Как россия укутывает Запад в «оренбургские платки»
Это будет длинный текст, ибо для терапевтического эффекта нужно осветить ситуацию с разных сторон. Формально речь о культуре, в реальности – о войне. Которую мы проигрываем, потому что не сосредоточились.
1. Исходное положение.
Важным элементом облика любой уважающей себя страны являются музеи. На глобальном уровне музеи разных стран координируют свою работу и развивают профессию через главную профильную организацию – Международный совет музеев (ICOM) со штаб-квартирой в Париже. У ИКОМ есть все возможные формальные статусы при ООН, ЮНЕСКО и т.д. Это действительно главная музейная площадка мира.
На уровне стран музейщиков объединяют национальные комитеты ИКОМ. Есть такой и в Украине – ICOM Ukraine.
Деятельность ИКОМ также структурирована через тематические международные комитеты, где музейные сотрудники из разных стран объединяются по интересам – военные коллекции, художественные, научно-технические и т.д.
Среди прочих существует международный комитет ИКОМ, объединяющий литературные музеи и музеи композиторов – ICLCM (International Committee for Literary and Composers’ Museums). С февраля 2023 г. данный комитет возглавляет итальянец Адриано Риголи, руководитель Национальной ассоциации мемориальных домов (L’Associazione Nazionale Case della Memoria, Флоренция).
Комитеты на регулярной основе проводят международные конференции. Очередная конференция ICLCM в 2024 г. должна была состояться в Норвегии.
Однако власти Норвегии некоторое время назад прекратили выдавать туристические визы для граждан РФ, что сделало невозможным участие в конференции российских музейщиков.
Дабы обеспечить присутствие россиян, синьор Риголи сначала пытался уладить ситуацию с норвежскими властями в переписке. Потерпел фиаско и стал принимать меры к переносу конференции в Испанию, куда россиян пускают.
Ещё на стадии писем от Риголи (он информировал о своих действиях как глава комитета) на это рвение среагировал ИКОМ Украины.
Последней каплей стало то, что письма музейщикам в разных странах от имени ICLCM о важности присутствия россиян шли с двумя подписями – председателя Риголи и… секретаря комитета Юрия Комлева, директора Оренбургского музея изобразительных искусств (ОрИзо) (улыбчивый мужчина за столом на фото из Луганска).
И вот отсюда следите за руками.
2. ICLCM был создан в 1970-е годы по инициативе музейщиков из СССР.
Глубоко в историю лезть не будем, отметим, что минимум последние 11 лет комитет находится под сильным влиянием россиян. Оно и не удивительно – «великая русская литература» как рычаг «мягкой силы» активно применяется Кремлём в международных делах.
Руководство комитета состоит из председателя, секретаря и 4-5 членов правления.
С 2013 по 2019 гг. главой комитета была Галина Алексеева, научный руководитель музея-усадьбы Льва Толстого «Ясная Поляна». Помимо неё в правление ICLCM входил директор Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля Дмитрий Бак (на фото он вместе с Нарышкиным, сделаю отдельный пост, ибо персонаж того заслуживает).
В 2019 г. был избран другой председатель (из Норвегии), однако Бак стал секретарём комитета, а одним из четырёх оставшихся членов правления был избран упомянутый выше Юрий Комлев.
В феврале 2023 года комитет возглавил итальянец Риголи, Комлев стал секретарём, а в правление вернулась упоминавшаяся Галина Алексеева. Такой себе круговорот.
Почему украинская сторона так резко среагировала на Юрия Комлева?
3. Это довольно заметный на федеральном уровне РФ руководитель регионального музея. Он не сидит на месте и может со временем «подрасти» в статусе. Последняя его победа – проект по созданию в Оренбурге филиала Эрмитажа, который планируют открыть завтра, 6 сентября.
Оренбург не бог весть какая музейная столица, однако там настойчиво продвигают региональные бренды и за счёт этого находятся на слуху.
Первый бренд – это оренбургский пуховый платок (паутинка). В структуре ОрИзо есть отдельная галерея пухового платка.
Второй бренд – это повесть А.Пушкина «Капитанская дочка».
Они пытаются заигрывать и другие ресурсы (фигуру Мстислава Ростроповича, Владимира Даля и т.д.). Но платок и повесть – флагманы.
В России для ряда товаров субъектов РФ официально зарегистрированы географические указания (ГУ) и наименования мест происхождения товаров (НМПТ). Оренбургский пуховый платок входит в этот список.
В декабре 2018 г. стараниями Комлева один из платков был отправлен на МКС (фото на заставке), провёл 204 дня в космосе, после чего вернулся в музей. В 2023 г. по проторенной дорожке в космос отправили миниатюрное издание «Капитанской дочки» (оно и сейчас там).
