О волонтерстве и личном аде
Сегодня произошла трагедия. Погиб волонтер, который неоднократно был в самых тяжёлых зонах АТО.
Я не знала его, но я знаю, люблю и уважаю людей, которые его любили. И для меня этого достаточно, чтобы понимать, каким он был.
Очень многие сегодня оплакивают его. В прямом смысле этого слова.
В волонтёрство идут по разным причинам и с разной мотивацией. Но в основном идут люди с повышенным чувством эмпатии, способные чувствовать боль другого и сопереживать, люди с острым ощущением справедливости. Люди без панциря, даже люди без скорлупы, а часто – люди без кожи. Люди, которые живут не для себя – для других. У меня есть своя теория волонтёрства, если коротко, то для меня, одни приходят в этот мир сразу зрелыми, вторые – новорожденными остаются до конца своих дней. И обвинять нет смысла, это как обвинять первоклассника в непонимании теоремы Пифагора, например.
У меня был свой ад на этой войне. Был неоднократно. Я хорошо помню свой первый ад, это последние числа августа – начало сентября 2014 года. Да, это были дни после Иловайска. Это был мрак. Поиски тел, бесконечные покупки мешков для трупов и дезинфекции, принятие решений вместе с медиками по телефону, отдавать родственникам не идентифицированную ногу или не отдавать, бесконечные звонки жен, мам, сестёр, детей… Невозможно не брать трубку, невозможно, зная, где тело, не остановить мать, которая собралась объезжать все больницы Украины. И ты останавливаешь, и ты говоришь слова, которые ты бы никогда в жизни не хотел даже знать: ” тело вашего сына находится в таком- то морге”. Это бесконечная череда картинок – мрак, мрак, хуже мрака….
Я помню момент на Жилянской. Я вижу мужчину, я вижу, что он мне что- то говорит, но я не слышу его и не понимаю.
Это был мой личный ад. Я серьёзно.
В какой- то момент мне показалось, что смысла в этой жизни нет. Ни смысла, ни справедливости. Я благодарна, даже не знаю кому, что у меня сработали предохранители и хватило сил набрать номер начальника госпиталя пограничников, и сказать : ” мне все”.
И у многих из нас, кто в теме войны не первый год, и не из политических или каких – либо других мотивов, а по зову души, был свой такой ад. И часто – неоднократно.
Да, мы закалились, но мы так и остались людьми, которые не могут пройти мимо чужой боли.
И я очень прошу всех, прежде чем обвинять, ссориться, выяснять, бросаться какашками, подумайте о том, что человек может быть на грани.
А коллегам по волонтёрству хочу сказать: лучше позвоните и обматерите всех, кого знаете, пошлите куда знаете и куда не знаете, разбейте что- то, но не лишайте этот мир такого чуда, как вы. Небо будет плакать, и мир будет плакать.
Быть впереди всегда сложно. Но благодаря нам другие остаются жить.
R.I.P.