Первый день Помпео, или Зачем он в Украине

Helgi Sharp

Нет сейчас на повестке дня администрации Трампа никакой международной политики (утрирую, конечно, но не очень). Есть процесс импичмента и предвыборный марафон, который завершится 3 ноября.

Цели Белого дома: выбраться из процедуры импичмента с наименьшими потерями (а ещё лучше – на коне) и обеспечить плацдарм для переизбрания на второй срок.
Поэтому люди Трампа, включая Помпео, намерены в ближайшие месяцы не делать резких движений во внешней политике, а максимально сглаживать противоречия, действуя по принципу «всем сёстрам по серьгам» – кому чуть больше, а кому чуть меньше.
Учитывая тот факт, что Украина – лишь одна страна евразийского турне Госсекретаря (потом ещё будут Беларусь, Казахстан и Узбекистан), не стоит рассматривать этот визит в качестве судьбоносного или переломного. Трамп – больше бизнесмен, чем политик, а потому в тот же Казахстан (вернее, его нефтяные месторождения) Штаты вложили гораздо больше денег, чем в Украину и Беларусь вместе взятые. Соответственно, и души больше.

К тому же наша страна для Трампа – своего рода кость в горле. Правда, такая ситуация имеет свои плюсы и минусы. Главный минус: если ДТ будет избран на второй срок, внутренне раздражение по отношению к Киеву (ведь именно он невольно спровоцировал начало процесса импичмента!) останется на многие годы. Главный плюс: Трамп уже не решится совершать откровенно антиукраинские шаги, ибо украинско-американские отношения теперь будут находиться под пристальным вниманием его политических конкурентов. Так что нет худа без добра.

Возвращаясь к Помпео, отмечу, что сам он тоже находится под большим психологическим давлением ряда скандалов – от публикации книги Болтона (где он выставлен в неприглядном свете) до инцидента с журналистской, задавшей ему вопрос об Украине. А посему во избежание дополнительных проблем по очереди (сначала Пристайко, а потом Зеленскому) выразит «поддержку Украине в борьбе с российской агрессией», слегка пожурит за коррупцию, предостережёт зелёную власть от политических преследований (инфа – 100%) и улетит в Минск. Ну ещё мягко надавит на преЗЕдента в том плане, чтобы последний не вздумал взбрыкнуть и обмолвиться о давлении на него со стороны Трампа. По Бурисме, думаю, пройдётся вскользь по той же причине – чтобы никто не обвинил его в давлении.

Что нужно делать официальному Киеву – не только сегодня, но и в течение года:
Главное, не высказывать никакой симпатии или антипатии ни одной из противоборствующих сторон – ни республиканцам в лице Трампа, ни демократам – будь-то Сандерс, Байден или Блумберг. Другими словами, пробежать до выборов между капельками дождя, делая акцент на том, что США – главный стратегический партнёр Украины (так оно и есть), и Киев готов сотрудничать с тем президентом, которого выберет американский народ. Так что, если преЗедент Аравийский не начнёт рассказывать слегка прифигевшему Помпео свои длинные истории про дедушек и бабушек (или о том, как он устал), а просто будет кивать с умным лицом и печальными глазами, украинский вояж главного американского дипломата закончится вполне благополучно и без последствий для сторон.