Пройдёт ли Гройсман тест на монополию Коломойского?

Олена Монова

А вы знаете, что в четверг вы можете проснуться, проколупать глазки, почистить зубки, выпить кофе, сесть в машину, по дороге на работу заехать на заправку — и там немедленно о*уеть насмерть? Потому что цены на литр топлива внезапно стали на 5 грн выше, чем они были еще в среду? А знаете, что еще мгновенно подорожает из-за бензина/дизеля/газа?

Не знаете?

Теперь будете знать.

Потому что есть такой беспокойный человек Беня, который не умеет жить так, чтобы не насрать Порошенке клятому в пралине хоч малесеньку цяточку. Не получилось с Приватом — зайдем с другой стороны. В этот раз со стороны «Укртатнафты».

А теперь подробности. ПАО «Укртатнафта» выступила с инициативой провести специальное расследование в связи с «критическим ростом импорта нефтепродуктов» на украинском рынке. И подала соответствующее заявление в Министерство экономики и развития. Зачем? А чтобы ввести квоты на импорт нефтепродуктов в Украину. Мало того, эти самые квоты «Укртатнафта» требует ввести не только по результатам расследования, а и на все время его проведения.

Лоббисты пыхтят и стараются, и уже в среду, 18 апреля, этот вопрос будет вплотную рассматриваться Кабмином и Гройсманом. И глава Кабмина вполне может введение квот принять. Или не принять, если стоп-кран сработает в нужный момент, чего мы ему желаем. Но в первую очередь я хочу пожелать этого всем нам. Потому что такая *йня, как квоты на импорт нефтепродуктов, может понравиться только Коломойскому и парочке трейдерских компаний.
Всем остальным, кто не оборзел в прыжке и еще при памяти, — это нравиться не может.

Во-первых, это не может нравиться импортерам. Потому, что накроется половинкой вареника бедного, но чистого дедушки вся здоровая конкуренция на рынке нефтепродуктов — она резко станет нездоровой и попросту переместится в Кабмин и АП, где квотами станут торговать оптом и в розницу. За ними выстроятся в очередь. Борьба с коррупцией? Нет, не слышали.

Но самое главное — произойдет неминуемое перераспределение рынка. Везти в Украину топливо готовы все. На украинском премиальном рынке уже давно идет война не за ресурс, а за клиента. Крупные и системные клиенты предъявляют два железобетонных требования: баланс цена/качество и гарантии поставок. Введение квот вернет рынок к госплановскому распределению: кто первым встал — того и тапки, кто получил квоту на импорт, тот и поставляет крупному покупателю и зарабатывает маржу. И в скором времени рынок превратится в сплошную «Укртатнафту» Коломойского.

Во-вторых, это не может нравиться пересічним громадянам.
Потому что монополия — это отсутствие выбора. Топливо будут поставлять назначенные трейдеры, не особо заморачиваясь с качеством.

Потому что монополия — это всегда высокие цены. А цена на топливо неминуемо вырастет, и очень быстро, вызвав практически мгновенную дополнительную инфляцию (прямо в предвыборный год, как неожиданно). Вслед за топливом взлетят цены на все: от продуктов питания до предметов первой необходимости.

Мало того, такое решение чревато тем, что Украина выгребет контрсанкции, ведь подобный шаг — это нарушение всех норм ВТО и ассоциации. Но когда Коломойского парила такая мелочь, как потери Украиной денег и деловой репутации. Теперь интересно, парят ли эти вещи Гройсмана. А первые звоночки уже есть: с пятницы полностью прекратилась растаможка импортного топлива. Видимо, ждут решения Гройсмана.

Что это дает Коломойскому?

Во-первых, возможность состричь с лохов бабла и получить в монопольное пользование огромный жирный рынок. Исходя из последних телодвижений Бени и судебных исков по Привату, лохи для него — это вся Украина.

Во-вторых, дать старт витку инфляции в предвыборный год и получить от этого глубокое моральное удовлетворение.

В общем, нужно помнить три вещи:

  1. Это ударит по карману каждого.
  2. Монополия — зло.
  3. Коломойский всегда срет в пралине.

P.S. Здесь подробнее о рисках, если кому интересно:
Для проведення спецрозслідування щодо імпорту нафтопродуктів немає підстав.

Автор