«Нафтогаз». Битва титанов

Helgi Sharp

“Монобольшинство на двоих. Для чего Коломойский шантажирует Зеленского”.
“Минус 75 миллиардов: что показал аудит Нафтогаза и кто понесёт наказание”.

Это два заголовка в УПячке. На первый взгляд, публикации между собой не связаны. Но это первый взгляд.

В первой статье речь идёт о шантаже, к которому владелец шестого президента прибегает для того, чтобы держать последнего в управляемом состоянии. Во второй – о “многомиллиардных нарушениях” Нафтогаза, где источник информации – неопубликованный аудиторский отчёт.

Налицо предвыборное обострение борьбы вокруг крупнейшей украинской госкомпании, которое имеет простое объяснение: политика и деньги. Но больше – деньги. Теперь по порядку.

При пятом президенте и после начала реформ крупнейший налогоплательщик и наполнитель бюджета стал транспарентной компанией, на которую практически невозможно оказывать влияние. Хотя при Яныке “Нафтогаз” не наполнял бюджет, а поглощал.

Времена изменились, в результате чего была выстроена система управления, в значительной мере предохраняющая от разворовывания денег. Более того, начал решаться вопрос долгов, которые накапливались годами: за газ, который использовали, но за который не платили; за газ, отобранный без договоров; за разницу в реальной цене на газ и в тарифах за тепло; за неэффективный менеджмент на ТЭЦ, ТКЭ etc.

Все эти долги вместе составляют более 100 млрд грн! Солидные деньги. Вопрос долгов не решался годами, и только сейчас появилась возможность сдвинуть эту глыбу с места. Через законодательство (как в случае с долгами “Укрнафты”) или через честный аудит. Это означает, что эти долги кому-то придётся заплатить. Но расставаться с деньгами никому не хочется – проще вернуть времена, когда “Нафтогаз” был кормушкой.

Поэтому вырисовывается картина, при которой программа-минимум – не допустить решения вопроса с долгами, оставить ситуацию как есть. Если не воровать, то хотя бы продолжать не платить. Та же коррупция, вид сбоку. Для этого ДОЛЖНИКАМИ разворачиваются информкампании про “неэффективный менеджмент” и “космические убытки”, которых не существует в природе. Именно поэтому выводы профессионального аудита не учитывают, а принимают во внимание слитые в прессу выводы Госаудитслужбы, часто работающей по принципу “чего изволите?” Как показывает практика, суды и независимые экспертизы отправляют в никуда этот проверочный спам.

Программа-максимум – уничтожить корпоративное управление, которое защищает “Нафтогаз” и которое делают виновным в повышении цен на газ в публичном пространстве. Хотя цена не становится “выше”. Она становится “другой”: летом – меньше, зимой – больше.

Эксперты утверждают, что все это делается под политический заказ. А огромные цифры “убытков” не вяжутся с ситуацией, когда официально говорится, что Нафтогаз – налогоплательщик номер один. Тем более что нынешний Нафтогаз представляет собой разительный контраст с тем Нафтогазом, который был до 2015 года – официально убыточным, с огромными долгами. МВФ постоянно указывал, что эти долги генерируют дефицит бюджета. Сейчас такого нет. Но происходят попытки поставить на ключевые госпредприятия “своих людей”.

И последнее. Для того, чтобы Нафтогаз работал хорошо и получал прибыль, нужно продолжать рыночные реформы. А также чтобы никто не зарабатывал деньги на долгах, которые Нафтогаз получить не может.

Все это сводится к ещё одному важному фигуранту – северному соседу. Который только и ждёт повода, чтобы снести Коболева и тоже завести своих людей в НАК. Тогда и “Северный поток” пойдёт легче, и контракты с Газпромом можно будет улучшить. Так что если в срач вокруг аудита НАКа включатся медиаресурсы Медведчука, к гадалке не ходи, так оно и есть.

Что тут сказать… Держись, Нафтогаз, не подставляйся. Так как будут тебя бить в ближайшее время и свои, и чужие.

Автор