О нелегком будущем нашей ГТС

Антон Швец

Садитесь поудобней, это лонгрид-удивление про мою любимую Винницкую Школу Экономики. Нас ждет рассказ о нелегком будущем нашей ГТС в свете приближающихся выборов, евроинтеграции и пояснение, что это за слово такое анбандлинг.

Ну и про моего любимого вице-премьера Кистиона, конечно.

Как известно, согласно взятым на себя в рамках Ассоциации с ЕС обязательствам, в строгом следовании букве Третьего Европейского Энергопакета и по настоятельной просьбе США, Нафтогаз обязан пройти процедуру под названием анбандлинг.

Выражаться эта процедура должна в отделении услуг транспортировки газа в рамках Нафтогаза от добычи газа.

Желание господина Кистиона всунуть свое тупое жало в процесс анбандлинга я описывал еще в начале этого года. С тех пор много воды утекло, Кистиону совместно надавали и по рукам, и просто по голове, но угадайте, что? Господин Кистион не стал умнее и, блджад, не отвалил от процесса анбандлинга до конца.

Сам процесс анбандлинга – это запредельного уровня сложности юридическая и бюрократическая машина, но есть простые вещи, которые понимает каждый.

Россия спит и видит, как обойти нашу ГТС если не Южным потоком, то Турецким, Россия ведет кровавую войну в Сирии, чтобы иметь рычаг давления на Турцию, а к первой линии Северного Потока тут же пытается доклеить вторую. Что угодно, любые затраты, любые войны, любая кровь и военные преступления – лишь бы не пускать газ через нашу трубу. Если мы не хотим потерять транзит газа по нашей трубе (а это 3-3,5 миллиарда баксов в год – самое крупное разовое поступление в наш бюджет). Нам категорически нужны союзники в Европе и США, которые будут защищать нас по причинам абсолютно меркантильным. Именно потому в конце концов все (и даже Кистион) пришли к консенсусу о том, что одновременно с анбандлингом надо проводить привлечение к управлению ГТС крупной западной кампании с мощным лоббистским ресурсом, иначе к 2020-му ГТС большей частью можно будет сдавать на металл. И как-то судорожно развивать собственную добычу до уровня полной достаточности.

При этом нет никакой возможности провести подобную операцию с текущим оператором ГТС – Уктрансгазом, потому как на том лежат исковые разбирательства с Фирташами, Коломойскими и еще много кем. В УТГ ни одна серьезная западная компания не зайдет – риски не считаны.

Нужно создать новую компанию, причем сделать это так, чтобы не влететь под встречные иски Газпрома.

Короче, все всё вроде как поняли и покатились к светлому будущему.

Но не тут то было. Известный хозяйственный гений господина Кистиона нашел способ себя проявить.

Процедура анбандлинга может быть проведена кучей разных способов, и Кабинет Министров должен решить, каким именно способом все будут его проводить. И из всех возможных моделей господин Кистион в своем безумном гении почему-то выбрал модель, которая называется Ownership Unbundling.

Слово овнершип каждый может сам перевести без труда.

Суть этой модели состоит в том, что оператор ГТС является ее владельцем или в лучшем случае получает от государства так называемое право господарського відання. Подобное право дает, например, возможность заложить актив, фактически это право очень близко к праву собственности (но не является им).

Однако, как вы знаете, наша ГТС не находится даже в собственности Укртрансгаза (который является лишь оператором ГТС). ГТС напрямую государственная, причем она настоящая священная корова, воплощенное божество, сошедшее на землю, стратегический объект, она обложена защитными законами, нормативкой и правилами, которые не дают сделать с ней ничего. Там все заминировано на неизвлекаемость и заколдовано на веки вечные. Я не шучу, в официальном законе про ГТС написано, что ГТС – это объект, имеющий ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ значение. Да.

Чтобы сделать с ней хоть что-то в плане права собственности, нужно идти в Раду. И там не один закон надо менять, там надо пол господарчого кодекса будет переписать.

Еще раз. Это мудило, б*дь, которое по какому-то дикому чуду стало нашим вице-премьером, создало ситуацию когда Кабмин\Нафтогаз будут ВЫНУЖДЕНЫ пойти в Раду в год ДВОЙНЫХ ВЫБОРОВ (1 января 2020 года анбандлинг должен быть полностью завершен) с целью поменять кучу законов РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ ПЕРЕДАТЬ ГТС КОМУ-ТО и мимоходом разрешить ее продажу\приватизацию и так далее.

Вы представляете уровень цирка, который нас будет ждать в Раде в таком случае? Каждый попиарится, голосов все равно не будет, даже под угрозой расстрела никто за такое в год выборов голосовать не будет даже из правящей коалиции. Рейтинг улетит, даже если затянуть до парламентских ниже Марианской впадины.

Господин Кистион, у меня вопрос.