В последние годы оренбургский платок занял постоянное место в структуре российской культурной дипломатии за рубежом. Например, в сентябре 2023 г. платок с изображением экс-президента Чили Сальвадора Альенде выставил «Русский дом» в Сантьяго. В феврале 2024 г. экспозицию платков выставили в Российском доме науки и культуры в Люксембурге. В июле 2024 г., в контексте проведения «Русских сезонов» в Бразилии, платок выставили в Рио-де-Жанейро на экспозиции традиционных российских промыслов. И т.д.
Нас это касается, потому что в 2018 г. Комлев организовал обмен выставками с донецким музеем «АртДонбасс». Подтверждений, что он тогда лично посетил оккупированный Донецк, нет. Но эта активность была частью кампании по «нормализации оккупации».
А вот в сентябре 2023 г. Комлев совершил доказанное преступление – посетил оккупированный Луганск.
Дело в том, что в порядке шефства Оренбургская область отвечает за оккупированный Перевальский район Луганской области. Музей Комлева сначала организовал экспозиции в Луганском краеведческом музее, а затем в его филиале в Перевальске. Комлев лично участвовал в открытии мероприятия в Луганске, где подписал ряд документов.
Во время подготовки к данной поездке музей под руководством Комлева провёл акцию в поддержку оккупационной армии (скрин). Чтобы российским солдатам было веселее убивать украинцев. Затем такую же акцию повторили в июне 2024 года.
Музей Комлева с энтузиазмом воспринял оккупацию Крыма в 2014 г. и проводит творческие мероприятия в честь «воссоединения».
То есть персонаж, который публично выступает от имени одного из комитетов ИКОМ, не просто «нормализовывал агрессию», он незаконно проник на оккупированную территорию Украины, нарушив и законы Украины, и все возможные нормы музейной этики, которые отстаивает ИКОМ.
Украинская сторона примет все законные меры, чтобы привлечь его к ответственности. Однако в профессиональной среде это сделать не так просто.
И вот тут подробнее, кто такой Риголи.
4. Синьор Риголи возглавил Ассоциацию мемориальных домов в 2010 году.
А как минимум с 2014 г. он активно взаимодействует с российскими партнёрами. Более того, именно этому взаимодействию он обязан своей международной карьерой.
В июле 2014 г. Риголи принимал участие в конференции под эгидой ICLCM в Иркутске как рядовой музейщик.
В 2015 г. по его инициативе во Флоренции была создана коалиция европейских мемориальных музеев, которую освятила от имени ICLCM Галина Алексеева, туда же присоединился Музей Пушкина в Москве и т. д.
В 2016 г. Риголи принимал участие в Международном форуме литературных музеев, который организовал в Ульяновске упоминавшийся выше член правления ICLCM Дмитрий Бак.
В ноябре 2017 г. Риголи посетил 6-й Международный культурный форум в Санкт-Петербурге (я подробно разбирал, что это за площадка и для чего она России), где подписал соглашение о сотрудничестве с… Оренбургским музеем изобразительных искусств Комлева (на скрине выше, тогда ещё Риголи без бороды).
А уже весной 2018 г. в музеях Тосканы была организована серия выставок, посвященная «переплетению истории от Флоренции до Урала».
Концепция выставок, автором которой везде позиционировали Риголи, была явно притянута за уши и сводилась к демонстрации пуховых платков среди разных экспонатов, что символизировало «связующие нити». То есть нужно было как-то обосновать демонстрацию платков в Италии – вот и обосновали.
Выставки поддержала культурная ассоциация «Италия-Россия» (г. Флоренция), а патронировал ICLCM, который тогда возглавляла россиянка Галина Алексеева, и от имени которого сейчас вещает Комлев.
Во время ковида Риголи активно участвовал в онлайн-мероприятиях под эгидой итальянской резидентуры «Россотрудничества» (де-факто структуры Службы внешней разведки РФ).
В мае 2024 г. он был одним из организаторов международной конференции литературных музеев во Флоренции, где принимал дорогих российских коллег.
Нет ничего удивительного в том, что в 2023 году россияне поддержали Риголи на пост главы ICLCM. Ибо никто из них возглавить комитет не мог в силу резонанса. Представительство в руководстве и площадку они сохранили, а руль дали подержать абсолютно лояльному персонажу из приличной страны.
И вот тут внимательно.
