Новости из США. 6-13 июля 2019 года

Igor Aizenberg

 Самой значительной темой в США был скандал, разразившийся после ареста в Нью-Йорке в прошлую субботу миллиардера Джеффри Эпштейна и предъявления ему обвинений в создании в 2002-2005 годах сети по оказанию себе любимому «сексуальных услуг» из нескольких десятков несовершеннолетних девушек, причем самые младшие из них были 14-летними.

Преступление отвратительно само по себе. Но два обстоятельства вызвали скандал.

 В 2008 году Эпштейн обвинялся во Флориде в совершении практически аналогичного преступления. Тогдашний федеральный прокурор Южного округа Флориды Александр Акоста фактически помог Эпштейну избежать ответственности. Он заключил с Эпштейном сделку, в соответствии с которой тот должен был провести 13 месяцев в заключении и официально зарегистрироваться как сексуальный насильник. При этом заключение Эпштейна было по сути условным. Мало того, что он сидел в привилегированной тюрьме, но он там по сути только ночевал, поскольку получил разрешение находиться 12 часов в день на свободе и заниматься своим бизнесом. При заключении сделки, которая сама по себе крайне сомнительна, был нарушен закон, требующий проинформировать жертвы преступления о такой сделке, при этом жертвы могли бы возражать против ее заключения. Жертвы Эпштейна в течение многих лет добивались признания незаконности этой сделки в судебном порядке. Ранее в этом году суд наконец вынес решение о том, что при заключении сделки был нарушен закон, поскольку жертвы не были о ней проинформированы.

 Это тут же вызвало множество вопросов к Александру Акосте, который 27 апреля 2017 года стал министром труда в администрации Трампа. Вопросы были заданы демократами, когда Акоста выступал на слушаниях в Палате Представителей, периодически заслушивающей всех министров на заседаниях комитетов в порядке контроля их деятельности. Ответы Акосты, сводившиеся к тому, что он все сделал правильно, не были убедительными, но не вызвали бурной реакции. Однако после ареста Эпштейна в прошлую субботу, публикации обвинительного заключения с подробностями его отвратительных деяний, после того как стало понятно, что Эпштейну должны были быть предъявлены те же обвинения еще в 2008 году и он должен был понести реальную ответственность, разразилась буря, демократы потребовали немедленной отставки Акосты с должности министра. Республиканцы стыдливо молчали, но вместе с тем никто из них, кроме президента, Акосту вслух не защищал. В среду Акоста выступил на специально созванной пресс-конференции, транслировавшейся по всем основным телеканалам, на которой снова активно защищал сделку, заключенную с Эпштейном в 2008 году. Однако этим только усилил давление на себя. Бывший штатный прокурор Флориды прямо обвинил Акосту во лжи. Требования демократов об отставке Акосты стали еще более твердыми. Акоста был вызван на слушания в Палату Представителей, и было понятно, что там его ждет полный разнос с возможным началом процедуры его импичмента.

 В пятницу утром Акоста появился на лужайке перед Белым Домом вместе с Трампом и президент сообщил, что Акоста подал в отставку. Назвал его «фантастическим министром», проделавшим «огромную работу», заявил, что Акоста не должен был подавать в отставку, сказал, что это демократы вынудили такого хорошего министра уйти.

 Как бы то ни было, Акоста стал 64-м по счету высокопоставленным сотрудником администрации, в том числе, если я не ошибаюсь, шестым министром кабинета, уволенным или ушедшим в отставку за два с половиной года пребывания Трампа в Белом Доме. Такой текучести кадров не знала ни одна американская администрация.

При этом многие должности остаются после увольнения занимавших их людей вакантными. В США уже седьмой месяц нет министра обороны и посла в ООН, нет министра внутренней безопасности, нет руководителя аппарата сотрудников Белого Дома, нет директора агентства по охране окружающей среды, нет руководителя федеральной авиационной администрации, нет руководителя пограничной и таможенной службы, нет послов во многих странах, причем в некоторых странах их нет с момента увольнения предыдущих посолов в январе 2017 года. Вакантны должности заместителей руководителей ряда федеральных агентств. Теперь нет и министра труда.

 Второй аспект скандала с Эпштейном связан с его отношениями с Трампом и многими другими влиятельными людьми. Телеэкраны и Интернет пестрят снятыми в разное время фотографиями обнимающихся Трампа и Эпштейна. Еще в 2002 году Трамп заявил в интервью, что «знает Эпштейна 15 лет», что тот «потрясающий человек», что «с ним весело» и что он «любит женщин, больше молодых», как и сам Трамп.

