О текущем моменте. 02.06.2023

Олексій Копитько

2 июня. Что за месяц.

1.Пока всё идёт в очерченной рамке:

• Плотность событий увеличилась.
• Нас словесно полностью/частями принимают/не принимают в НАТО, перспективы есть – нет – есть.
• Мельтешение с «мирными планами» и «переговорами», формирование повестки на осень активизировалось.
• Качели с обстрелами сбивают привычный ритм.

Пожелания те же – сортировать все эти события и не терять самообладание.

2. Самое простое – «контрнаступ». Пока мне нравится, как всё идёт.

Трудно не заметить истерику в РФ «так где же ваш контрнаступ, мы тут уже все на измене?!». Пациент доводится до кондиции. Уже десятками побежали зэки с оружием. Уже молва разносит ужасы по поводу результатов взрывов неизвестного происхождения в местах дислокации свежеприбывших. И т.д.

Бормотание на западе – это также хороший сигнал. Он означает, что Украина не отступает от заявленного военно-политическим руководством принципа: решение действовать примет Генштаб. Тогда – когда. Все остальные факторы – временно второстепенные.

Поэтому. Не надо себя накручивать и перегорать. Делайте что-то полезное или, как минимум, не подрывайте свою собственную устойчивость. Когда начнутся активные действия, враг попытается их срывать, в т.ч. ударами по мирным городам. Энергия, силы и эмоции ещё понадобятся.

Зарядите фонарик, который с зимы лежит под кроватью. Купите складной стульчик для убежища. Съешьте 30 кг запасённых макарон с тушёнкой, у которых заканчивается срок годности, и купите новые. Оглянуться не успеете – и активность какая-то начнётся.

3. Фронт. Как мы помним, у нас фронт – от Бреста до Дуная.

Произошёл ряд ожидаемых и масса беспрецедентных событий.

Российские войска разрушили Бахмут, на чём временно исчерпали наступательный потенциал. Что, собственно, и необходимо для наших встречных действий. Т.е. они ничего не «освободили», не «захватили», а превратили город в руины, положили тысячи людей (консервативная оценка – 20 тыс. убитыми и более 40 тыс. ранеными) и сожгли массу ресурса.

Как только враг начал трещать от натуги, наши поджали россиянам фланги, зафиксировали точку входа в Бахмут и теперь могут выбирать направление дальнейших действий.

Спасение организованным бегством выжатого «вагнера» – это показатель: вот они формально что-то «взяли», и? И? Единственный результат – появился новый политик федерального уровня (г-н Пригожин), который системно топчет российский генералитет.

Теперь смотрим, что происходило параллельно.

• Российские провокаторы атаковали дронами Кремль. Из-за чего Путин был вынужден просить живой щит из лояльных Китаю лидеров. На фоне невнятного парада всё это было очень некрасиво, невеликодержавно.
• Произошёл массовый падёж авиации в Брянской области. На федеральном уровне инцидент замолчали.
• Вооружённая российская оппозиция навела шороху в Белгородской области, продолжает наглядно фиксировать импотенцию региональных властей и наплевательское отношение Москвы к регионам. Видео с генерал-полковником Лапиным, который бегает по селу и командует отделением солдат, даже роспатриотами было признано странненькой девиацией.
• Надводные дроны атаковали российский разведывательный корабль. Масштаб повреждений точно неизвестен, но корабль был вынужден спрятаться. Российскому флоту ещё раз напомнили, где его место и какова тенденция.
• ПВО Сил обороны Украины деклассировало очередной российский аналоговнет («Кинжал») и низвело российские ракеты до уровня средств террористической угрозы. «Искандерам» есть от чего загрустить.
• Как следствие, под большим вопросом стратегический инструмент российского влияния в мире: торговля оружием. Теперь Лавров будет привозить в качестве дипломатических инструментов удобрения, воблу и фотографию Юрия Гагарина.
• Неизвестные беспилотники атаковали ареал обитания российской номенклатуры и толстосумов под Москвой. Роснаселение пришло в восторг и всячески проявляло классовую ненависть. Происходит десакрализация власти.

Итого.

Боевые действия и инциденты в мае создали Кремлю массу не столько военных, сколько политических проблем. «Успех» в Бахмуте вышел запоздалым и был моментально перебит Белгородом. Это хороший тренд.

Поскольку Кремль ведёт захватническую войну с целью удержания своей власти внутри России, то ситуация, когда фронт начинает создавать политические проблемы, – это кризис. Им надо что-то решать.

