Немного про кетайское строительство, раз уж вы его так любите

Антон Швец

Ну и про крепкую руку при борьбе с коррупией и все такое. Про политическую волю, так сказать.

В 2008 году в Китае произошло Сычуаньское землетрясение. Произошло оно, как можно догадаться, в провинции Сычуань.

С высочайшей долей вероятности причиной землетрясения или причиной того, что землетрясение вышло настолько сильным, оказалось водохранилище Цзыпинпу, которое находилось в 5,5 километрах от эпицентра.

Провинция Сычуань всегда считалась сейсмоактивной, и именно поэтому в погоне за достижениями китайские чиновники решили сделать в сейсмоактивном регионе прямо над активным разломом ГЭС с огромным водохранилищем. Ну а хули, горы ведь рядом, а то, что за котловиной разлом, всем пофиг. Влияние водохранилищ на сейсмоактивные участки известно давно, огромные скопления воды могут воздействовать на земную кору как угодно. Сложно заранее предположить, как именно будет влиять масса воды, потому водохранилища предпочитают не строить в сейсмоактивных регионах. Во всяком случае, уж точно не строят прямо над активными разломами.

Но не кетайские чиновники.

Итого в рамках программы освоения Западного Китая, проекта «приручения Янцзы» и в рамках проекта 10 мегастроек в Сычуани на реке Миньцзян (приток Янцзы) построили гидроузел “Цзыпинпу”. И чиновники не мелочились. На нах*й – 760 мегаватт установленной мощности, пол Днепрогэса. И миллиард с мелочью кубов воды, чтобы все это крутить. На разломе-то. Это не единственная плотина на этой реке, их там реально куча, просто эта – фактически в ущелье, и в неудачном месте.

Построили ГЭС быстро. В 2001 воткнули лопату, в 2004 начали заполнять одноименное водохранилище, в 2006 запустили первую турбину ГЭС (то есть заполнили котлован водой до рабочего режима, и вода начала давить на разлом), а уже в 2008 станцию пришлось останавливать, потому что после землетрясения дамба пошла трещинами, и там в авральном режиме пришлось вычерпывать и отводить водохранилище, чтобы избежать прорыва дамбы и затопления. Я не шучу про вычерпывание, 2000 «добровольцев» из НОАК е*ошили сутками наравне с насосами и техникой, потому как ситуация была критической. Шли дожди, и оползни угрожали все снести нахрен, потому воду надо было срочно отвести, а сделать это в горном ущелье не так просто.

В один момент без жилья остались миллионы человек и им еще повезло. На тот момент число жертв было огромным. Погибли десятки тысяч человек, многих даже не нашли. Число пропавших по итогу без вести 15 000 человек, число погибших по итогу порядка 70 000 человек. В случае прорыва дамбы в зоне поражения оказывались еще десятки или даже сотни тысяч человек минимум, включая прибывших спасателей и военных.

По итогу ценой самоотверженной работы солдат и офицеров НОАК, местных жителей и приезжих уже настоящих гражданских добровольцев и волонтеров обрушение плотины удалось предотвратить. И после полугодового ремонта станцию запустили снова. С тех пор Сычуань регулярно трясет и люди продолжают гибнуть, но уже в терапевтических для властей Китая количествах. 200 человек в 2013 (11 000 пострадавших) и несколько десятков в 2017, еще полтора десятка в 2019 зимой и десяток летом 2019. Так трясло и до постройки ГЭС, но не так регулярно и не по 5 баллов каждый раз.

Но, вообще, мой рассказ был не про плотины. И даже не про то, что сотни тысяч сычуаньцев жили в палатках год, пока КПК не реализовала программу по расселению пострадавших (причем там часть суммы за участие в программе все равно должны были платить люди, которые лишились всего, вот такой, бл*дь, социализм). Не за шесть дней, да?

Но я не про все это.

А про школы.

Землетрясение в 2008 произошло по китайскому времени днем. Школьники были в школах. По идее, распределение по возрасту среди погибших должно было быть стандартным для дневного времени. В Сычуани даже, скорее, число погибших детей должно было быть меньше, потому что там в рамках того самого развития китайской глубинки построили сотни новых школ. А так как регион всегда был сейсмоактивный, то и школы строили сейсмоустойчивыми, по особой программе.

