Газ будет дорожать. Таков рынок

Антон Швец

Расскажу вам о том, какие будут цены на газ для бытовых потребителей на апрель, и что там с годовыми тарифами, которые всех заставит ввести НКРЭКУ.

На рынке поставщиков газа для населения продолжается большая ценовая война, а все усилия Ермака и Витренко по спасению Фирташа пока что не принесли последнему особой пользы. Хотя введение ограничений на цену на газ и привело к тому, что отток клиентов у Фирташа замедлился.

Короче опубликованы цены на апрель. И рыночек решает.

Идет война за долю рынка. Самую низкую цену продолжает держать “Мегаватт” – 6,70 грн за куб. Мегаватт – это стартап трейдеров. Нормальные ребята, гнут свою линию и реализуют свою стратегию захвата рынка с малыми ресурсами.
Нафтогаз ставит цену немного выше – 6,86 грн за куб.
Все газсбыты Фирташа держат цену четко по прайскепу – 6,99 грн за куб. Постачальник останньої надії (ПОН, тот же Нафтогаз, но по страховке для подхвата тех потребителей, которые не заключили контракта ни с кем) тоже 6,99 грн за куб.
При этом есть куча компаний, который продолжают держать цену в районе 8 гривен, включая контору “Нафтогаз Постачання”, которая к Нафтогазу отношения не имеет (судя по Юконтролу), но явно занята разводом потребителей.

Короче, идет битва за долю рынка, и Нафтогаз в ней уверенно ведет. Когда доля рынка была впервые промерена, Нафтогаз имел меньше 9%, полтора месяца назад 11%, а сейчас доля Нафтогаза 13%. Конечно, это влияет на прибыльность компании, зато у нас чуть-чуть дешевле газ. Остальные поставщики тоже потихоньку отжимают у Фирташа клиентов, хотя и не так активно. Понятно, что маленьким компаниям, не имеющим финансовой подушки, в таких условиях очень непросто.

Сколько будет идти эта война? Если посмотреть презентацию стратегии 2025 Нафтогаза, то становится понятно, что розничники Нафтогаза ставят себе цель в 35% рынка поставок населению ВСЕГО (то есть не только газа, но и электроэнергии, тепла и т.д). Ограничение выбрано не самостоятельно, а явно с оглядкой на наше антимонопольное законодательство. Поставлять все сразу очень логично, ведь если у тебя отстроена система и маркетинг под торговлю газом, то ты можешь за те же затраты торговать всем вообще.

Так что где-то после 30% доли рынка поставок газа населению Нафтогаз должен будет притушить маркетинг по газу и заняться элетроэнергией и остальными вещами. Потому что иначе подпадет под антимонопольные ограничения. Ведь это к Фирташу АМКУ вопросов не имеет (доля рынка от 60% до 80%), а Нафтогаз быстро поставят в стойло наши чиновники.

30-35%, судя по имеющейся динамике, – это вполне реальная цель даже не к 2025 году, а намного раньше. Сейчас первая четверть 2021, и уже 13%. То есть если динамика будет плюс-минус такой, как сейчас, два года ценовой войны нас ждет и это хорошо.

Что Нафтогаз будет делать дальше, ну после 30-35% бытового рынка газа?

Есть две вводных.

Как вы помните, НКРЭКУ обязала всех поставщиков газа иметь фиксированный годовой тариф для бытовых клиентов. Это достаточно разумно весь год платить одну цену, чтобы не влетать в долги зимой. Предсказуемо. Причем, если я правильно понял, НКРЭКУ принудительно обяжет всех поставщиков перевести своих клиентов на этот тариф. Принудиловка – это уже не совсем здраво, ну да пес с этим регулятором.

Как вы помните идея Минэнерго, которую двигал Витренко, состояла в том, чтобы принудить НАК Нафтогаз за этот март продать годовые объемы газа для нужд поставщиков газа по фиксированной цене, а потом обязать Нафтогаз продавать ежемесячно весь добытый газ тем же поставщикам. Идея безумная, нереализуемая, как ни крути. Потому что не рыночная, это идея по сути демпинга и обвала рынка. С непредсказуемыми последствиями, о чем сообщили Витренко все от МВФ до меня. Причем не факт, что на самом деле это все привело бы к устойчивому снижению цен для потребителей, система-то ведь открыта.

Тем не менее на рынке годовых поставок с фиксом Нафтогаз может быть очень эффективен не только как поставщик населению (ограничение в 35%, помним), но и как поставщик поставщикам. Потому что НАК Нафтогаз – огромная компания, которая имеет доступ с финансовым инструментам (например, хеджирование, которое позволяет сгладить колебания цены на газ), международным кредитным инструментам (покупать много, когда цены ниже, и продавать зимой) и обладает собственными подземными хранилищами.

Нафтогаз может с точностью плюс-минус посчитать, какой объем газа он готов продавать по фиксированной оптовой годовой цене при условии определенной стоимости финансовых инструментов.

Если не иметь ОБЯЗАТЕЛЬСТВО от Кабмина осуществить поставки ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ и на 100% рынка на год, то ничего в этом страшного нет. И если цену определит, по сути, рынок, и клиент примет на себя ответственность за отбор в случае, если цена для него невыгодна, то все ок. Ну и если Нафтогаз будет иметь ВОЗМОЖНОСТЬ продавать газ, а НЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО.

И это именно то, куда Нафтогаз будет расти при достижении 35% собственных потребителей. Нафтогаз будет и станет поставщиком для поставщиков, получая прибыль за оперирование финансовыми инструментами, и предоставит годовые фиксированные планы всем игрокам, а особенно мелким.

И мы уже увидели такой пример, правда, его почему-то изобразили кое-где как зраду.

Нафтогаз уже заключил договор с “ЙЕ Енергия”(название пздц, конечно, йохохо и на бутылку рому сели), собственником которой является Фирташ, на поставки газа по фиксированной годовой цене.

Все заорали зрада, но скажите, а разве кто-то из вас видел ЦЕНУ этой поставки? Нет проблемы продавать товар по фиксированной цене на год, ЕСЛИ ЦЕНА НОРМ.

Разве 104.уа или РГК Фирташа вышли с рассказом, что они прогнули Нафтогаз по цене, и теперь на население прольется дождь из дешевого газа (на самом деле не пролился бы, конечно, но заявили бы обязательно и орали бы в каждом сюжете Интера)? Не видел я таких сюжетов и таких заявлений.

Может быть, вышел Витренко и сказал, что его гениальный план привел к тому, что газ теперь дешевый, и он – молодец и лучший менеджер современности? Не вышел, молчит как партизан. И Минэнерго молчит как партизан. И даже Кабмин молчит.

Знаете почему?

Очевидно, что контракт заключен с рыночной ценой. А уж предоплата и фингарантия у Нафтогаза уже давно обязательное условие.

И глядя, куда двигается рынок, я готов спорить, что фиксированная цена на год ВЫШЕ чем цена на апрель. Таков рынок. Газ будет дорожать, если все печатают бабки как дурные, и экономика отскакивает. Нефть уже дорожает.
И потому молчат Витренко с Фирташем, и потому нет тут никакой зрады.

Думаю, в ближайшее время купить оптом у Нафтогаза газ по фиксированной цене на год смогут и другие компании, и Нафтогаз сможет стать здоровым “маркет-мейкером”, а не дойной коровой для олигархов под рассказы о бесплатном благе.

Потому что рыночек решает, дети мои.

Автор