Проще всего сходу назвать Риголи агентом влияния и кремлёвским прихвостнем, который сидит на зарплате у Москвы. Однако бросать обвинения, что его купили или завербовали, не стоит, такие факты надо доказывать. Хотя то, что международная активность музеев РФ направляется и плотно опекается СВР, давно и многократно доказано.
Факт в том, что у Риголи есть как минимум 10 лет истории взаимодействия с россиянами, которые являются коллегами по любимому делу. Ещё раз – любимому делу.
Через совместную деятельность россияне помогли ему подняться. И теперь он рискует своей репутацией и репутацией ИКОМ, выгораживая российских коллег и партнёров.
Учитывая связи Риголи с РФ, такая активность – это прямой конфликт интересов, который создаёт угрозу для ИКОМ. Нюанс в том, что комитеты ИКОМ созданы для налаживания контактов и реализации совместных проектов. Формально вот он и налаживал, как мог.
Это нагляднейший пример, как Россия действует в долгую: через сотрудничество.
Можно смеяться над пуховыми платками в Бразилии, но по сути это мало чем отличается от петриковской росписи, писанок или чего-то ещё. Поскольку суть – это контакты, связи с живыми людьми. Можно возить что угодно, если это позволяет завести друзей и развивать отношения.
Россия в связи инвестирует, создаёт историю отношений. Это тот капитал, который нельзя получить одномоментно, каким бы замечательным ты ни был. Особенно когда речь идёт о покупке оружия или присоединении к режиму международных санкций.
5. И теперь главное.
На уровне ИКОМ как в данном конкретном эпизоде, так и в целом ситуация неровная. Есть национальные комитеты и коллеги из других стран, которые поддерживают позицию ИКОМ Украины в отношении россиян (тотальный бан до окончания войны). Есть те, кто относится к ним лояльно, некоторые открыто лоббируют восстановление отношений.
Наша основная претензия – российские музейщики помогают сделать войну и оккупацию «нормальной», спрятать за «пуховыми платками» Бучу, Мариуполь и «Охматдет». Что лишь увеличивает количество смертей. Это прямое пособничество агрессору действием. Если не будет реакции, это станет нормой везде.
Помимо этого российские музейщики прямо участвуют в присвоении Россией музейных ценностей Украины.
В 2022 г. за рубежом произошёл всплеск симпатий к Украине, который со временем начал спадать. Наши позиции имеют уязвимость. Потому что борьба с россиянами не может быть основным содержанием работы на профессиональной площадке. Позиция «Украина – не Россия» уже отработана. Теперь задача отработать позицию «Что такое Украина». А это можно сделать только через проекты, контакты, поездки на конференции за рубеж, которые посвящены профессиональным темам. Потому что людям в других странах интересно заниматься своим делом, а не нашими проблемами.
У России возможностей несопоставимо больше. Однако есть риски, есть токсичность.
Активность Украины будет востребована.
Если же наша страна продолжит генерировать не возможности и контакты, а скандалы по поводу россиян, от нас устанут и начнут изолировать. Чтобы вернуть россиян без назойливого жужжания.
Российские музеи опираются на долгосрочную стратегию и поддержку государства. Наше государство стратегию не формулирует, поддержку музеям оказывает эпизодически в гомеопатических дозах, но при этом создаёт максимальные бюрократические препятствия.
Если это не изменить, то нет смысла преследовать россиян и портить отношения с иностранцами. Ибо бесполезно. Они раньше или позже будут опутаны «оренбургскими платками» в своих нишах, если мы будем в основном предлагать осуждающие взгляды и ворчание.
В надцатый раз повторю свой тезис. Поддержка музейной активности – это сравнительно недорого. Часто – копейки. А отдача сумасшедшая. Эффект долгосрочный. Это самая настоящая инвестиция, которая вернётся сторицей.
Как только замаячат какие-то переговоры, россиян моментально реанимируют везде и будут активно таскать, чтобы «восстановить связи». Это неизбежно. Поэтому надо заводить господдержку и развивать украинские музеи, стимулировать людей без оглядки на эти процессы.
Чтобы результаты проросли через год-два, надо начинать вчера.
(На днях сделаю пост о Дмитрии Баке и Владимире Дале. Ибо наглядно и нас касается).
* * *
Вернёмся к российским музейным злодеям.
Сюжет, который важен для нас сразу в нескольких измерениях.
1. В предыдущей серии (выше) я описал контекст работы Международного комитета литературных музеев и музеев композиторов (ICLCM), который действует в структуре Международного совета музеев (ІСОМ) и де-факто находится под контролем россиян.
В руководство данного комитета до 2023 года входил персонаж по имени Дмитрий Петрович Бак. Российский литературовед, литературный критик, журналист, педагог и переводчик. Рьяный пособник агрессивной войны, поэтому зафиксируем его.