НАЗАР
АРСЕНИЙ
ХАВРОНЬЯ
УЛЬЯНА
ЯКОВ
?
Зачем это, господин Кистион? ЗАЧЕМ? СКАЖИТЕ, ЗАЧЕМ?

Я, правда, не могу представить, зачем бы Вам это было нужно, я, хоть убейте, не могу понять, как Вы собираетесь тут прикурить. Это может быть разве что диверсия, но вы-то по итогам этой диверсии точно будете на фонаре болтаться? Господин Кистион, Вы – дебил? Самоубийца? Олигофрен? Зачем вы поддерживаете Ownership Unbundling нашей ГТС?

НО И ЭТО ЕЩЕ, Б*ДЬ, НЕ КОНЕЦ.

Связаны не только Укртрансгаз исками, не только ГТС законами и нормами. Связан сам Нафтогаз договорами с Газпромом. Фактическое выделение из Нафтогаза ГТС (если быть более точным – конкретное отсутствие ГТС в сфере НАКа по причине того, что ГТС будет принадлежать\иметь право господарчого відання у конкретного и другого юрлица) приведет к нарушению текущего транзитного договора с Газпромом и полностью уничтожит перспективы иска Нафтогаза к Газпрому на 12 миллиардов долларов.

Конечно, можно сказать, что этот суд еще предстоит выиграть, эти 12 миллиардов еще не факт, что присудят в полном объеме, даже если победить, и потом их хрен получишь, и все такое. Но это неплохая возможность, глупо ее терять. Я уж не говорю, что на переговорах о новом транзите у нас будет намного слабее позиция, ведь Стокгольм отдельно постановил, что Нафтогаз обязан нести полную ответственность по текущему транзитному контракту.

Но кроме иска по транзиту Ownership Unbundling еще и уничтожит возможность провести Стокгольм-2. Как известно, по решению Стокгольмского арбитража Украина получила все компенсации по 17-й год. Но мы можем получить и компенсации и за 18-й, и за 19-й. Конечно, право арбитражей не прецедентное, но любые новые арбитры должны будут иметь очень весомые аргументы, чтобы принять решение обратное решению первого Стокгольмского арбитража. Например, таким аргументом может стать нарушение контракта на транзит в результате выдергивания из Нафтогаза управления ГТС по модели Ownership Unbundling. Речь о сумме от полумиллиарда до миллиарда долларов, причем вероятность победы в текущей ситуации КРАЙНЕ ВЕЛИКА (пусть и в 21-22 году).

Зачем все это просирать? Чтобы что?

Нет, ну правда?

Я не могу понять. У Нафтогаза есть план анбандлинга под названием Independent System Operator (ISO). Опять же многое понятно из названия. Не владелец, а оператор (как УТГ, но не УТГ). Не надо вносить в Раду предложение приватизировать ГТС, хватит и аренды плюс концессия.

Далее по хитрой схеме решением Кабмина УТГ передает в концессию новой компании трубу, и все хорошо.
Западный партнер приходит в беспроблемный актив, где нет Фирташей и Коломойских.

Нафтогаз сохраняет все исковые требования к Газпрому в полном объеме. А Газпром не имеет требований и аргументов против. Более того, о транзите Газпес на переговорах говорит уже не с Нафтогазом и не с, упаси, Боже, Кистионом, а с теми самыми западными посонами, которые за свою копеечку могут и авианосную группу за полмира отправить и санкций от души навалить. Держи черпак за шиворот, а чего ты, Миллер, загрустил-то так?

Украина получает независимого от НАКа оператора системы. ЕС доволен, мы в рамках третьего энергопакета и продолжаем крепить Газпром за то, что он его не соблюдает.

Все довольны, мир, счастье, жвачка, руки жмут, говорят – хороший посан.

Владимир Борисович, нахрена Ваш тупоголовый клоун из ЖЕКа лезет в такие сложные вещи? Его задачи – это “капает и какает”. Зачем он лезет? Чтобы что? Там в одном документе информации больше чем вмещает операционная память Вашего вице-премьера.

У Вас, может, там какие-то аргументы есть, зачем нужно просрать 12-13 вероятных миллиардов баксов, наполучать люлей от Газпрома и подставиться перед выборами?

Давно не наблюдали блокировки трибуны? Так в Раде с этим просто.

Зачем?

В чем коварный план? Вы если с такой ксинтой про ГТС в Раду зайдете, Вам премьером не быть потом, да и Президентом не быть. Сожрут. Ей-богу сожрут, да Вы и не пойдете.

Я устал разгадывать Ваши ребусы.

Этот всратый идиотизм надо остановить сейчас, когда еще есть время до выбора окончательной модели анбандлинга. Я не знаю, зачем они это делают, и знать не хочу. Я просто хочу, чтобы они прекратили это делать и прекратили своими ручками лезть в вещи, которых не могут понять.

Максимальынй рапист. Прошлый пост год назад помог, надеюсь, и в этот раз Кистиону пропишут езды.

 

Автор