Новости из США. 8-14 апреля 2019 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США и американских СМИ в течение последней недели.

Уходящая неделя с моей точки зрения не изобиловала знаковыми событиями. Происходило то, что было вполне ожидаемо. Хотя подробности несут много дополнительной «информации к размышлению».

Генпрокурор Барр выступил на слушаниях в бюджетном комитете Палаты Представителей и финансовом комитете Сената. Слушания были формально посвящены формированию бюджета министерства юстиции – генпрокуратуры (в США это одно и то же ведомство) на будущий год, однако фактически не менее 95% вопросов, заданных Барру, касались отчета спецпрокурора Роберта Мюллера и расследования Рашагейта.

Барр настаивал на необходимости цензурирования отчета Мюллера и заявил, что только отцензурированная им версия отчета будет представлена в Конгресс («где-то на следующей неделе» – когда Конгресс будет на двухнедельных пасхальных каникулах).

 Генпрокурор отказался ответить на вопрос о том, знакомился ли Белый Дом с отчетом спецпрокурора.

 Барр также ушел от ответа на вопрос о том, каким образом ему удалось прочитать отчет объемом около 400 страниц менее чем за двое суток, прошедших между передачей Робертом Мюллером вечером 22 марта отчета генпрокурору и публикацией 24 марта четырехстраничного резюме генпрокурора по этому отчету.

 Барр заявил, что не консультировался с Мюллером по поводу своего заключения, что президент не мог совершить препятствования правосудию. В ответ на вопрос, почему он сделал такое заключение, в то время как в процитированной им цитате из отчета сказано, что отчет «не реабилитирует президента» в части препятствования правосудию, Барр заявил, что сделал такое заключение потому, что он, Барр, так считает.

 Генпрокурор заявил, что он думает, что разведслужбы США «шпионили» за предвыборным штабом Трампа во время предвыборной кампании 2016 года. И поскольку он так думает, то будет заниматься расследованием этого вопроса. Тем самым генпрокурор открыто поддержал одну из любимых конспирологических теорий президента.

 Трамп не преминул тут же подхватить последнее высказывание Барра и заявил несколько раз, что «была совершена измена», была «попытка государственного переворота», была «попытка свергнуть президента».

В субботу президент подытожил в Твиттере: «Почему Радикальные Левые Демократы в Конгрессе должны иметь право повторно изучать то, на что уже было потрачено $35,000,000 (два года разработки), Отчет Мюллера об Отсутствии Сговора, когда преступление было совершено Плутоватой Хиллари, Национальным Комитетом Демократов и Грязными Полицейскими? Генеральный прокурор Барр примет решение!»

Тем самым президент недвусмысленно указал, что он вообще против предоставления отчета Мюллера в Конгресс.

 Вместе с тем председатель юридического комитета Палаты Представителей Джерольд Надлер заявил, что если Барр представит Конгрессу неполную версию отчета и не представит доказательства, приложенные к отчету, он, Надлер, издаст обязательное к исполнению требование (subpoena) о предоставлении полной, неотцензурированной версии отчета и всех прилагаемых документов. Комитет предоставил Надлеру такое право большинством голосов еще на прошлой неделе.

Можно с уверенностью предсказать, что Барр не будет выполнять это требование и обратится в суд, чтобы его оспорить. С большой вероятностью можно также предсказать, что судебные разбирательства будут долгими и независимо от решений судов низших инстанций дойдут до Верховного Суда, где в условиях равновесия (4:4) между либеральными и консервативными судьями, двое из которых являются назначенными Трампом его ставленниками, все будет зависеть от мнения девятого судьи, Председателя Верховного Суда Джона Робертса.

 Спикер Палаты Представителей Нэнси Пелоси заявила в ответ на заявления Барра в Конгрессе, что он «забыл о том, что является не генеральным адвокатом Дональда Трампа, а генеральным прокурором Соединенных Штатов Америки».

Федеральная налоговая служба и министерство финансов США не выполнили требование председателя комитета по доходам бюджета Палаты Представителей Ричарда Неала о предоставлении ему налоговых деклараций Трампа и ряда принадлежащих ему компаний за последние 6 лет до 10 апреля. Вместо этого министр финансов Мнучин направил Неалу письмо о том, что министерство финансов должно провести консультации с министерством юстиции о том, не нарушит ли выполнение запроса Неала законы и конституцию. Мнучин также сказал журналистам, что «такие консультации начались и потребуют времени».

