А что там у ПАПы? Томос

Олена Монова

Томос об автокефалии Православной церкви в Украине из категории «получить его было бы круто, но это трудно и почти невозможно» неотвратимо переходит в категорию «мы его получим, и это круто, хоть и трудно». Несмотря на бешеное сопротивление Кремля и товарищей с маузером под рясой.

И пока процедуры, необходимые для его получения, идут по утвержденному плану (на данный момент продолжается информирование Фанаром, резиденцией Константинопольского патриарха, ряда поместных церквей), давайте попробуем разобраться в дефинициях и в том, что происходит сейчас и будет происходить в дальнейшем.

Прежде всего, что такое, собственно, автокефалия. И это совсем не перевозка морской рыбы автомобильным транспортом, как могли бы себе представить люди с развитой и выпуклой фантазией, при этом далекие от церкви. Как я, например.

В переводе с греческого (αυτός — сам та κεφαλή — голова) — это не что иное, как «сам себе голова». То есть автокефальная церковь — это самостоятельная, ни от кого не зависящая церковь, которая сама распоряжается своими делами, сама выбирает предстоятеля и при этом признается другими церквями.

«А нашо воно мені нада?» — может спросить пересічний читатель. Давайте разбираться, нашо.

В соответствии с Соборными правилами Православной Церкви, каждое независимое государство имеет право на собственную независимую церковь. Это, как показывает история, укрепляет духовное единство страны и защищает от враждебных влияний извне. И с этим фактом приходится считаться, будь вы хоть трижды атеист. Потому что религия, как ни крути, напрямую оказывает влияние на государственность, это мощный идеологический рычаг.

И пока это рычаг полностью во власти Кремля, и на этом рычаге повисло *уйло вместе с Гундяем, вцепившись в него зубами — не видать нам настоящей самостоятельности и полной независимости.

На сохранение существующего status quo ante bellum Мордор вваливает беспрецедентные ресурсы — и человеческие, и финансовые. Потому что с уходом украинской Церкви из зоны влияния Кремля оборвется последняя нить, которая удерживает нас рядом с ненасытным молохом.

Десятки миллионов православных в Украине, которые не видят себя в единстве с Московским Патриархатом, после получения автокефалии вернутся к всеправославному общению, будут принадлежать к церкви, которую признают другие церкви. Создание автокефальной православной церкви, которая объединит УПЦ КП, УАПЦ, а также всех желающих из УПЦ МП — ликвидирует разделение, которое довлеет над церковью с начала 1990-х, и является одним из факторов, на полную катушку использующимся Россией в гибридной войне.

Сейчас УПЦ МП является неотъемлемой частью Русской православной церкви, плюс не имеет даже статуса автономии — только «права самоуправления». Эти права могут быть легко пересмотрены или даже ликвидированы Собором РПЦ (последний раз такой пересмотр произошел в декабре 2017 года). Решения РПЦ являются обязательными для УПЦ МП. То есть, фактически УПЦ МП полностью подчиняется патриарху Московскому Кириллу, «господину и отцу». Который, как мы помним, благословил войну РФ против Украины.

Будучи частью РПЦ, УПЦ МП не может и не хочет дать честную оценку российской агрессии; ее архиереи и священники часто отказывают в таинствах погибшим украинским воинам. Или обычным гражданам, которые крещены в «неправильных церквях».

Теперь по процедуре предоставления автокефалии.

Ее провозглашает только Вселенский Патриарх, после решения синода своей Церкви. Решения никакой другой церкви для провозглашения не нужно. Поскольку РПЦ не появилась на Всеправославном Соборе в 2016 году, ее инициатива о предоставлении автокефалии всеми церквями одновременно не рассматривалась, и, соответственно, не была поддержана.

Сейчас идет процедура подготовки и предоставления Томоса (грамоты) об автокефалии. И завершается информирование других Церквей о намерении Вселенского Патриарха.

28 июля, в субботу, в День крещения Киевской Руси, делегация Вселенского Патриарха будет находиться в Украине по приглашению Президента Порошенко. При этом делегация не будет посещать никаких других церковных мероприятий, в том числе и мероприятий УПЦ МП. Кажется, на одной плюгавой лысине появился еще один писюн, на этот раз церковный.

Ну а все желающие веряне (и не только) могут выразить свою поддержку идеи автокефальной православной церкви, приняв участие в совместной ходе и молитве за Украину, которые организовывают УПЦ КП, УАПЦ, представители других церквей и общественность.

Я молиться не умею, просто верю в здравый смысл, единство и настойчивость в достижении цели.

Это все на сегодня, далі буде, шануймося.

Автор