О приватизации или Дорогой депутат, проголосуй за 7066

Антон Швец

Ладно, слушайте за приватизацию. Чайку заварите, захватите настроение хорошее – это лонгрид.

Все знают, что приватизацию у нас в правительстве ведет Max Nefyodov. Меня сложно назвать симпатиком Максима, так уж вышло. Мои читатели не раз видели, как мы с Максимом обмениваемся ударами в каментах.

Потому я вам скажу за приватизацию не как Максим говорит и думает, а со своей стороны.

МЭРТ решил немного разделить приватизацию того, что стоит дороже 10 лямов баксов, и того, что стоит дешевле. В этом есть резон. Я сейчас про «дешевле» – это мне ближе, я немного в этом понимаю, тем более, что «побольше» будет приватизировано весьма чуть-чуть.

Есть много мифов о приватизации.

Я не скажу вам, что частный собственник управляет эффективнее государства – вот прямо в режиме расправленных плеч. Я за всю жизнь повидал всякого – и советских гигантов под управлением олигархов, и предприятий, приватизированных коллективом. Я видел хорошее управление и видел плохое. Я видел, как люди, которые вчера были отличными производственниками, сегодня просирали цеха с полным фаршем. И я видел вчерашних бандитов, развернувших маленькие, но эффективные, производства в бывших гаражах при элеваторе.

Я видел заводы, приватизированные цильномайновым комплексом в полнейшей апокалиптической разрухе. И видел проросшую грибницу производств в заводе, порванном на части. Я видел пустые цеха, ворота в которые последний раз открывали десять лет назад. И я видел цеха, где ютились три производства, пара складов и пожарный проезд. Я видел места, где собственник бегал за тобой и продавал завод с неплохим набором оборудования (можете арендовать, но я его всё равно продам, так что лучше покупайте). И я видел места, где ломили 100 гривен за квадрат пустого цеха с весьма скромным энергоресурсом в 120 километрах от Киева.

Я много чего видел, но за последних полгода разъездов по стране я не увидел ни одного государственного завода или предприятия.

И не потому, что не хотел – я хотел, все же понимают, что аренда на госпредприятии дешевле. Ну, вы поняли, ага. И возможные бонусы в виде «условнобесплатного» электричества могут быть. И подключения все есть, и документы не просраны, как правило, и лицензии все есть. И если надо цех простаивающий доарендовать с рабочими, то это без договора, а можно и почти без зарплат.

И не потому я не увидел, что у государственных предприятий всё отлично и хорошо. Я был там, где плохо, потому что там, где хорошо, меня не ждут. На госпредприятие под управлением госконцерна или министерства непросто попасть, даже если ты обещаешь выплатить их долги (ДТЭКу платят все, без электричества работы не будет) и взять на работу часть их людей от главного энергетика до разнорабочего. А если завод УОПовский, то вообще даже не подходи, часовой стреляет без предупреждения, если не спит, конечно. Легче найти бывшего начальника участка или главного инженера и просто опросить, чем попасть в цеха и увидеть самому.

Самый простой способ попасть на госпредприятие – пролететь коптером над забором в дырку на крыше цеха.

Я не скажу, что частное управляется лучше. Я скажу, что государственное малое иногда не управляется вообще. И не хочет управляться. Нет работы, ну, так государство заказов не дало, а цех в аренду мы не дадим, нам надо согласовывать в министерстве, и, вообще, у нас там оборудование стоит, ну, в смысле стояло, ну, в смысле мы не хотим, чтобы вы знали, что мы оттуда скомуниздили весь цветмет. И, вообще, у нас директор на больничном, потому что за ним прокуратура охотится. И заказ не возьмем, это вам надо с Петровичем договариваться лично, а то прокуратура, да.

Я поддерживаю приватизацию по простой причине. Куча мощностей простаивает. Куча места не используется или используется черт знает как. Люди пилят какие-то свои мелкие гешефты, сидя на нормальных коммуникациях и подъездных путях. Песочница там, где можно развернуться ого-го. Вся прибыль от того, что работает или сдается в аренду, оседает в карманах руководства, мусоров, прокуратуры, судей и ребят из министерств. Под видом списания оборудования происходит расхищение, а местами и уже нечего-то особо расхищать. Досовокуплялись до мышей уже.

В законопроекте 7066, за который топит МЭРТ, речь пока не идет о массовой продаже всего, чего осталось, и продаже стратегов, космоса и госмонополий. Сейчас МЭРТ пытается продать пакеты в паре крупных предприятий из списка и попытаться попродавать какие-то мелкие. Список предприятий, кстати, все еще тот старый из 2015, и даже в нем в работу пойдет не всё, в виду того, что нет возможности за год что-то сдвинуть у Фонда госимущества. ФГИ непосредственно и будет проводить приватизацию (естественно, ею занимается не сам МЭРТ, в чем самый смак ситуации, евпочя).

