Новости из США. 3 февраля 2022 года

Igor Aizenberg

Разоблачение американской разведкой подготовки Россией провокации с целью использовать ее в качестве предлога для вторжения в Украину.

▶ Из заявления и ответов на вопросы на брифинге в четверг пресс-секретаря Госдепартамента Неда Прайса:

«Ранее мы уже отмечали нашу сильную обеспокоенность по поводу российской дезинформации и вероятности того, что Москва может провести, стремится провести операцию под ложным флагом и использовать ее как предлог для начала военных действий. Теперь мы можем сказать, что у Соединенных Штатов есть информация о том, что Россия планирует инсценировать нападения украинских военных или разведывательных сил в качестве предлога для дальнейшего вторжения в Украину.

Один из возможных вариантов, который рассматривают русские и который мы сегодня обнародовали, включает в себя производство пропагандистского видео с графическими сценами ложных взрывов – изображением трупов, с участием актеров, изображающих скорбящих, и изображениями разрушенных мест или военной техники – полностью сфабрикованных российской разведкой.

Чтобы быть ясно понятым, производство этого пропагандистского видео – это только один из ряда вариантов, которые российское правительство разрабатывает в качестве фальшивого предлога для начала и потенциального оправдания военной агрессии против Украины. Мы не знаем, будет ли Россия обязательно использовать этот или другой вариант в ближайшие дни. Однако мы обнародуем эту информацию сейчас, чтобы показать масштабы дестабилизирующих действий России в отношении Украины и предупредить продолжение этой опасной кампании со стороны России и, в конечном итоге, предупредить военное нападение.

Это (то, что мы сообщили) основано на информации, известной правительству США, разведывательной информации, которую мы рассекретили.

Россия дала понять, что готова продолжать дипломатические переговоры в качестве средства деэскалации, но подобные действия свидетельствуют об обратном. Мы будем продолжать усердно работать вместе с нашими союзниками и партнерами над разоблачением российской дезинформации и других гибридных тактик, используемых против Украины. Мы продолжаем работать над тем, чтобы предотвратить любые попытки Москвы оправдать дальнейшие военные действия в Украине. Мы вновь призываем Россию прекратить свою разрушительную и дестабилизирующую кампанию дезинформации, деэскалировать напряженность и приступить к дипломатии и диалогу для мирного урегулирования».

«Я хочу сказать вам, что это информация, которая доступна нам. Мы предоставляем ее вам по нескольким причинам. Первая – попытаться удержать русских от продолжения этой деятельности. Вторая – в случае если мы не сможем этого сделать, в случае если русские все-таки пойдут на это, чтобы сделать это ясным как день, чтобы обнажить тот факт, что это всегда было попыткой со стороны Российской Федерации сфабриковать предлог».

«Мы пытаемся удержать русских от продолжения такого рода деятельности. Именно поэтому мы сегодня обнародуем эту информацию. Если русские не пойдут на это, это не является де-факто признаком того, что у них никогда не было планов сделать это».

«Мы знаем, что они планируют. Мы знаем, какие обстоятельства они предусмотрели. И опять же, это те шаги, которые они готовы предпринять, если такое решение будет принято. Наша цель во всем этом – сдерживание вторжения, сдерживание такого рода действий. Поэтому мы очень надеемся, что этого не произойдет. Но мы даем понять, что нам известно, чтобы в случае, если это произойдет, миру было ясно, что было на самом деле, а что нет».

«Тот факт, что мы можем вдаваться в такие подробности, тот факт, что мы можем делать это с уверенностью, потому что иначе мы бы этого не сказали, говорит о том, что это планирование, по крайней мере планирование ими на случай тех или иных предусмотренных ими обстоятельств, находится в процессе. Мы бы не обнародовали эту информацию, если бы не были уверены в глубинных деталях и не были уверены в выдвинутых нами обвинениях».

«Это все часть, неотъемлемая часть более широких усилий. Я не собираюсь говорить о том, как различные потоки разведывательной информации, теперь уже рассекреченной, могут сшиваться вместе. Но мы знаем, что российские военные и разведывательные структуры уже некоторое время занимаются подобной деятельностью. Мы знаем, что у них был очень похожий набор тактик, который они применяли в 2014 году, чтобы сфабриковать предлог для вторжения, которое произошло около восьми лет назад».

«Мы знаем, что российские военные и разведывательные структуры ведут широкую дезинформационную и пропагандистскую работу. Это включает вредоносные операции в социальных сетях, использование открытых и скрытых онлайновых прокси-медиа, вброс дезинформации в теле- и радиопрограммы, проведение конференций, призванных повлиять на участников, чтобы они ошибочно считали, что это Украина, а не Россия, виновата в усилении напряженности в регионе, использование кибер-операций для взлома медиа ресурсов и проведения (кибер-) операций, известных как «взлом-похищение информации-публикация».