Этот г-н родился в 1961 г. на Камчатке в семье военных врачей, но вырос в Черновцах. Где в 1983 г. закончил филфак Черновицкого университета. Как подчёркивает сам Бак – образование он получил на украинском языке. Украинский язык называет вторым родным. Также в одном из автобиографических текстов он упоминал поликультурную атмосферу Черновцов, оказавшую на него неизгладимое влияние.
Затем жизнь занесла его в Москву, где он стал достаточно известным и медийным человеком (это семейное – его сын Дмитрий Борисов работает ведущим на одном из федеральных телеканалов РФ).
Часть трудового пути Бака связана с Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ). В анамнезе – опыт стажировок и преподавания в США, Германии и Польше. В период до 2013 г. можно найти несколько его публичных высказываний, где он выражает некую симпатию к Украине. Но затем конъюнктура поменялась.
В 2013 году Дмитрий Бак становится директором Государственного музея литературы в Москве. Особенность этого музея – он не посвящён какому-то одному деятелю, а заточен на исследование литературного процесса в России. То есть может заниматься любым из литераторов в любом контексте, что очень удобно для генерирования событий. Бак оформил и развернул этот подход, в результате чего в 2016 году учреждение получило сегодняшнее название – Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (ГМИРЛ).
Бак называет себя специалистом по 1840-м гг., «безвременью» в русской литературе, а Даля считает центральной фигурой этого периода.
С 2015 г. Дмитрий Бак является соруководителем Ассоциации литературных музеев РФ и в этой роли периодически организовывает мероприятия.
Чем он нам интересен?
2. Дмитрий Бак – высокоактивный мотивированный преступник.
В марте 2014 г. он был одним из подписантов обращения деятелей российской культуры к Путину в поддержку оккупации Крыма.
Затем неоднократно посещал оккупированный Крым, проводил там различные акции (литературные фестивали) и обеспечивал околокультурное сопровождение оккупации (на фото 2017 г. из Ялты слева от Бака экс-“министр культуры” Арина Новосельская, которая получила 10 лет колонии за взятку, а в апреле 2024 г. попросилась служить в “СВО”).
Бак при этом оставался одним из руководителей международного комитета ИКОМ и вполне рукопожатным персонажем. Особенно – в Германии, где после 2014 г. был задействовал в ряде больших проектов. Например, в праздновании 200-летия Ивана Тургенева или серии выставок в Германии и Швейцарии, посвященных Райнеру Марии Рильке.
После февраля 2022 года Бак продолжает работу по «нормализации» оккупации уже на Донбассе. И вот здесь раскрывается ещё одна грань его административно-творческой натуры.
3. Дмитрий Бак является членом Совета Российского исторического общества, которое, как многие уже знают, возглавляет шеф Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин.
(В сети масса совместных фото Нарышкина и Бака, одно из ярких – после круглого стола о судьбах российского футбола, где Нарышкин бьёт по мячу, а Бак сидит в воротах; хорошо передаёт иерархию отношений).
В 2021 г. Нарышкин посещает ГМИРЛ им. В. И. Даля по случаю 100-летнего юбилея учреждения. И выступает с инициативой отметить на государственном уровне 225-летний юбилей В. Даля… в 2026 году. То есть инициатива – за 5 лет до события. 8 ноября 2023 г. (за три года до) вождь РФ Путин подписывает Указ о праздновании юбилея Даля. В марте 2024 г. создаётся оргкомитет празднования во главе с Нарышкиным, куда входит и Бак. А в минувший вторник, 3 сентября 2024 г. (за 2 года до), правительство РФ утверждает план основных мероприятий в контексте празднования юбилея В. И. Даля. В этом проекте Бак тесно взаимодействует с Нарышкиным, наигрывая ему баллы по разным направлениям.
Так в конце мая 2022 года, когда и в Донецкой, и в Луганской области шли интенсивные бои, Нарышкин начал разворачивать структуру РИО на вновь оккупированных территориях.
Заметьте, тогда Россия ещё не «включила» «ЛДНР», а только «признала независимость». В этой связи вспоминается, как Нарышкин в феврале 2022 г. преждевременно мямлил о поддержке включения. Выболтал намерение.
Так вот, 24 мая 2022 года отделение РИО создали в Луганске (на фото за столом по центру – гауляйтер «ЛНР» Л. Пасечник, Бак крайний справа).
25 мая 2022 года отделение РИО создали в Донецке.
На обоих мероприятиях Бак присутствовал как представитель руководства РИО.
