Новости из США. 16-21 сентября 2019 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США и американских СМИ в течение последней недели.

 В центре внимания всех американских СМИ и в США в целом в последние 5 дней находится практически только одна тема – скандал, связанный с тем, что сотрудник американской разведки, по-видимому, работающий в Совете Национальной Безопасности, написал жалобу, донесение своему высшему руководству, Директору Национальной Разведки, о неподобающих действиях Президента США. При этом заявитель объявил в своем донесении, что он пишет его в рамках Whistleblower Protection Act – закона 1989 года о защите осведомителей, сотрудников федерального правительства, сообщающих о нарушениях законов в их ведомствах, включая нарушения законов высшими руководителями этих ведомств.

 Скандал возник ещё до того, как стало известно, по крайней мере частично, содержание донесения. И возник он потому, что и.о. Директора Национальной Разведки Джозеф Магуайер скрыл от Конгресса полученную жалобу сотрудника разведки, хотя обязан был по закону в течение 7 дней передать ее в комитеты по разведке Палаты Представителей и Сената. Причем Магуайер скрыл жалобу несмотря на то, что генеральный инспектор офиса Директора Национальной Разведки Майкл Аткинсон считал, что жалоба заслуживает доверия, что в ней сообщается тревожная информация, и она должна быть рассмотрена. Генеральный инспектор в любом федеральном ведомстве – это юрист, обязанностью которого является следить за соблюдением законов в этом ведомстве. Скандал усугубился тем, что председатель комитета по разведке Палаты Представителей Адам Шифф вызвал на закрытые слушания в комитет Джозефа Магуайера, однако тот прийти отказался, сославшись на занятость и невозможность перенести уже назначенные ранее дела.

 В среду, 18 сентября газета Вашингтон Пост сообщила, что в жалобе сотрудника разведки говорилось о том, что Трамп провел неподобающий разговор по телефону с лидером иностранного государства. Все подумали о разговоре с путиным, который состоялся 31 июля.

Однако к вечеру в четверг 19 сентября газеты Вашингтон Пост и Нью-Йорк Таймс сообщили, что речь идет о множественных действиях, но, в частности, о разговоре с Зеленским 25 июля. В пятницу газета Уолл Стрит Джорнал сообщила, что в ходе этого разговора Трамп восемь раз повторил настоятельную просьбу к Зеленскому расследовать работу Хантера Байдена, сына основного на сегодняшний день соперника Трампа на президентских выборах 2020 года бывшего вице-президента Джо Байдена, в украинской газовой компании Бурисма, а также найти доказательства того, что Джо Байден оказывал давление на Украину с целью добиться увольнения генпрокурора Шокина для того, чтобы не расследовалось участие его сына в коррупционных схемах. Согласно Уолл Стрит, Джорнал Трамп призывал Зеленского тесно сотрудничать в этом вопросе с Джулиани (который в то же время является совершенно частным лицом, а не официальным представителем США).

 Эта информация довела разразившийся скандал до состояния кипения, в котором он пребывает и сейчас. Нарисовалась следующая картина.