 В ответ Ричард Неал направил в субботу новое письмо руководителю федеральной налоговой службы (IRS) Чарльзу Реттиджу с новым требованием о предоставлении налоговых деклараций Трампа и ряда принадлежащих ему компаний за последние шесть лет.

В письме говорится:

«Мне известно, что были высказаны опасения в отношении моей просьбы и полномочий комитета. Эти опасения не имеют под собой оснований. Более того, в соответствии с имеющимся судебным прецедентом, ни одно из высказанных опасений не может быть признано законным и использовано для отклонения запроса комитета.

На сегодняшний день IRS не выполнила мой запрос о предоставлении затребованных деклараций и относящейся к ним информации, несмотря на однозначную юридическую обязанность сделать это в соответствии со статьей 6103(f) Федерального Налогового Кодекса.

Я ожидаю ответа от IRS к 17:00 23 апреля 2019 года.

Пожалуйста, примите во внимание, что если вы не выполните мой запрос, это невыполнение будет интерпретировано как отказ в выполнении этого запроса».

 Тем самым Ричард Неал дал понять, что дальнейшие разбирательства также могут перейти в суды, при этом и руководитель налоговой службы и находящийся рангом выше над ним министр финансов, в случае невыполнения требования председателя комитета по доходам бюджета могут быть рано или поздно обвинены в совершении уголовного преступления, за которое им может грозить штраф или до 5 лет заключения. Власть Трампа в любом случае не вечна. И чиновникам следует временами вспоминать о том, что 48 сотрудников администрации Никсона, в том числе два его бывших генеральных прокурора, были уже после его ухода с должности признаны судами виновными в совершении преступлений, и даже бывшие генеральные прокуроры отправились за решетку.

Думаю, что переход рассмотрения и этого дела в суды вплоть до Верховного Суда также неизбежен. Налоговые декларации Трампа со схемами его ухода от налогов (он сам гордился еще во время предвыборной кампании 2016 года, что не платит налоги 10 лет, уходя от них через разные лазейки в законодательстве) и его компаний с указанием источников получения ими кредитов и прочих поступлений содержат очень много информации, которую президенту хотелось бы скрыть.

Председатель надзорного комитета Палаты Представителей Элайджа Каммингс заявил в пятницу, что издаст в понедельник обязательное к исполнению требование (subpoena) к финансовой компании Mazars USA, которое обяжет эту компанию предоставить всю финансовую информацию, относящуюся к Трампу и его бизнесам.

Это требование основывается на показаниях, которые на слушаниях в Конгрессе дал бывший адвокат и решала Трампа Майкл Коэн, в которых Коэн утверждал, что Трамп в одних финансовых декларациях умышленно занижает размеры своих активов, чтобы уйти от налогов, а в других наоборот, умышленно завышает их, чтобы получать кредиты под более низкие проценты, меньше платить за страховку своего имущества и выглядеть богаче, чем на самом деле.

Каммингс заявил, что Коэн предоставил комитету три таких финансовых декларации. Они были подготовлены компанией Mazars USA.

Зампредседателя надзорного комитета Палаты Представителей, один из самых верных союзников Трампа в Конгрессе, республиканец Джим Джордан уже обратился к Mazars USA с призывом не подчиняться требованию председателя комитета. Призывы к нарушению закона становятся, увы, рутинными у президента и его главных политических сторонников (вернемся к этому ниже, там речь пойдет уже о призыве самого Трампа нарушать закон).

На уходящей неделе произошел казус. Как известно, в Лондоне, в посольстве Эквадора был задержан британской полицией и взят под стражу создатель и директор WikiLeaks Джулиан Ассанж. Президент Эквадора Ленин Морено решил отказать Ассанжу в убежище в посольстве, в котором Ассанж провел 7 лет. Ассанж был задержан по запросу США по обвинению в заговоре с Челси Меннинг, бывшей американской военнослужащей, с целью взлома компьютеров для кражи из них секретных американских правительственных документов.

Казус же состоит вот в чем. Когда в 2016 году WikiLeaks публиковал украденные ГРУ в результате хакерских атак документы Хиллари Клинтон и демократической партии США, Трамп заявлял на предвыборных митингах: «Я люблю WikiLeaks!» Когда же после ареста Ассанжа журналисты спросили президента, не изменил ли он своего отношения к WikiLeaks, Трамп развел руками и ответил, что не может ничего сказать о WikiLeaks.