Таким образом, в мае 2022 года задокументировано очередное (помимо Крыма) незаконное проникновение Дмитрия Бака на территорию Украины.
В феврале 2023 г. Бак приезжал в Луганск на мероприятия ко дню российской науки, читал лекции, участвовал в одной из телепередач. То есть ещё один задокументированный визит.
Уже тогда он начал говорить о мероприятиях к юбилею Даля в Луганске, откуда Даль родом. (Кстати, как-то слишком часто лица, связанные с Нарышкиным, что-то крутят в Луганской области. Там у него какое-то гнездо).
Как директор ГМИРЛ Бак активно участвует в операции прикрытия российской агрессивной войны за рубежом, проводит выставки в разных странах. Также он является куратором литературной секции на международном Детском культурном фестивале (проводится Кремлём с 2022 года для окормления детей из лояльных стран).
С целью поставить выставочную работу на ритмичную основу в апреле 2024 г. ГМИРЛ заключил соглашение с Россотрудничеством (ещё одна структура в орбите СВР), чтобы проводить выставки за границей через сеть кремлёвских резидентур – «русских домов» и культурных центров за рубежом.
В контексте войны Бак с одобрением рассуждает на тему «денацификации» Украины. За своё рвение он обласкан властью: в 2023 г. награждён орденом Дружбы и отмечен премией Правительства РФ.
То есть он нарушил и законы Украины, и все возможные нормы музейной этики. За что рано или поздно неотвратимо наступит ответственность.
4. В целом это типовой и непростой случай. У Кремля на руке немало специалистов, которые плотно сотрудничали в своих культурных средах с иностранцами и производили вполне благоприятное впечатление.
Поэтому иностранцам непросто перестроиться: вот был выгодный партнёр, вёл себя прилично, не сморкался в скатерть, и вдруг стал пособником людоеда, начал покрывать убийц. Может быть, и не такой уж этот людоед неприемлемый, чтоб ради него морозить контакты с полезным человеком? И где там эта Украина, которая мало что показывает? А тут на одной руке выбор – Гоголь, Достоевский, Тургенев, Толстой, Чехов и др.
До тех же европейцев туго доходит, что прикрытие малого зла (региональных войн) с помощью культуры приводит к разрастанию этого зла. Вплоть до мировой войны. Во избежание надо срывать и блокировать эту маскировку, чтоб истинное лицо высокодуховных кремлёвских упырей не терялось.
В общем, всё о том же, – наши музеи нуждаются в поддержке, иначе ничего с российской экспансией сделать не получится. Надо показывать своё, либо у россиян будет монополия.
5. А теперь более широкий контекст.
Россия в лице СВР обозначила намерение присвоить Владимира Даля – за 5 лет до юбилея. Уже крутится российская бюрократическая машина.
А мы что будем делать? Будем что-то?
В 2001 г. в честь 200-летия Даля целое ЮНЕСКО назначило юбилейный год. Юбилей Даля отмечали в Луганске. Его именем назван университет. 16 лет жизни он прожил в Николаеве.
Но если посмотреть на его фигуру через призму новейших «деколонизационных» извращений, возникают вопросы.
Этнически Даль – германо-датчанин, по вере изначально – лютеранин (перед смертью принял православие). По роду основной деятельности – врач, затем российский имперский чиновник, квалифицированный, востребованный. Псевдонимы потому и возникли, чтобы писательство не конфликтовало со службой.
Одно из первых высоких отличий заработал при подавлении польского восстания 1830-31.
Как имперский чиновник успешно трудился в Оренбурге (где несколько дней кружил Пушкина, заехавшего поизучать восстание Пугачёва, стали приятелями), Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге (как врач держал за руку умирающего Пушкина после ранения на дуэли).
После выхода в отставку проживал в Москве, где и похоронен.
С точки зрения вклада в различные науки, не только языкознание – настоящая глыба мирового масштаба. Отказаться от него – ну, точно нельзя.
Отношение к Украине – как у человека своего времени. Хотя он знал украинский язык и поддерживал контакты с известными людьми.
Масштаб личности Даля в Украине не понимают. Надо популяризировать. Есть материал, который позволяет его адекватно включить в украинский контекст и уже в украинском контексте подать в том числе за границей.
Но это нужно поставить как задачу высокого уровня. Потому что россияне свою работу сделают.
Вот это планирование на 3-5 лет вперёд – одна из сильных сторон российской культурной бюрократии. И российская власть инвестирует в это деньги.
Владимир Даль – это и восток, и юг. Это хороший масштаб. Сразиться за его присвоение с россиянами – богоугодное во всех отношениях дело.