  • В июле Руди Джулиани, бывший мэр Нью-Йорка, друг Трампа, являющийся его как бы частным адвокатом, встречался с помощником Зеленского Ермаком и просил начать расследование, результатом которого был бы компромат на сына Байдена и на самого Байдена, а также данные о том, что предыдущие власти Украины намеренно «слили» информацию о деньгах, полученных в Украине Манафортом в бытность того руководителем предвыборного штаба Трампа.
  • 25 июня Трамп разговаривает по телефону с Зеленским и повторяет ту же просьбу 8 раз в течение разговора.
  • 28 июля объявляет о своей предстоящей 15 августа отставке Директор Национальной Разведки Дэн Коатс. Трамп тут же объявляет, что номинирует на эту должность одного из самых своих верных и ярых сторонников в Палате Представителей, активного противника расследования Рашагейта конгрессмена из Техаса Джона Ратклифа. Из-за того, что Ратклиф не имеет никакого опыта работы в сфере разведки, безопасности и внешней политики, он не работал ни в разведке, ни в контрразведке, ни послом, ни в посольствах за границей, а также из-за того, что он врал на своей веб-странице и в публичных выступлениях, что будучи федеральным прокурором, разоблачал и ловил террористов (он был федеральным прокурором в Техасе, отвечал за борьбу с терроризмом, но поскольку терактов не было, ловить ему было некого), многие республиканские сенаторы высказали недовольство его кандидатурой. 2 августа Ратклиф снял свою кандидатуру с рассмотрения.
  • 31 июля Трамп долго говорит по телефону с путиным.
  • 8 августа прямо во время совещания в офисе Директора Национальной Разведки Коатс объявляет своему заместителю Сью Гордон о том, что она должна уйти в отставку вместе с ним и не сможет исполнять обязанности директора после его ухода.
  • 12 августа сотрудник разведки подает жалобу-донесение о неподобающих телефонных разговорах Трампа.
  • 15 августа в должность вступает назначенный Трампом и.о. Директора Национальной Разведки Джозеф Магуайер.
  • Согласно закону Магуайер был обязан до 19 августа передать жалобу-донесение в комитеты по разведке Сената и Палаты Представителей. Вместо этого, как теперь ясно, Магуайер обратился в Белый Дом, в офис юридического советника и в министерство юстиции, к генпрокурору Барру, с вопросом, что ему делать с донесением. Ни того, ни другого по закону он делать был не должен. Министерство юстиции заключило, что донесение не касается деятельности разведки и поэтому не должно передаваться в Конгресс, а человек, его написавший, не может подпадать под действие закона о защите осведомителей. Юридический офис Белого Дома заключил, что все разговоры президента являются тайной, защищаемой привилегией исполнительной власти.
  • В конце августа изданию Politico стало известно о том, что Трамп заморозил $250 миллионов, предусмотренные в оборонном бюджете США на оказание военной помощи Украине.
  • 9 сентября, в первый день работы Конгресса после летних каникул, надзорный комитет, а также комитеты по разведке и иностранным делам Палаты Представителей заявили о начале расследования замораживания Белым Домом денег, выделенных на военную помощь Украине.
  • В те же дни генеральный инспектор офиса Директора Национальной Разведки Майкл Аткинсон ставит председателя комитета по разведке Адама Шиффа в известность о существовании донесения сотрудника разведки о неподобающих действия Трампа и о том, что и.о. Директора Национальной Разведки не дал хода этому донесению. Шифф немедленно вызвал и.о. Директора Национальной Разведки на слушания в комитет. Тот прийти отказался.
  • 12 сентября было объявлено о размораживании $250 миллионов.
  • 19 сентября в Палате Представителей состоялись закрытые слушания, на которые пришел генеральный инспектор Аткинсон. Он заявил членам комитета, что жалоба касается не одного телефонного разговора, а «множественных действий», но не уточнил, все ли эти действия касаются Трампа. Генеральный инспектор Аткинсон указал законодателям, что он не согласен с утверждением администрации о том, что детали жалобы сотрудника разведки должны быть скрыты от Конгресса. Вместе с тем Аткинсон пояснил, что он не может раскрыть детали жалобы, поскольку министерство юстиции заявило, что жалоба находится за пределами юрисдикции офиса Директора Национальной Разведки и, следовательно, за пределами юрисдикции генерального инспектора. В тот же день и.о. Директора Национальной Разведки Магуайер согласился прийти на слушания в комитет 26 сентября при условии, что комитет отменит повестку, и он придет добровольно.

 Меня уже спрашивали, откуда сотруднику разведки может быть известно содержание телефонных разговоров Трампа с иностранными лидерами. Объясняю. Группа сотрудников разведки работает в Совете Национальной Безопасности. Сотрудники разведки могут непосредственно присутствовать при разговорах президента с иностранными лидерами, могут участвовать в составлении стенограмм таких разговоров по их завершении и имеют доступ к этим стенограммам по долгу своей службы.