Президент поспешил заявить в течение последней недели несколько раз, что он уже 15 лет не разговаривал с Эпштейном, никогда не был его сторонником и не был с ним в дружеских отношениях. Нью-Йорк Таймс сообщила, однако, что еще в 1992 году Трамп и Эпштейн вдвоем проводили время в трамповском поместье Мар-а-Лаго во Флориде в обществе 28 молодых девушек. Эта информация сообщена человеком по имени Джордж Харани, который подбирал участниц этого «мероприятия», якобы для участия в конкурсе.

Известно, что с Эпштейном проводил время и бывший президент Клинтон. В течение долгого времени адвокатами Эпштейна, помогавшими ему отмываться от обвинений в сексуальных преступлениях, были Кеннет Старр, бывший спецпрокурор, расследовавший Моникагейт и Аллан Дершовиц, еще один, помимо Джулиани, постоянный «телевизионный» адвокат Трампа. А отец нынешнего генпрокурора Барра когда-то взял молодого Эпштейна на работу учителем физики в школу, хотя у Эпштейна не было необходимого для этого образования.

Думаю, что о связях Эпштейна, возможном участие сильных мира сего в его «утехах», о помощи ему со стороны тех или иных людей в отмывании от обвинений мы услышим еще не раз.

 Всю неделю в Нью-Йорке проходят судебные слушания по избранию Эпштейну меры пресечения. Прокуратура настаивает на его аресте без права залога. Адвокаты требуют освободить его под залог и домашний арест. Стало известно, что Эпштейн оказывает и оказывал ранее влияние на свидетелей и своих бывших жертв, предлагая им деньги за дачу показаний, которые бы его оправдывали.

Виновным Эпштейн себя не признал. Таким образом его будет судить суд присяжных.

 Второй главной темой недели было включение в анкету по переписи населения 2020 года вопроса о том, является ли житель США гражданином США.

 Мне могут сказать, что я сам же и писал о том, что две недели назад Верховный Суд решил, что этого вопроса в анкете не будет, после чего о том же заявило министерство юстиции, а анкеты без этого вопроса начали печатать. Да, я об этом писал. Верховный Суд, рассматривая апелляцию Белого Дома на решения судов низшей инстанции о том, что вопрос о гражданстве не должен быть включен в анкету переписи, постановил большинством 5:4, что администрация не представила достаточно обоснований для включения этого вопроса в анкету.

 Однако прошло еще два дня, и президент заявил в Твиттере, что он не доволен решением Верховного Суда и все равно хочет включить вопрос о гражданстве в анкету. Министерство юстиции «взяло под козырек» и стало срочно изучать вопрос о том, можно ли представить в суды новое обоснование необходимости включения этого вопроса. Генпрокурор Барр заявил, что, как и президент, недоволен решением Верховного Суда.

 Еще раз о подоплеке этой проблемы. Перепись населения проводится в США каждые 10 лет в соответствии с требованием Конституции. При этом происходит перепись не только граждан, но всех жителей США (а в стране в любой временной отрезок на протяжении последних ста лет точно проживали и проживают десятки миллионов иммигрантов, не являющихся гражданами, людей, имеющих рабочие визы, иностранных студентов и нелегальных иммигрантов). От результатов переписи очень существенно зависят, как минимум, две вещи. Распределение между штатами и внутри штатов округов по выборам в Палату Представителей и, соответственно, представительство штатов в Коллегии выборщиков на президентских выборах. Округа должны представлять примерно равное число жителей. ВСЕХ жителей, а не только граждан, о чем говорит XIV поправка к Конституции. Хотя право голоса имеют только граждане, но избираются представители от имени всего населения. Также от результатов переписи зависит размер финансирования из бюджета различных программ, имеющих особенно важное значение для жизнеобеспечения больших городов, решение вопроса об открытии новых школ, о количестве учителей в существующих школах и так далее.

 Вопрос о гражданстве в последний раз появлялся в анкете переписи, проводившейся в 1950 году. Трамп хотел включить его в анкету снова с единственной целью – значительно снизить участие в переписи иммигрантов, не имеющих гражданства, опасающихся лишний раз «светиться» перед властью. Поскольку большинство иммигрантов живут в больших городах, занижение численности населения в них привело бы к перераспределению округов по выборам в Палату Представителей – уменьшение количества таких округов в больших городах и штатах, в которых большинство населения живет в больших городах, в пользу провинции и штатов с преобладающим провинциальным населением. Большие города в последние 25-30 лет неизменно голосуют за демократов, причем эта тенденция в последние 10-15 лет проявляется уж совсем отчетливо. Провинция голосует за республиканцев. И поэтому главной целью президента было создание выборных преференций для республиканской партии.