Конвертация любого военного инцидента в политические проблемы – это путь, который разрушит планы Кремля. Даже сохранив значительные силы и обладая огромными ресурсами, Москва заинтересована в паузе, чтобы исправить фон.

3. Что на «осень».

Создана «авиационная коалиция», закрыт список из «письма Санта Клаусу». Важнейший этап пройден.

Дания и Нидерланды взяли на себя лидерство в подготовке пилотов F-16. На следующем Рамштайне будет чуть больше деталей.

На заседании G7, а также в заявлениях ряда ответственных лиц (фон дер Ляйен, например) прозвучало, что основой переговоров будет украинская «формула мира». И не надо спамить всякими инициативами. Естественно, спам в виде «мирных планов» и формул «гарантий» Украине только усилился. Но, как я уже отмечал, смотреть надо не сюда.

А вот сюда.

• В мае США выделили Украине 4 пакета помощи на $2,175 млрд. Из них $1,2 млрд – это среднесрочная помощь. Впереди дебаты о масштабе помощи на 2024 год.
• Пакет среднесрочной помощи анонсировала Германия (2,7 млрд евро).
• Дания в марте учредила фонд на 1 млрд долларов, а на днях решила добавить в него ещё 1,1 млрд в этом году и 1,6 млрд в следующем.
• Норвегия анонсировала 6,8 млрд долларов помощи Украине в течение 5 лет.
• ЕС готовит программу помощи на 4 года, и др.

Помимо этого, ряд стран анонсировал помощь, но без конкретных сроков (например, Франция, Канада…), или готовится утвердить программы летом (Швеция…).

Ключевое здесь – как минимум среднесрочный характер усилий. К зиме военных аргументов у нас будет не меньше, чем сейчас. И они не иссякнут.

Самое главное.

Как уже сообщалось, Минобороны Украины предложило партнёрам рассмотреть идею включения потребностей наших сил обороны в их внутреннее долгосрочное оборонное планирование. Суть очень простая.

Россия официально обозначена как долгосрочная угроза для НАТО. Всем странам придётся инвестировать в оборону больше. Как это сделать наиболее эффективным способом?

Практика показывает, что, может быть, эффективнее инвестировать 9 евро в свою армию и 1 в украинскую, чем 10 евро в свою. Ибо украинская армия сейчас уничтожает танки, самолёты и войска, которые угрожают Европе. Т.е. снижает риски и выигрывает время. Дает возможность организовать подготовку без шоков. А после победы сможет эффективно выполнять функцию сдерживания. С учётом, что этот 1 евро может быть потрачен (полностью или частично) на производство или услуги в своей же экономике, выгода более чем очевидна.

Остаётся задача координации с другими странами. И вот тут возникает следующий уровень задач.

Сейчас Украина – за периметром ЕС и НАТО. С учётом уже имеющейся интеграции и нарастающего объёма связей, очевидных бонусов и масштабов помощи по европейским столицам (как минимум, на экспертном уровне) уже бродит мысль: к чему этот цирк, может, проще и лучше взять Украину внутрь периметра? И этот вопрос всё менее риторический. Это также в копилочку на «осень».

Как видим, в этой конструкции «контрнаступление» и его результаты как фактор (вдохновляющий или демотивирующий) присутствуют, однако не являются абсолютом. Ибо в любом случае это снижение военной угрозы для Европы.

Несмотря на все крики об «усталости», есть очевидный смысл продолжать поддержку Украины, и она будет. Вопрос только в масштабе возможностей. Которые должны создать военные, чтобы на политико-дипломатическом уровне эти возможности конвертировали в результаты для страны.

В общем, пока у нас получалось лучше, чем все ожидали, потому что каждый делал свою часть работы и наигрывал на общий результат. Нельзя это поломать.

Пы.Сы. Я хорошо помню май 2022 г. Самый жуткий месяц за полтора года. Пару раз было ощущение, что мы истечём кровью, и россияне нас загрызут. Наши воины, народ в целом и власть выстояли. Разница с маем 2023 – небо и земля.

Впереди очень много трудностей, будут жертвы и разрушения. Есть истощение, но и точки опоры уже есть, они крепнут, их становится больше.

Пока рабочая цель – обеспечить перелом до конца года. А там будет видно.

 

Ілюстрація: Сергій Корсунський / Facebook

Автор