Приведу пример: мы знаем, что федеральная служба безопасности России, или ФСБ, напрямую поручает и влияет на прокси-издания – например, NewsFront, чтобы публиковать материалы, очерняющие Украину и ложно изображающие ее агрессором. Статьи, опубликованные этим и другими изданиями, в результате попадают не только в прокремлевские прокси-издания, но и в официальные российские государственные медиа, такие как РИА Новости и другие. Вы знаете, что на прошлой неделе мы опубликовали большое количество информации о российских усилиях по дезинформации и пропаганде. Эта деятельность ведется уже давно, но мы также знаем, что в последние недели она активизировалась, что еще больше усиливает нашу обеспокоенность.

Еще один пример: в декабре, пару месяцев назад, русскоязычный контент в социальных сетях, охватывающий нарративы, о которых мы говорили – ложь о том, что Украина является агрессором, ложь о том, что именно России кто-то угрожает – увеличился в среднем почти до 3500 сообщений в день. Это на 200% больше, чем в среднем за месяц до этого. А за месяц до этого мы наблюдали такой же большой всплеск.

Поэтому мы весьма обеспокоены всем этим, мы обеспокоены конкретными деталями, но мы также обеспокоены более широкими тенденциями, которые, как нам кажется, во многом напоминают (и поэтому тревожат) то, что мы видели в 2014 году, и то, что, как мы опасаемся, мы можем наблюдать сейчас».

● В ответ на вопрос, является ли новое вторжение российских войск в Украину неизбежным:

«Мы всегда были последовательны в том, что, насколько нам известно, Владимир путин не принял окончательного решения. Поэтому, пока он не примет окончательного решения о вторжении, оно не будет неизбежным.

Что мы знаем, и что нас беспокоит, так это то, что Россия предприняла эти шаги, включая то, что она собрала стотысячную армию вдоль границ Украины, отправила тысячи военных – до 30 тысяч туда, где должна быть суверенная, независимая страна – в Беларусь, то, что Россия проводит такого рода дезинформационную и пропагандистскую деятельность.

Все это ставит Москву в положение, позволяющее ей быстро и очень агрессивно действовать против Украины, если она того пожелает. Таков всегда была наша взгляд на вещи, или, по крайней мере, я должен сказать, что такова была наша позиция в последние недели, когда все эти ингредиенты сложились вместе».

● В ответ на вопрос, не может ли Россия найти союзника в лице Китая и не может ли Китай поддержать Россию или помочь ей обойти западные санкции:

«На прошлой неделе у госсекретаря Блинкена была возможность поговорить с министром иностранных дел КНР Вангом, и в рамках этой беседы они обсудили напряженность, которая является результатом ненужных провокаций Москвы и наращивания военной мощи, а также потенциальные последствия российского вторжения в Украину. Такое событие создаст риски не только для Украины, Европы, Соединенных Штатов, но и далеко за их пределами, в том числе для КНР. Глобальные риски для безопасности и экономики, связанные с дальнейшей российской агрессией, будут огромными, и они будут иметь последствия не только для Украины, Европы, трансатлантического сообщества, но и для КНР.

Второй момент касается некоторых мер, которые мы принимаем в попытке сдержать то, что может стать новой российской агрессией, и это экономические и финансовые последствия, которые, как мы говорили, постигнут Российскую Федерацию, если это будет продолжаться. Аналогичным образом, они будут масштабными для Кремля. Если Россия думает, что она сможет компенсировать некоторые из этих последствий, смягчить некоторые из этих последствий за счет более тесных отношений с КНР, то это не так. На самом деле это сделает российскую экономику во многих отношениях более хрупкой. Если вы посмотрите, например, откуда поступают основные материалы для фундаментальных технологий, то они по-прежнему поступают с Запада. Если вы лишите себя возможности совершать сделки с Западом, импортировать с Запада – из Европы, из США – вы значительно ухудшите свой производственный потенциал и инновационный потенциал.

путин знает, что это будет иметь огромные последствия для его страны и для его экономики. И более тесные отношения между Россией и КНР не компенсирует эти последствия.

Это сделает российскую экономику зависимой от одной единственной (китайской) экономики или гораздо более зависимой от одной единственной (китайской) экономики. Это рецепт катастрофы для российской экономики, если Путин думает, что меры, о которых мы говорили, не подействуют, не приведут к последствиям, о которых мы предупреждали. И никакое партнерство (с КНР) не сможет компенсировать огромный экономический ущерб, о котором мы говорили, учитывая доступные нам финансовые инструменты, доступные нам санкции и меры экспортного контроля, среди прочего, которые мы в состоянии предпринять.