В общем, 7066 – это такой пилот приватизации.

Законопроект сейчас доработан и идет на первое чтение. Будут немного менять процедуру приватизации.

Возражения.

Самый важный момент – приватизация предприятий будет идти без приватизации земли под ними (в случае если земля НЕ в собственности ГП). Позиция Макса проста – государство никогда не сможет сформировать свою собственность в единый пакет – мотивации нет. В принципе, я согласен с этой позицией. Для крупных предприятий это так себе проблема – тем более, там продается часть акций. Для мелких вообще не проблема – на мелкие иностранный бизнес не придет (им легче в чистом поле строить), а те, кто придут, особой проблемы в этом пункте не увидят. Они как-то и без сопливых в курсе, как оно там на земле про землю поговорить. Некоторым так вообще можно будет перед зеркалом разговаривать.

Второй момент – для крупных предприятий будет положен инвестсоветник, выбираемый на тендере. Ну, он все равно нужен, с одной стороны. Потому что задачей советника согласно закону будет формирование информационного пакета по предприятию, который должен включать в себя все риски для информирования будущего инвестора, и защищать государство от встречных исков от инвестора, если вылезет какая-то борода. С другой стороны, я, почитав законопроект, немного догадываюсь, кто выиграет тендера на советника в большинстве случаев. Советник должен иметь «досвідченість у виконанні аналогічних завдань». Ммм, кто бы это мог быть? Какие у нас в Украине инвестсоветники с опытом, дайте-ка подумать. Не представляю, кто бы это мог быть. Вообще этот вопрос в законе весьма перегружен (еще и вопросами оплаты) и открывает широкое поле для критиков. Могу принять от Максима спор на его айпад (зачеркнуто, я бедный) сто баксов и заранее указать название компании, которая сопроводит в 2018 самое большое по объему средств число предприятий. Но я не считаю это проблемой, как и ограничение аудиторов большой четверкой (хоть и считаю их раками). У нас такой ппц и кризис на рынке, что те, кто хоть чуть-чуть выделяются из общего уровня, имеют по половине рынка в легкую. А предприятия дороже 10 лямов баксов никто без советника и не покупает, тем более, если мы хотим видеть настоящих иностранных инвесторов, а не «кипрских», ага. Ну короче песочить будут, но то такое.

Провтыкал спросить у Максима, что там будет с приватизацией коммунальной собственности, на встрече, ну, вот значит спрашиваю сейчас.

Далее.

Все, что имеет в конечных бенефициарах больше 10% россиян или связанных лиц, идет мимо приватизации лесом. Почему не от одной акции, а от 10%? Потому что можно купить одну акцию публичной компании на российского анонимуса и выпилить публичную компанию с аукциона без труда.

Из больших плюсов – возможно приобретение актива по согласию по международному праву. Вопросы? В Стокгольм (если не оговорили другой арбитраж). Не в украинский суд, да. Опять-таки ждем иностранных инвесторов.

Ну, там электронные аукционы, прозорро и прочее, прочее, прочее – к чему мы уже привыкли.

В общем и целом для первого чтения – нормальный законопроект.

Приватизация нам нужна. Я видел некоторое дерьмо, и теперь сторонник того, чтобы вообще всё нахер продать. Но у нас премьер социалист (кстати, он инициатор этого законопроекта, ору, да), так что будут медленно пилотными проектами показывать, что в приватизации ничего страшного нет.

Итог.

Дорогой депутат, давайте мы не будем тут придумывать сказки про сохранение народного добра. Ваше народное добро уже Эксиму нарисовало такие пассивы, что нам, дай, бог, когда-то отдать. У нас в народном добре пропадают миллиардные китайские кредиты под госгарантии – и пропадают без следа. У нас уже государства в экономике столько, что уже не продохнуть.

Я не вижу, почему бы скопом этот закон не проголосовать. Минусов никаких – хоть для оппозиции, хоть для коалиции. А для самостоятельных депутатов одни плюсы. Прибылей с тех предприятий хрен, а рост числа частников – это всегда рост числа отдельных спонсоров, если ты думаешь о будущем.

Я за 7066 в первом чтении.

Помни, депутат, американский джавелин дают туда, где стоит нога предприятия, в которое американский пенсионный фонд положил деньги.

Лайк, репост, Августо, заводи двигатели.