиваемого, если он хотя бы раз был пойман на лжи). И это — ведь дело можно и проиграть!
Перспективы крайне рискованные даже для таких мастодонтов.
После решения британского Апелляционного суда напряжение возросло. Единственным шансом отыграться для Коломойского стали украинские суды: перехват контроля над Приватом и устранение его руководства автоматически решили бы все вопросы. Даже самой угрозой, подкрепленной достаточными аргументами, можно было пытаться шантажировать всю Украину, начиная с ее политического руководства. Которое уже — вот сюрприз-то — демонстрировало готовность к компромиссу и желание “сойтись посредине”.
Ключевым здесь могло бы стать решение Киевского хозяйственного суда в пользу прокладки Коломойского — фирмы “Триантал”, пытающейся отменить национализацию ПриватБанка. Опять-таки, мы уже писали, как Минфин фальстартом (!!!) разместил на своем сайте информацию о том, что дело в этом суде проиграно. Тогда как заседание просто было перенесено на 17 октября.
И вот, 17 октября, после митинга под судом и сообщения о том, что здание заминировано, суд сообщил представителям, что производство по делу приостановлено. До вердикта другого суда — Апелляционного, по другому схожему делу из спама исков, брошенного Коломойским и Боголюбовым в украинскую судебную систему. Чтобы не вызывать конфликт судебных решений. Таким образом, хозсуд рассудительно устранился от греха подальше и переложил ответственность на коллег.
“Все дороги сошлись воедино” и привели в Апелляционный суд.
Но на самом деле — чуть сложнее. Уже известно, что любой вердикт Апелляционного суда представители той или иной стороны, Коломойского или нынешнего менеджмента ПриватБанка, оспорят в кассации в Верховном суде.
А вот тут-то, друзья, и наступает самое интересное: включается руководство страны.
Буквально на днях Верховная Рада приняла законопроект, поданный президентом Владимиром Зеленским. В нем гарант Конституции предлагает реформировать Верховный суд, сократив его вдвое, с 200 до 100 судей, и заодно сократить и структурно изменить Высший совет правосудия. Это решение раскритиковали посольства ЕС и Канады. Дипломаты, в частности, критически оценили намерение сократить количество судей Верховного Суда, а также генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич. Украинская же власть, устами нардепа Давида Арахамии гордо сообщила, что Запад им не указ, и вообще, как реформа заработает — все еще спасибо скажут.
Однако Запад возмущается не просто так. По мнению дипломатов, такая “люстрация” судей приведет к усилению зависимости судебной системы от действующей власти.
Это вероятно. Новый, пересобранный Высший совет правосудия должен будет создать новую Высшую квалификационную комиссию судей Украины, а та — решить, кто из 200 судей Верховного суда останется, а кто — нет.
И вот уже новый, пересобранный таким образом, Верховный Суд и решит судьбу ПриватБанка. А, следовательно, и банковской системы Украины. Таким образом, следить надо уже за новой эпопеей — формированием Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии и нового состава Верховного суда. И следить, кто попадет во все эти органы. И есть ли основания предполагать особую лояльность этих людей, например, к Игорю Валерьевичу Коломойскому.
Хорошо бы, если нет, но что-то заставляет подозревать…
Да, это длинный сериал со многими сюжетными поворотами.
Но, как я и писал в начале, от него наша судьба зависит больше, чем от любого сериала, который когда-либо шел на наших экранах.
Фото © РБК-Украина