 В течение десяти дней все СМИ гадали с утра до вечера, предпримет ли что-то президент, пойдет ли вопреки решению Верховного Суда. Ответ пришел в четверг во второй половине дня. Было объявлено о выступлении Трампа у Белого Дома по вопросу о включении в анкету вопроса о гражданстве. Президент вышел к журналистам в сопровождении генпрокурора Барра и министра торговли Росса. Дальнейшее выглядело весьма странным и некрасивым спектаклем, призванным явное поражение Трампа в борьбе за включение вопроса о гражданстве в анкету переписи превратить в победу. «Важнейшим делом является посчитать число граждан», «крайне левые демократы не хотят, чтобы мы точно знали, сколько у нас нелегальных иммигрантов, потому что их намного больше, чем мы думаем», «Верховный Суд подтвердил, что мы можем включить вопрос о гражданстве в анкету переписи» (кажется, Верховный Суд решил как раз наоборот). А далее Трамп объявил, что вопрос включен в анкету не будет, поскольку он придумал лучший способ посчитать, сколько в стране граждан, и издаст указ, обязывающий все соответствующие федеральные ведомства, ведущие учет количества граждан США, сообщить эти данные в бюро переписи населения. После чего подобострастно выступил генпрокурор Барр. «Поздравляю вас, мистер президент, с изданием указа», – говорил Барр и далее всячески расхваливал решение президента.

На самом деле гора родила мышь. Бюро переписи, вполне возможно, и так уже обладает всеми данными, которыми Трамп предписал поделиться с ним. Более того, еще полтора года назад министр торговли Росс предлагал посчитать число граждан в стране, воспользовавшись именно данными, имеющимися в министерствах труда, внутренней безопасности и службе социальной защиты, не включая этот вопрос в анкету переписи. Трамп предпочел идти напролом. Получил судебные иски. Проиграл суды во всех инстанциях, включая Верховный Суд. Но должен был представить свое поражение как победу. Во всяком случае, для своей «базы». Скорее всего, ему это удалось, его «база» наверняка считает, что он выиграл.

 Министерство финансов США сообщило, что дефицит бюджета США за первые девять месяцев 2019 финансового года, с октября по июнь, вырос до рекордных $747,1 миллиарда против $607 миллиардов год назад. Рост составил 23,1%.

 Одновременно Бюджетный Офис Конгресса (экспертная организация, анализирующая финансовую сторону всех законопроектов для обеих палат Конгресса) прогнозирует, что государственный долг США составит в 2019 году 78% ВВП, в 2029 году вырастет до 92% ВВП, а в 2049 году он составит уже 144% ВВП.

 Министр финансов США Стив Мнучин направил в пятницу письмо спикеру Палаты Представителей Нэнси Пелоси, в котором указал, что может сложиться ситуация, когда на казначейских счетах министерства финансов еще до окончания финансового года (в США он заканчивается 30 сентября), уже в начале сентября не окажется больше денег. В связи с этим Мнучин попросил Конгресс увеличить потолок государственного долга США до ухода законодателей в традиционный августовский отпуск для того, чтобы министерство финансов смогло взять деньги в долг.

 Дефицит бюджета значительно вырос за время правления администрации Трампа из-за снижения в 2017 году по инициативе администрации налогов, которыми облагаются доходы самых богатых американцев и корпораций.

 В пятницу в апелляционном суде в Вашингтоне состоялись слушания аргументов сторон по апелляции адвокатов Трампа, поданной на решение суда первой инстанции, отказавшего президенту в удовлетворении его иска о запрете финансовой компании «Mazars USA» передавать в Палату Представителей документы, на основании которых в течение 8 лет эта компания составляла все финансовые декларации Трампа и Организации Трампа.

Судя по вопросам, которые задавали адвокатам Трампа судьи, как минимум два судьи из коллегии трех судей вряд ли будут благосклонны к апелляции президента, и можно ожидать, что она будет отклонена. Обычно после слушаний на принятие судьями решения может уйти около месяца. Впрочем, можно не сомневаться, что адвокаты Трампа подадут следующую апелляцию, требуя ее рассмотрения не коллегией из трех судей, а апелляционным судом в полном составе. И, если и эта апелляция не будет успешной, будут апеллировать в Верховный Суд.