И последнее замечание. У нас есть – и когда я говорю «у нас», я имею в виду коллективно, Соединенные Штаты, наших союзников и партнеров – у нас есть целый ряд инструментов, которые мы можем использовать, если увидим, что иностранные компании, в том числе китайские, делают все возможное, чтобы нивелировать действие американского экспортного контроля, уклониться от него, обойти его. Я бы не хотел спекулировать на тему того, что это за инструменты, но у нас есть инструменты, которые могут быть использованы для решения этой проблемы и которые будут направлены на ее решение».

«Пока это решение (путиным) не принято, пока российская агрессия не продвигается вперед, для нас дверь для дипломатии остается открытой. Мы по-прежнему хотим найти решение этой проблемы путем дипломатии и диалога. Это не означает, что мы одновременно не движемся по пути обороны и сдерживания. Это абсолютно точно. Точно так же, как русские предоставляют себе возможность выбора, мы тоже предоставляем себе определенную возможность выбора, гарантируя, что какой бы путь ни выбрал путин, путь агрессии или путь дипломатии, мы тоже будем готовы».

«Мы говорили о том, что лучшим противоядием от дезинформации, лучшим противоядием от пропаганды – является информация. Именно поэтому вы слышали, как мы, не только сегодня, но и раньше, в том, что мы рассекретили и представили (сегодня), мы стремились сделать несколько вещей – удержать русских от этого курса, от следования этими путями, но также, опять же, в случае, если они выберут путь агрессии и вторжения, ясно показать, что это был их изначальный план. Поэтому я думаю, что если посмотреть на то, что мы делаем, то мы используем информацию для борьбы с дезинформацией, пропагандой, которые мы видим исходящими из Москвы».

И добавлю от себя. Рад, что мой собственный взгляд полностью совпадает со взглядом Неда Прайса. Только реальной, полной информацией о реальных событиях можно бороться с дезинформацией и всевозможной конспирологией, являющейся ничем иным, как разновидностью дезинформации. И поэтому надеюсь, что все эти сводки новостей, которые я делаю для вас уже в течение больше, чем пяти лет, помогают в этой борьбе. Реальные знания о реальном положении дел, реальная информация – это сила, позволяющая правильно, адекватно анализировать, что происходит, и принимать правильные решения.

▶ Первое сообщение о разоблачении американской разведкой готовящейся Россией провокации появилось в четверг утром в Нью-Йорк Таймс. Затем его подтвердила газета Вашингтон Пост. Появились сообщения на телеканалах CNN и MSNBC.

Автор статьи в газете Нью-Йорк Таймс Джулиан Барнес, ссылаясь на свои высокопоставленные источники, сообщил, что российский план предусматривает инсценировку и съемку сфабрикованного нападения украинских военных либо на российскую территорию, либо на «русскоязычное население» в восточной Украине.

Россия, по словам источников, намеревалась использовать это видео для обвинения Украины в «геноциде русскоязычного населения». Затем она использовала бы «возмущение» по поводу видео, чтобы оправдать нападение или чтобы ее марионеточные «правители» в Донецке и Луганске попросили об оказании «братской помощи».

● Неназванный высокопоставленный представитель администрации сообщил журналистам CNN, что «США считают, что Россия уже набрала актеров для участия в предполагаемой инсценировке нападения. Этот представитель администрации сказал также, что видео может включать изображения беспилотников Bayraktar, которые союзник по НАТО Турция предоставила Украине, «чтобы обвинить НАТО в нападении».

● Заместитель советника по национальной безопасности Джон Финер дал интервью каналу MSNBC, стоя у Белого Дома. Он, в частности, сказал:

«Мы не знаем, собираются ли они пойти именно этим путем, но мы знаем, что рассматривается такой вариант с участием актеров. Это план продуман чрезвычайно, до деталей. Актеры будут играть скорбящих по людям, погибшим в результате какого-то события, добавив, что это будет включать демонстрацию трупов людей, якобы погибших в результате инцидента».

О том же говорил на брифинге в Пентагоне его пресс-секретарь, адмирал в отставке Джон Кирби.

▶ Также в четверг государственный секретарь Тони Блинкен и министр обороны Ллойд Остин провели закрытый брифинг для членов профильных комитетов Конгресса.

Двухпартийная группа сенаторов заканчивают работу над законопроектом, предусматривающим введение санкций против России – как санкций, которые могут быть введены за новые агрессивные действия России, так и санкции, которые должны быть введены уже сейчас за действия, которые Россия уже предприняла.


Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.

Автор