О новом Главкоме замолвите слово

Роман Донік

Чего только не начитался за эти дни по поводу назначения нового Главкома. От того, что вот прямо с первых дней начнется обострение на фронте, до “присягнул на верность Ермаку”, и теперь все будет еще хуже. Давайте я на свой хлопский розум немного напишу, что вижу. Как акын. Но букв будет много.

Потому что нужно хотя бы немного понимать механику процессов, прежде чем судить. А как показывает практика, вот те люди, далекие от армии, которые сейчас ликуют от заголовков в СМИ, с таким же рвением через пару месяцев могут начать распинать за подкинутую им теми же СМИ “зраду”.

Никакого обострения и “большой войны” никто развязывать не будет.

Во-первых, потому что нельзя за один день исправить и нарастить то, что два года разваливалось и уничтожалось. Два года поощрялось бездействие и утяги. Война не поощрялась. Поэтому многие уже вошли в режим, когда лучше ничего не делать и тем более не воевать. Это не изменится за несколько дней. Как и глубина окопов. Как и запасные позиции для дежурных и «красных батареек» артиллерии. Как и инициатива, которую в некоторых направлениях сдали противнику. Нужно время. И подготовка.

Во-вторых, Залужный и те люди, которые пришли с ним, – очень грамотные офицеры с большим боевым опытом. И они все в войне заточены на результат, а не на процесс. Какая задача решается тем или иным действием? Основной вопрос. Если вы рискуете людьми, то какую цель вы достигнете? Если делать выстрел, то его нужно делать по цели и достигать результата. Понты, показуха и пиар редко способствуют достижению цели. Пришли люди, которые будут требовать, чтобы двадцать раз отмеряли, прежде чем резать. Но если уже резать, то по-взрослому. Потому что у Залужного достаточно простое мнение – если комбриг не готов на уровне бригады применить ствольную артиллерию и принять ответственность за свои действия, то нехрен закусываться, развязываться и устраивать локальные “войны”. А потом бежать к старшему начальнику “спасите-помогите, мне тут 3,14дов поднакидывают”. Залужный – не трус, он способен принимать рисковые решения и нести за них ответственность. Но взвешенно. Помните Орлан, сбитый над Лисичанском? И применениея боевого вертолета? Два года после этого россияне не наглели с БПЛА, пока Хомчак полностью не отдал инициативу им в руки.

По поводу всего остального. Залужный – не карьерист. Он – пахарь. С амбициями, как каждый солдат, который стал генералом. Но по головам не ходил. Около года назад его кандидатура рассматривалась на командующего ООС. Но поскольку он не был готов быть “мальчиком для битья”, его назначение не состоялось.

Я не знаю, что сейчас изменилось во внешнеполитических раскладах, но назначение Залужного автоматически тянет за собой возвращение условных «ястребов», проявивших себя в 14-16 годах, которых гнобил и кончал миротворец Хомчак. Я, правда, не знаю, что изменилось и что произошло, но эта тенденция четко прослеживается. Шапталу, Мойсюка, Павлюка назначает не Зеленский и не Ермак. Это Залужный формирует команду для себя. Под те задачи, которые он в первую очередь для себя обозначил. И ему дают это делать. Я не сомневаюсь в том, что он будет развивать поставленные перед самим собой задачи, которые четко понимает.

Залужный – не тупой исполнитель типа “чего изволите”. Если он принял предложение, то это означает, что во-первых, у него есть четкое понимание, что, как и зачем он будет делать. Очень системный офицер. Но кроме того, это означает, что есть его виденье, это виденье согласовано и одобрено наверху. Еще раз повторю, я пока сам не понимаю, что изменилось в раскладах. Но что-то явно изменилось. В то, что Зеленский таким образом заигрывает с патриотичной спильнотой, я не верю. Это вообще, в общем по палате, не сыграет существенной роли в электоральных раскладах. Изменилось что-то глобально.

Не хочу гадать на кофейной гуще. Есть масса эксперДов, которые сейчас будут месяц распедаливать всякие расклады. Мне важны люди, ВСУ и победа в войне.

То, что Залужный будет пытаться что-то менять в лучшую сторону, в этом я не сомневаюсь. У него характер и склад ума, который не может просто “отбывать номер”. Это единственный генерал (из тех, кого я знаю), который будучи начальником штаба ООС, сам по ночам анализировал характер потерь и ранений. Не нарезал распорягой кому-то задачу для галочки, а сам сидел и сводил статистику по ранениям. Как, чем, в какие части тела. Характер обстрелов, характер ранений. То есть системно работал для избежания “ошибки выжившего”. Для меня это очень большой и хороший показатель.

У нас большая проблема в том, что за 7 лет войны нет системного анализа этой войны. Знания в головах есть, а на бумаге анализа и науки нет. У нас до сих пор в основном методички и настановы времен СССР, переведенные криво на украинский язык и дополненные одной фразой – “З урахуванням досвіду АТО/ООС”.

Когда меня достали постоянные потребности с электрокабелем на одном участке фронта, там каждую ротацию он исчезал, то Залужный поставил на учет в ООС зарытый в землю кабель, и теперь уже 4 или 5 ротация по акту принимает, подключается и потом так же передает. Это системный подход даже там, где не хватает державных средств.