 На уходящей неделе разразилась словесная война между Трампом и бывшим спикером Палаты Представителей республиканцем Райаном, решившим не переизбираться в Конгресс в прошлом году. Райан поговорил с журналистом Тимом Алберта, включившим их беседу в выходящую на следующей недели книгу. Как пишет Вашингтон Пост, Райан, в частности, сказал о Трампе: «Я сказал себе, что у меня должны быть отношения с этим парнем, чтобы помочь ему разобраться в своих мыслях. Потому что, я говорю вам, он ничего не знал о правительстве … Те из нас, кто его окружал, действительно помогали ему не принимать плохие решения. Все время».

Трамп ответил через Твиттер: «Пол Райан, провалившийся кандидат в вице-президенты и бывший спикер Палаты, чьи достижения были ужасными (за исключением моих первых двух лет на посту президента), в конечном итоге превратился в хронического неудачника, оставив свою партию в одиночестве и как собиратель средств, и как лидер»

«У него было большинство, и он растратил его из-за своего плохого руководства и неумением планировать время. Он никогда не знал, как бороться против демократов, как они борются против нас. Не удалось вытащить его из Конгресса достаточно быстро!»

Нужно заметить, что Райан не поддерживал Трампа во время кампании 2016 года. Но когда Трамп стал президентом, оказывал всяческую поддержку всем его инициативам и старался исполнять, будучи спикером Палаты Представителей, все его желания. В конце 2017 года заявил в своем выступлении перед президентом, сразу после принятия закона о том самом снижении налогов на самых богатых, которое привело к росту дефицита бюджета, что всеми успехами, которых страна достигла в последнее время, она обязана Трампу и его мудрому руководству.

 Неделя ознаменовалась еще одним скандалом. В прошлую субботу британская газета Дэйли Мэйл опубликовала утекшие из британского министерства иностранных дел дипломатические донесения британского посла в США сэра Кима Даррока, в которых Трамп назывался глупым, ненадежным и некомпетентным, а обстановка в Белом Доме – хаосом.

 Трамп выступил в Твиттере и публично с резкими нападками на посла и британского премьер-министра Терезу Мэй. Трамп написал в Твиттере, что посол был «очень глупый парень» и «напыщенный дурак», а попытки Терезы Мэй добиться соглашения с ЕС о брексите «неудачные» и «глупые». Трамп заявил, что отныне Белый Дом будет игнорировать британского посла.

 Британский министр иностранных дел Джереми Хант ответил Трампу в Твиттере: «Эти комментарии неуважительны и неправильны по отношению к нашему премьер-министру и моей стране. Ваши дипломаты высказывают свое личное мнение в донесениях госсекретарю Помпео, то же самое делают и наши дипломаты».

 Тем не менее, посол Даррок в среду подал в отставку.

 А в субботу Дэйли Мэйл опубликовала очередные утечки из его донесений. Речь на этот раз идет о выходе Трампа из ядерной сделки с Ираном. Посол писал: «Администрация Трампа была настроена на акт дипломатического вандализма в своем решении отказаться от иранской ядерной сделки. Трамп, похоже, также отказался от ядерной сделки с Ираном по личным причинам, поскольку соглашение было достигнуто при бывшем президенте Бараке Обаме». Газета также сообщила, что Даррок намекал на разногласия между ближайшими помощниками Трампа и сообщал, что Белый дом не смог выработать план, как справиться с последствиями выхода из сделки».

 И о бедствиях.

 В Луизиане, Алабаме, Техасе и Миссисипи бушует тропический шторм Барри, вызвавший сильное наводнение в Новом Орлеане и других районах Луизианы. 75 тысяч потребителей остались без электричества. В ряде районов проведена принудительная эвакуация населения. 3000 военнослужащих Национальной гвардии распределены по разным районам Луизианы, больше всего пострадавшей от шторма, для оказания помощи. По состоянию на вечер субботы погибших вроде бы нет. Береговая охрана США эвакуировала 12 человек с отдаленного острова.

 В субботу вечером в самом центре города Нью-Йорка, в центре Манхэттена, примерно с 40-й по 60-ю улицы, произошла серьезная авария в электросетях, из-за чего до 72 тысяч потребителей в течение нескольких часов оставались без электричества. Остановились поезда метро, лифты, погасло освещение, перестали работать светофоры. Постепенно электроснабжение восстанавливается. Компания ConEdison, снабжающая электричеством Нью-Йорк, сообщила, что точная причина того, что привело к аварии, пока не установлена, и необходимо провести тщательный инженерный анализ.

Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели.

Автор