Российские банки – заложники Украины

Олена Монова

Недавно в этих ваших интернетах наткнулась на ослепительное: оказывается, кремлевский санкционный список писался… в Украине. Людьми, которые лоббируют интересы российских банков. Этот тезис разносили некоторые недорогенькі, а вместе с ними и любители поныть, что все плохо.

Почему? Потому что гладиолус. Сраженная этим необычным тезисом наповал, я немного оговталась от контузии и пошла смотреть, откуда ноги растут. Ноги, как всегда, растут из жопы, а жопой думать уже не модно, поэтому давайте разбираться. Много букв и много ссылок, но за окном все равно холодно, так что можно почитать.

Сегодня в Украине работают только четыре дочерние структуры российских государственных банков — “Сбербанк”, “Проминвестбанк”, “ВТБ Банк” и “БМ Банк”. С марта прошлого года действуют украинские санкции в отношении всех банков с российским капиталом в Украине.

15 марта 2017 Президент Украины Петр Порошенко своим указом ввел в действие решение СНБО о введении санкций в отношении украинских дочерних структур российских госбанков сроком на 1 год. Санкции предусматривают запрет на вывод капитала в пользу материнских структур, но при этом не затрагивают расчеты через эти банки для граждан Украины — в случае, если они еще не закрыли свои счета в этих банках (Лещенко, привет).

При этом санкции не препятствуют докапитализиции и продаже этих финучреждений. Это цивилизованная форма гвалтування, которая добавляет попаболи россиянам и существенно ограничивает российские банки, но не вредит Украине и нашей экономике. Все эти банки вкладывают в Украину, и не только капитал, но и технологии, интеллектуальные ресурсы. Они являются «учреждениями с российским капиталом», а не «российскими банками». Все они зарегистрированы в Украине и являются резидентами Украины, работают в соответствии с нашими законами и платят налоги в наш бюджет.

Российский капитал работает на Украину. Это прекрасно с любой точки зрения — как с экономической, так и с воспитательно-троллинговой: эй, смотрите, лаптеногие, мы ваш вентиль труба шатал, мы ваши банки деньги забирал. В этом году решением СНБО санкции были продлены.

И последствия этих самых санкций не заставили себя долго ждать.  В марте этого года были озвучены последствия годовых санкций. Омномном.

В течение 2017 чистые активы украинских банков с государственным российским капиталом сократились на треть, а объем размещенных в них средств физических и юридических лиц уменьшился на 28% и 34% соответственно. При этом за три последних года доля банков с государственным российским капиталом в чистых активах банковской системы Украины уменьшилась практически вдвое — с 10,6% до 5,6%.

Российские банки потеряли миллиарды долларов прибыли по сравнению с прошлым годом, что признано Центробанком России.

Все банки с российским капиталом в Украине являются убыточными.

Кроме того, в сентябре этого года Апелляционный суд Киева вынес решение об аресте акций Проминвестбанка (ПИБ, российская группа ВЭБ), а также украинских “дочек” ВТБ и Сбербанка. Арест наложен по иску экс-главы ПриватБанка Александра Дубилета и еще 17 компаний, которые стремятся получить компенсацию за имущество, которое они потеряли в Крыму.

Сейчас российские банки остаются в Украине только потому, что не могут продать свои активы в Украине. Ведь уважающие себя международные финансовые институты не хотят иметь дело с банками, которые находятся под украинскими и международными санкциями.

Например, Сбербанк не смог продать свою украинскую «дочку» даже с четвертой попытки.

И пока у НБУ нет формальных оснований для признания неплатежеспособными дочерних структур российских государственных банков в Украине.

Ведь из России регулярно вливают деньги в эти структуры, а следовательно — в украинскую экономику. Потому что вывести хоть что-либо они не могут. Как ни странно, но этот простой факт никак не укладывается в некоторые квадратные головы наших соотечественников, поэтому с помощью самодельных экспертов получила распространение зрада следующего содержания: по поступлениям прямых иностранных инвестиций в Украину в первом полугодии 2018 якобы лидировала Россия — 436 млн долларов, или более трети всех инвестиций.

На самом деле эти деньги — это не что иное, как докапитализация российских банков, попавших под санкции, и лишенных возможности быстро и просто избавиться от украинских “дочек”. Причем, как правило, речь не идет о поступлении живых денег, а всего лишь о «переоформлении» средств, заработанных в Украине. Которые, как мы помним, вывести из Украины россияне не могут.

По данным Госстата, почти 60% этих инвестиционных средств направлены в финансовую и страховую деятельность.

Поэтому по показателю РЕАЛЬНЫХ инвестиций на первом месте находятся Нидерланды — почти $ 450 000 000.

На самом деле Украина фактически взяла российские банки в заложники. Поскольку они под санкциями, то выводить деньги из Украины они не могут. Как уже было сказано, продать свои финансовые учреждения у них тоже не получается, бо среди покупателей нема дурних. И закрыть их просто так россияне не могут, потому что это больно ударит по их реноме как «больших системных банков, представленных в различных странах мира». В результате, российские банки вынуждены поддерживать свои дочерние банки в Украине на плаву хотя бы минимально, выбрав стратегию их постепенного умирания. Другого выхода им не оставили.

Поэтому российские банки неизбежно ждет одна судьба — постепенное сворачивание деятельности и сдача банковской лицензии.

Как уже сворачивает свою деятельность в Украине «Внешторгбанк», например. Структура российского “ВТБ” в Украине “БМ Банк» принял решение об отказе от банковской деятельности и в апреле текущего года согласовал соответствующий план с НБУ.

6 ноября 2018 Национальный банк Украины отозвал банковскую и генеральную лицензии на осуществление валютных операций у «БМ Банка» и исключил этот банк из Государственного реестра банков.

По информации НБУ, этим же путем идет “дочка” российского “Внешторгбанка” — “ВТБ Банк”, который больше года сворачивает деятельность.

По состоянию на 5 ноября операции в АО «ВТБ Банк» еще проводятся, однако наблюдается снижение объема ликвидности и банк не отправляет платежи.

Закрыто абсолютное большинство из 25 отделений, которые находились в Киеве, Виннице, Днепре, Кривом Роге, Запорожье, Харькове, Тернополе, Львове, Херсоне, Черкассах. Остался только офис в Киеве.

Поэтому нам даже не надо доставать топор, чтобы убить эту двуглавую курицу. Скоро она сама сдохнет. А пока пусть несет яйца в нашу корзинку.

Автор