ДА ВОТ ТОЛЬКО ХРЕН ТАМ.

Число погибших школьников было аномально большим. Даже для этой территории. Настолько большим, что детей даже (по видимому, по указанию властей) выкидывали из списков погибших. Тогда китайский активист (которого почему-то все считают современным художником) Ай Вейвей основал проект «Граждане» и опубликовал вместе с волонтерами полный список всех погибших школьников, включая тех, которые не попали в официальные списки погибших и пропавших без вести. Речь шла о тысячах детей, которых власти постарались «потерять». Чтобы найти всех, Ай и его сторонники поехали по всем городкам и селам и опрашивали родителей лично.

Оказалось, что быстро построенные «сейсмоустойчивые» школы в Сычуани во время землетрясения массово складывались как карточные домики от первых же толчков, хороня под собой школьников и учителей.

Не помогли расстрелы за коррупцию, не помог социализм с китайской спецификой, не помогла твердая рука, нихрена не помогло. Государственная помощь при спайке ушлого бизнеса и коррумпированных функционеров быстро построила говно из говна вместо школ. На картинке красиво, в отчетах зашибись, ВВП сверлит космос, а в реальной жизни тысячи погибших детей, которые как раз должны были выжить.

Местные жители быстро поняли, что произошло, и, слегка разобрав последствия землетрясения, начали бунтовать с требованиями привлечь к ответственности виновных.

Потому как родители, жившие в ветхом или многоэтажном жилье, остались живы и имели время выбежать наружу, а дети в новомодных школах погибли сразу, несмотря на то, что и учителя, и ученики были обучены, как себя вести при землетрясениях (регион такой). Кроме того кое-где работала система оповещения, которая давала жителями несколько драгоценных секунд перед первым толчком. Протесты убитых горем родителей и активистов были подавлены, некоторые их участники арестованы. Активистов начали преследовать и мешали собирать им информацию.

Деятельность Ай Вейвея привела к тому, что из партийного любимчика он стал диссидентом, он был зверски избит, когда пытался попасть на суд к сычуаньскому активисту, который расследовал последствия землетрясения и был арестован властями. Очень не понравились стране, где, говорят, расстреливают коррупционеров, аж гай гудит, просто списки погибших и информация об откатах на подрядах. Позже Ай бежал из Китая, но до этого выложил из 9000 детских рюкзачков фразу «Она прожила в этом мире семь счастливых лет». Это слова матери про свою погибшую во время землетрясения дочь.

Несмотря на то, что более 18 000 семей лишились своих детей, расследование коррупции при строительстве школ замяли, обвинив нескольких стрелочников. Хотя все оставшиеся школы постепенно реконструировали от греха подальше. Всего в Сычуани пришлось построить 4000 школ вместо разрушенных (не все из разрушенных были новыми) и реконструировать еще 2000 оставшихся целыми. Естественно, столь масштабное хищение не могло быть осуществлено снизу, и схематоз с откатами наверняка затрагивал высоких чиновников на всех уровнях. Тем не менее, несмотря на начавшуюся следом за транзитом власти антикоррупционную кампанию нового лидера Китая Си Цзипиня, никто из виновных в школопаде под каток китайского правосудия не попал. Оказались люди по правильную сторону от коррупции, видать, и расстреляли кого-то еще. Всё что получили родители – право в виде исключения завести еще одного ребенка (тогда в Китае еще действовало правило «одна семья, один ребенок»).

После 2008 года землетрясения в Сычуани “радуют” местных жителей неслабой мощностью и паскудными длительными афтершоками. Это когда за основным толчком идут более слабые, балла по два. Например, 18 июня 2019 таких толчков было больше 60 после основного в 5,2 балла.

Школы теперь почти не падают, а дети успевают выйти еще и потому, что лучше стала работать система оповещения. Новая программа реконструкций и восстановления школ и больниц заняла больше 5 лет.

На фото школа в Сингху, где в 2008 году погибли 43 ученика и восемь учителей. Развалины школы сделали памятником в назидание потомкам.

Автор