 Лейтмотив комментариев американской прессы таков: президент шантажирует страну, являющуюся союзником США и жертвой российской агрессии, требуя добыть компромат на своего соперника на выборах. Президент замораживает военную помощь этой стране. Президент повторяет в худшем виде историю 2016 года, когда ему оказывало помощь иностранное государство, призывая другое иностранное государство, существенно зависящее от поддержки и помощи США, вмешаться в президентские выборы в США в 2020 году. При этом Трамп занимается абсолютным злоупотреблением властью, используя должность президента, позволяющую контактировать и вести дела с главами иностранных государств для достижения своей сугубо личной выгоды, а не в интересах США. «Давление, оказываемое Трампом и его личным адвокатом Джулиани, на новоизбранного украинского лидера показывает, что президент убежден в своей собственной непобедимости – очевидно, готов и даже стремится использовать огромные полномочия Соединенных Штатов, чтобы запачкать своего политического противника и при этом Трамп уверен, что никто не сможет сдержать его», – пишет в субботу Вашингтон Пост. «Мы не видели ничего подобного на протяжении моей жизни. Похоже, он испытывает остальную политическую систему на то, сможет ли она остановить его – и если этого не произойдет, он пойдет дальше», – сказал Уильям Галстон, старший научный сотрудник в Брукингском институте, который окончил университет незадолго до Уотергейта (в той же статье).

И далее в той же статье: «Ощущение себя Трампом над законом постоянно усиливалось за время его пребывания в должности. Как указано в отчете Мюллера, он получил помощь от недружественного иностранного государства в 2016 году без юридических последствий для себя. Он стремился помешать расследованию Рашагейта и, возможно, препятствовал правосудию без последствий для себя. Пользуясь своим положением в правительстве, он получает прибыль для своего бизнеса без последствий для себя. Он заблокировал способность Конгресса осуществлять надзор за своими действиями без последствий для себя. Теперь он, как утверждается, использовал деньги налогоплательщиков и американскую военную мощь, чтобы вымогать у иностранного правительства информацию об своем политическом оппоненте, и неясно, с какими последствиями, если вообще с какими-то, он может столкнуться… Одно из объяснений состоит в том, что республиканцы в Конгрессе почти единодушно встали на защиту Трампа, реагируя инстинктивно и блокируя все усилия по расследованию его действий или привлечению его к ответственности».

 В другой статье в «Вашингтон Пост» за 20 сентября говорится:

«Бывший высокопоставленный чиновник администрации, который неоднократно обсуждал этот вопрос (о помощи Украине) с Трампом, сказал, что президент считает, что то, что мы делаем в Украине, бессмысленно и просто раздражает Россию. Позиция президента в основном заключается в том, что мы должны признать тот факт, что русские должны быть нашими друзьями, и кого волнуют украинцы?»

И как иллюстрация к выше сказанному. Адвокаты Трампа подали в четверг иск в федеральный суд, требуя запретить финансовой компании Mazars USA предоставлять, а прокурору округа Манхэттен в Нью-Йорке Сайрусу Вэнсу требовать налоговые декларации Трампа за 8 лет. Декларации и другие финансовые документы были затребованы нью-йоркской прокуратурой у Mazars USA, занимающейся много лет подготовкой финансовых документов Трампа, в рамках расследования уголовного дела о фальсификации Организацией Трампа финансовой отчетности в связи с ее вовлеченностью в компенсации платежей, сделанных от имени Трампа в 2016 году двум женщинам за их молчание об интимных аферах с Трампом. Адвокаты Трампа настаивают в своем заявлении, что президент неподсуден, пока является президентом, и никто не имеет права вести какие-либо расследования в отношении президента, что бы он ни сделал.

 Предстоящей встрече Трампа с Зеленским в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН специального внимания американские СМИ не уделили, только упомянув, что она состоится.

 Согласно последнему опросу Гэллапа, проведенному 3-15 сентября, Трампа поддерживают 43% американских избирателей и 91% зарегистрированных республиканцев.

По опросам, проводившимся в двух из восьми важнейших для итогов президентских выборов штатах, в которых Трамп победил в 2016 году, в Висконсине (4 сентября) и Мичигане (28 августа), если бы президентские выборы состоялись в эти дни, Байден победил бы Трампа в Висконсине 51%-42% и в Мичигане 51%-41% (информация сайта RealClearPolitcs)

Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Берегите себя и своих близких.

Автор