Крах Второй Республики

Йож Туманный

Наблюдая последние события в сфере нашей бурной внутренней политики, я должен констатировать крах Второй Республики. В принципе, это не значит, что страна исчезнет с карты мира, или что завтра над Радой будет реять аквафреш – нет. Просто то, с каким энтузиазмом зеленая команда вытаптывает и уничтожает даже малейшие побеги начавшихся было реформ, говорит об одном: система исчерпала потенциал для развития. А все, что не развивается, гибнет.

Конечно, можно поиграться в оптимизм и рассказать что-нибудь вроде “они просто по неопытности”, но по неопытности или нет – мы наблюдаем откат и без того не слишком обильных достижений “шоколадной эпохи”. Уничтожается с таким трудом внедренное нормальное питание в армии, сейчас готовятся вернуть фармакологическую мафию, просраны все достижения дипломатии, сворачивается модернизация и развитие армии, готовится почва для отката децентрализации и т.п. В общем, по всем фронтам мы катимся обратно к Украине позднего Януковича.

Все это означает, что для государственной модели Украины режим Януковича – это оптимальная форма существования. Для Второй Республики это состояние покоя, вершина эволюции системы, и прыгнуть выше не выйдет.

Обусловлено такое ограничение множеством факторов – исторических, культурных (проистекающих из исторических), экономических, географических и т.п. Развивать систему, оставаясь в ее рамках у нас не получится. Это попросту невозможно и невыполнимо – как, например, невозможно вытащить себя из болота за волосы. Однако, какими бы ни были причины, мы уже наблюдаем итог: развитие невозможно, а значит, нас ждет стагнация, а после – коллапс (слово “смерть” употреблять не буду, просто чтоб не драматизировать).

Не стоит, опять же, думать, что коллапс – это какой-то Армагеддон, и надо накрыться простыней и ползти на кладбище. Это вполне нормальный и закономерный этап в существовании любого государства. Коллапс – это просто ответ системы на потребность в развитии при исчерпании возможностей для развития. В состоянии стагнации или начинающегося коллапса сейчас пребывает практически весь постсовок. Сейчас стоит вопрос исключительно в том, кто первым нащупает новую модель развития – будет ли это колониальная модель с центром в Китае или Европе, или будет ли это что-то относительно самобытное, не важно. Кто первый сообразит, как разрешить кризис, тот и будет определять логику процесса.

Важно понимать одно: кризис неизбежен. Будет ли он носить форму острую в виде войны или затяжную в виде развала экономики, не важно. Украина попыталась разрешить этот кризис в рамках логики существующей системы и потерпела неудачу. Майдан мог стать тем самым кризисом, через который система могла выйти из тупика. Это означало бы, что через аналогичный кризис и аналогичные шаги могли бы пройти прочие бывшие республики СССР и вновь встать на путь развития. Но не срослось. Совершенно очевидно, что кризис не сумел трансформировать социальную систему в достаточной степени, и потому сейчас система за считанные месяцы откатывается к комфортному для себя состоянию.

Вопрос способности к развитию, а значит, и жизнеспособности текущей модели на этом можно считать закрытым – она не способна эволюционировать, и точка. Вопрос исключительно в том, что будет дальше (вопрос актуален как для Украины, так и для РФ, и для Беларуси).

Вариантов, в общем-то, не очень много.

Первый – повторяющийся коллапс. Это, в общем-то, даже не развитие, а просто повторение текущего сценария до тех пор, пока не будет реализован любой другой. Выглядеть он будет примерно так: народ выбирает очередного спасителя, спаситель оказывается шарлатаном, страна скатывается в еще большую жопу, народ мечется в поисках спасителя. Бідні, бо дурні, а дурні, бо бідні – вот как раз про эту ситуацию. Опасность тут в том, что слишком затянувшийся коллапс может вылиться в очень крутой и непредсказуемый кризис – масштабную войну, гуманитарную или техногенную катастрофу и т.п. К примеру, опустить весь постсовок до уровня Сомали.

Второй сценарий – поглощение или колонизация. По сути, это сценарий полного краха государственности на постсоветском пространстве и становление колониальной зависимости от более развитых стран. Этот сценарий пыталась оседлать Россия и вылепить СССР 2.0., но поскольку из питерской шпаны х*евые государственники, проект развалился еще на ранней стадии. Теперь колонизировать могут и саму РФ. Те же китайцы, например. В общем-то, сдача Сибири Китаю и есть попыткой выхода из кризиса. Это, безусловно, не является решением кого-нибудь в Кремле. Эти шаги диктует сама система – она не может вечно стагнировать или коллапсировать до бесконечности, у всего есть предел прочности. И когда он исчерпан, приходит Китай и начинает вырубать лес. Нас касается то же самое – по сути, мягкую колонизацию Украины проводит та же Польша и с недавних пор Германия. Но стоит помнить, что неоколониализм не подразумевает инвестиции в туземцев – та эпоха канула в Лету. Сейчас колониальная зависимость выражается в оттоке квалифицированных кадров, способных укреплять экономику государства-колонизатора. Упрощение трудовой миграции, преференции для поступления в ВУЗы, смягчение визового режима. Вот это вот все.

Третий сценарий – авторитарный. Тут есть свои вилки, но суть в том, что если демократия не способна решить проблемы, то решать их будет не она, а, например, военная диктатура. Последняя может точно так же выродиться в колониальную зависимость по африканскому типу, если окажется неспособна разрешить кризис, либо попытаться выстроить новую модель отношений в обществе. Например, устранив те недостатки демократической модели, которые мешали достичь успеха Второй Республике. Да-да, все именно так: демократия нуждается в модернизации, но сама себя она починить не сможет. По крайней мере, не в нашем случае – для такого фокуса нужны мощные государственные институты и преемственность власти. Потому разрулить кризис, не жертвуя свободой, смогут, например, США. У нас пока кишка тонка: в условиях постоянных метаний туда-сюда демократия из эффективного механизма по поиску компромисса превращается в бесполезный, если не вредоносный, балласт. Как именно и что именно чинить – вопрос на миллион. Стоит ли ограничивать всеобщее избирательное право, свободу слова и т.п. – это отнюдь не те вопросы, на которые в нашем случае возможен однозначный ответ. Мы своими глазами видим, как отсутствие нормальной журналистики буквально убивает страну – оказывается, полная безответственность четвертой власти столь же пагубна, как и ее полная подотчетность государству – при всей разнице в подходах к СМИ и мы, и РФ находимся на грани коллапса ровно по одной и той же схеме.

Как вы видите, хороших сценариев с понями и радугой, я тут не вижу. Глядя на какой-то заоблачный инфантилизм населения постсовка, я неуклонно прихожу к одной и той же печальной мысли: всем нам нужен невероятно глубокий и тяжелый кризис для того, чтобы люди вынули голову из жопы. Например, полная утрата государственности как таковой. Иллюзия вечности и несокрушимости государства – опасная штука, и, похоже, история намерена преподать всем нам хороший урок. Не то чтоб я жаждал его получить, но все к тому идет, и, боюсь, избежать порки в этот раз не выйдет.

Автор