Большую часть недели президент продолжал заниматься борьбой против иммиграции в США. В прошлое воскресенье ушла в отставку министр внутренней безопасности Кирстен Нилсен. Как сообщается, Нилсен противилась требованию Трампа возобновить разделение семей нелегальных иммигрантов, отъем детей от родителей с содержанием детей отдельно от родителей в неподобающих условиях (во многих случаях попросту в клетках). Эта практика, ранее применявшаяся по указанию Трампа, вызвала широкую волну протестов и была отменена прошлым летом. До сих пор, однако, не все дети, разделенные с родителями, смогли с ними воссоединиться. Имеются случаи, когда детей отдельно от родителей или родителей отдельно от детей высылали из страны. Президент заявил в середине недели, что он не давал таких указаний, а отъем детей у родителей-нелегальных иммигрантов придумал Обама.

– В понедельник Трамп уволил без объяснения причин директора Секретной Службы США Рандольфа Аллеса.

 Стало известно, что когда на прошлой неделе Трамп был в городе Калексико в Калифорнии на границе с Мексикой, он сказал там в разговоре с руководителем пограничной и таможенной службы США Кевином Макалиненом, ныне исполняющим обязанности министра внутренней безопасности, чтобы тот дал указание пограничникам не пропускать из Мексики в США ни одного просителя убежища. Очевидно, президент понимал, что такое указание было бы грубым нарушением действующего закона, поэтому добавил, что если Макалинена за выполнение этого указания президента привлекут к ответственности, он, Трамп, его помилует. Совершенно беспрецедентный случай, когда президент прямо призывает государственного чиновника высокого ранга нарушать закон, совершать уголовное преступление, обещая ему за это помилование.

 Стало известно, что Трамп обсуждает вопрос о том, чтобы отправить содержащихся в лагерях для интернированных просителей статуса беженцев в города-убежища (sanctuary cities), то есть в города, где местные власти не сотрудничают с иммиграционной полицией в охоте на нелегальных иммигрантов, предоставляют последним различные виды социальной помощи и защиты. В принципе, к числу таких городов относится большинство больших города в США, где местная власть находится в руках демократов. Президент даже посвятил десяток своих субботних твитов этой теме. Очевидно, что Трамп полагает, что таким образом можно усилить социальную напряженность в городах и способствовать тому, чтобы демократы утратили в них популярность.

А мэр Сиэтла демократ Дженни Дуркан, заявила в открытом письме президенту, опубликованному в Вашингтон Пост:

«Сиэтл не боится иммигрантов и беженцев. На самом деле, мы всегда приветствовали людей со всего мира, которые столкнулись с огромными трудностями. Иммигранты и беженцы являются частью наследия Сиэтла, и они будут продолжать делать нас городом будущего.

Что нас на самом деле пугает? Президент и федеральное правительство, которые будут стремиться вооружить правоохранительные органы, чтобы наказать воображаемых политических врагов. Потенциальный деспот, который считает, что верховенство закона к нему не относится».

Уже более трех месяцев в США нет министров обороны и внутренних дел, посла в ООН, руководителя аппарата сотрудников Белого Дома, директора федеральной авиационной службы, теперь нет и министра внутренней безопасности. Все эти должности исполняются людьми в статусе и.о. Президент номинировал новых министра внутренних дел и посла в ООН, их кандидатуры должен утвердить Сенат. Никто пока не номинирован на должность министра обороны.

В пятницу состоялся еще один судебный приговор по делу о Рашагейте. Федеральный судья Эми Берман Джексон приговорила лоббиста Сэма Паттена к трем годам заключения условно, штрафу $5000 и 500 часам общественно полезных работ за перевод в инаугурационный фонд Трампа $50000 от украинского олигарха Сергея Левочкина и неназываемого российского олигарха (Паттен выступил «соломенным донором», переведя деньги, компенсированные олигархами переводами той же суммы на кипрский счет Паттена. Переводы денег в инаугурационный фонд от иностранных граждан и компаний запрещены законом). Паттен тесно сотрудничал с Манафортом, именно так он и попал в поле зрения спецпрокурора Мюллера, признав себя в августе 2018 года виновным по предъявленным обвинениям.

США объявили иранский Корпус стражей исламской революции иностранной террористической организацией.

Госсекретарь Помпео обвинил Россию во вмешательстве в дела Никарагуа, а также в незаконной переброске войск в Венесуэлу.

Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели.

Следующий дайджест будет через две недели. Во второй половине следующей недели буду очень занят – дела. Но вот в понедельник у нас в университете состоится встреча с председателем комитета по иностранным делам Палаты Представителей Элиотом Энгелом. Обязательно на этой встрече буду, постараюсь задать вопросы и о встрече напишу.

Автор