Невыученные уроки трущоб

Светлана Самборска

У Антона Швеца сегодня интересный пост, в котором он полемизирует с тезисом: “… если бы мы потратили все бабки, взорванные во Вторую Мировую, на благое дело, то на планете бы не осталось ни одного бездомного. Ну, типа снесли бы все трущобы, и каждый житель планеты получил бы свой дом”.

Швец аргументировано доказывает, почему такой подход ничего хорошего бы не принес. Пост хороший, очень рекомендую.

Дискутируемый тезис на практике проверяли в США в 1950-х годах. Проект “Прюитт-Айгоу”. Социальный жилой комплекс, существовавший с 1954 по 1974 год в городе Сент-Луисе штата Миссури, США. Состоял из тридцати трёх 11-этажных жилых зданий.

Начиналось все очень хорошо.
“К Рождеству 1956 года в 2870 квартир комплекса въехали тысячи людей из трущоб Сент-Луиса. Это было похоже на сказку. После грязи и вони городской окраины взору неискушенных людей предстали новые, чистые, светлые и просторные квартиры”.
Посмотрите фото по ссылке. Хоть сейчас на рекламный щит.

Уже через 10 лет, к середине 60-х, микрорайон стал напоминать гетто.
“Работа дворников прекратилась, а на место привычных дверей и светильников в подъездах начали устанавливать антивандальные. Полиция всё чаще отказывалась выезжать по вызову в этот район.

В связи с возросшей стоимостью содержания района местные власти приняли решение увеличить стоимость арендной платы для жителей Пруитт-Айгоу в три раза. Позже в этом году массовая неуплата счетов привела к коммунальной трагедии — прорыву канализации в одном из домов. В 1970 году городские власти объявили квартал зоной бедствия. Не найдя средств для ремонта местной инфраструктуры, власти решили начать отселение жильцов.

После многочисленных безуспешных попыток улучшить криминогенную ситуацию в жилом комплексе, 16 марта 1972 года по решению Федерального правительства было взорвано первое здание, затем, в течение двух лет — и все остальные. Полностью территория была расчищена в 1976 году”.

Сейчас много разговоров о безусловном доходе. Я крайне скептически отношусь к такой перспективе.

Откуда его взять – будет: додуматься обложить налогом роботов и из этого налога выплачивать безусловный доход – много ума не надо.
Вопрос: что из этого вырастет? Что вырастет, когда исчезнет мотивация предпринимать усилия, чтобы заработать на жизнь?

“Птичка божия не знает ни заботы, ни труда”. Хватит, думаю, максимум поколений пять “божьих птичек”, чтобы скатиться на уровень варваров, бродящих среди развалин Рима после “великой победы” над ним.