Потому, с вероятностью в 99%, Залужный будет пытаться очень сильно все изменить. Не навредив при этом. Оставлять лучшее и вносить лучшее. Менять бирки на дверях и слова в документах – это не его. Если будут висеть на руках, скорее всего, уйдет. Но это я пишу сегодня на сегодня, а как будет через пол года-год, не знаю.

Кроме этого, сейчас всплывет ряд проблем, о которых мы уже за два года подзабыли. Потому что звидец был настолько масштабным, что все просто охренели. Кадровый голод. Сейчас будет много хороших назначений. Но будет и ряд назначений, которые нам не сильно понравятся. Причина проста – нормальных мало, а нужно много. Работаем с чем и кем есть. Два года у нас практически не росли новые кадры. Практически все остановилось. Все перемещения были не в интересах ВСУ, а по принципу личной преданности и лояльности. Очень много было назначено откровенного дерьма, не имеющего способностей и боевого опыта, но лояльного к Хомчаку. Очень много должностей будут требовать срочных назначений. А кадров нет.

Муженко сформировал своего рода кузницу кадров. Массово боевые офицеры росли по карьерной лестнице. Да, на моральные качества не всегда обращали должное внимание, не хватало времени. Война. Но в общем, даже при нескольких ошибках, у нас за 5 лет выросло поколение боевых офицеров. А потом два года это все притормозилось, потому что начали назначать призванных с пенсии, отсидевшихся в тылу и на гражданке.

Поэтому, если мы будем видеть какое то назначение, которое нам будет не нравится, просто нужно понимать. Там работают с чем/кем есть. Нет у нас столько боевых генералов и полковников, чтобы на все посады поназначать. Точнее есть, а вот знания и опыта у многих из них пока маловато. А учиться на ошибках во время войны – непозволительная роскошь. И Хомчак сделал все, чтобы они за эти два года этого опыта и знаний не получали. Заморозил, так сказать, ситуацию. ТРО, вообще, – отдельный адок созданный Хомчаком.

В общем, я не знаю, “що в лісі здохло”, но у меня сейчас появился осторожный оптимизм по поводу ВСУ и их развития. По мере возможности я постараюсь описывать подводные течения и просто механизмы, которые не всегда понятны гражданским. Но однозначно могу сказать, что я двумя руками буду поддерживать Залужного. Потому что это при нынешних раскладах, если не лучшее назначение из возможных, то как минимум одно из самых лучших.


Юрій Бірюков

Двое суток армию «лихорадит», в личку пишут друзяки-армейцы. Я думал, думал. И в силу того, что я вот их всех реально знаю в боевых условиях, в силу моей определенной осведомленности про армейскую структуру и порядки, мне есть что таки сказать.

Мое личное мнение, которое я ни разу никому не навязываю:

1. Это отличные боевые генералы. Прямо от и до, без скрытых смыслов. Реально боевые, реально в 2014-2015 годах прошедшие самые горячие точки.
2. Это очень опасные назначения, которые очень рискованные и могут сильно аукнутся в средне-срочной перспективе.
3. Скорее всего, это эксперимент с элементами шоу: вот, смотрите, «новые лица» и «молодая кровь». И вот тут вот и кроется самый главный подвох. В календаре. А на календаре, други мои, вторая половина лета.

Это означает титаническую работу по формированию бюджетного запроса и формированию ГОЗа. Это означает стратегическую работу по подготовке ВСЕЙ деятельности армии в следующем году – планирование учений, ротаций, международных учений. Вся работа по стратегическому планированию следующего года жизни всей армии ведется сейчас!

И поймите, война на востоке и зона ООС – это лишь НЕБОЛЬШОЙ кусочек работы всей армии. Понимаете? Доля, часть, один из компонентов.

А на календаре, други мои, вторая половина лета. Не подписаны договора на поставку вещевого обеспечения на ЭТОТ год. Не подписаны договора на поставу топлива на ЭТОТ года. Нет планов на закупки следующего года.

А министр все тот же. Часы тикают, время идет.

И вот в эту титанически-сложную работу сейчас вводят двух отличных БОЕВЫХ офицеров, у которых лишь небольшие познания в ЭТОМ виде работы. Валерий Залужный – командующий ОК Север. Сергей Шаптала – командующий ОК Запад. Оперативные командования Сухопутных войск с минимальным набором задач по обеспечению. Военная, боевая, но не административно-стратегическая управляющая надстройка.

Я очень переживаю, что опыта двух отличных боевых офицеров может не хватить, а «главную скрипку» планирования начнет играть Таран и егойный Халимон. Который формально снят с должности заместителя министра, но тут же назначен штатным советником министра.

Сменят в сентябре министра? А тогда армия будет на каком бюджете, и кто будет его защищать, выгрызая дополнительные миллиарды финансирования?

Напомню, я отношусь ко всему происходящему как к эксперименту с элементами шоу. И мы можем потерять год. Еще один год. Меня это здорово беспокоит. Хотя я искренне радуюсь назначению отличных военных на высокие должности.

 

На фото на заставке: Валерий Залужный