Новости из США. 23-28 сентября 2019 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США и американских СМИ в течение последней недели.

 Главной новостью уходящей недели является то, что практически со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что Дональд Трамп станет третьим президентом в истории США, подвергнутым импичменту. Шансов избежать этого у него теперь нет практически никаких. Трамп долго боролся с расследованием Рашагейта. И уже, возможно, верил, что выйдет сухим из воды. Но тут разразился Юкрейнгейт. И очень похоже, что из него Трампу без импичмента уже не выбраться.

Не в первый раз напомню, что согласно американской Конституции импичмент – это не отстранение президента от должности. Это процесс расследования противоправной деятельности высокого должностного лица и предъявления этому должностному лицу обвинений в совершении преступлений. Весь этот процесс – исключительная прерогатива Палаты Представителей (ст. 1, часть 2, раздел 5 Конституции). Импичмент заканчивается в момент утверждения простым большинством голосов полного состава Палаты Представителей обвинительного заключения.

 Далее обвинительное заключение поступает в Сенат, где происходит судебный процесс над высоким должностным лицом, которому были предъявлены обвинения Палатой Представителей в порядке импичмента. Председательствует на процессе, как и на любом судебном процессе, судья. В случае, если это судебный процесс над президентом, этим судьей является Председатель Верховного Суда США. Суд есть суд. В него вызываются свидетели обвинения и защиты. Все 100 сенаторов являются присяжными в этом судебном процессе. Вопрос о виновности подсудимого они решают поименным открытым голосованием. Для признания подсудимого виновным необходимо, чтобы за это проголосовали минимум 2/3 от общего состава сенаторов, то есть 67.

 Импичменту были подвергнуты президенты Эндрю Джонсон в 1868 году и Билл Клинтон в 1998 году. Сенат, однако, не признал их виновными в ходе последующих судебных процессов. В случае с Джонсоном для этого не хватило всего одного голоса.

 В истории США было 19 случаев, когда против высоких должностных лиц Палатой Представителей выдвигались обвинения в порядке импичмента. 15 раз импичменту были подвергнуты судьи (в том числе один раз судья Верховного Суда), 2 раза президенты, один раз – федеральный министр, и один раз – сенатор. В 8 из 19 случаев Сенат признавал обвиненных в порядке импичмента виновными (во всех случаях это были признанные виновными судьи), два человека ушли в отставку после обвинения их Палатой Представителей, и суда над ними не было.

 В 1974 году почти до конца был доведен процесс импичмента президента Никсона. Обвинения против него были уже утверждены юридическим комитетом Палаты Представителей. Однако Никсон ушел в отставку, не дожидаясь ни голосования в полном составе Палаты, ни суда в Сенате, где у него не было бы шансов быть оправданным.

 Импичмент Трампа, если он произойдет, а вероятность этого сейчас почти стопроцентная, станет двадцатым по счету. Почему вероятность так велика? Потому что уже 225 из 435 членов Палаты Представителей поддерживают импичмент Трампа. Более, чем необходимое большинство (218).

 События, стремительно разворачивавшиеся на этой неделе, имели свою предысторию. Сейчас ее можно восстановить хронологически. То, что стало совершенно очевидно сейчас, как нельзя лучше характеризуется в статье, опубликованной в Нью-Йорк Таймс в пятницу: Трамп и Джулиани проводили теневую политику в отношении Украины и в Украине. И именно это привело Трампа к импичменту.

 С начала 2019 года бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, друг Трампа, который был одним из его адвокатов по делу о Рашагейте (а фактически являлся его телевизионным пиарщиком, главной задачей которого была дискредитация расследования спецпрокурора Роберта Мюллера на всех основных телеканалах), но не являющийся ни в какой ипостаси официальным представителем США, провел ряд встреч с различными украинскими представителями, среди которых были генпрокурор Украины Луценко и специальный антикоррупционный прокурор Холодницкий. Газета Нью-Йорк Таймс еще в мае сообщила, что Джулиани встречается с украинскими представителями, чтобы заставить их скомпилировать обвинения против Хантера Байдена, сына бывшего вице-президента Джо Байдена, который был в течение некоторого времени членом совета директоров украинской газовой компании Бурисма, а также скомпилировать доказательства того, что Байден, будучи вице-президентом, давил на власти Украины в 2016 году с целью сместить тогдашнего генпрокурора Шокина, который, якобы, расследовал действия Байдена-младшего. Джулиани также настаивал на компиляции доказательств того, что Манафорт не получал никаких незаконных денег в Украине (следовательно, можно было бы пересмотреть его уголовное дело в США).

 После избрания, а затем вступления в должность нового президента Украины Зеленского Джулиани усилил свою активность. Его усилиями была в мае досрочно отозвана посол США в Украине Йованович, которая, как теперь можно понять, противилась усилиям частного лица Джулиани влиять на американо-украинские отношения.

 18 июля 2019 года Трамп дал указание бюджетному офису Белого Дома заморозить военную помощь Украине в размере $391 миллион. Это решение не было нигде опубликовано, американским ведомствам было сообщено, что это временное замораживание ввиду необходимости «межведомственных согласований». Широко об этом стало известно лишь в конце августа после сообщения интернет-издания Politico.

 25 июля 2019 года состоялся теперь уже знаменитый телефонный разговор Трампа с Зеленским.

 Как сообщают несколько ведущих американских газет, уже через несколько дней после разговора сотрудник американской разведки направил письмо непосредственному руководителю своего разведывательного агентства, в котором сообщил о противоправном характере предложений, сделанных Трампом Зеленскому, а также о роли Джулиани. Руководитель разведагентства отправился выяснять, что делать с этим письмом, в министерство юстиции и Белый Дом, где получил ответ – ничего не делать, все хорошо.

 12 августа тот же сотрудник разведки, выступивший как разоблачитель, видя отсутствие реакции на свое обращение, направил письмо председателям комитетов по разведке Сената Ричарду Бурру и Палаты Представителей Адаму Шиффу, в котором сообщил на 11 страницах с приложениями как детали разговора Трампа с Зеленским, так и обо всей незаконной активности вокруг американо-украинских отношений с участием Джулиани. Сотрудник разведки направил это письмо не непосредственно председателям комитетов, а в рамках Закона о защите разоблачителей противоправных действий в федеральных ведомствах – генеральному инспектору разведывательного сообщества Майклу Аткинсону. Обязанность генерального инспектора любого федерального ведомства – следить за соблюдением в нем законов.

 26 августа в соответствии с законом Аткинсон направил свое заключение на 7 страницах и.о. Директора Национальной Разведки Джозефу Магуайеру, в котором охарактеризовал письмо сотрудника разведки, как содержащее сведения «срочной важности» и «заслуживающее доверия». В соответствии с законом Магуайер был обязан на основании заключения генерального инспектора передать письмо адресатам – председателям комитетов по разведке обеих палат Конгресса, в течение 7 дней. Магуайер не сделал этого и вместо передачи письма в Конгресс отправился в министерство юстиции и юридический отдел Белого Дома за разъяснениями, что ему делать. Там ему сказали не делать ничего, поскольку письмо не касается деятельности разведки.

 3 сентября, после того как стало ясно, что Магуайер не выполняет требования закона, генеральный инспектор Аткинсон сообщил председателям комитетов по разведке Бурру и Шиффу, что и.о. Директора Национальной Разведки по рекомендации Белого Дома и министерства юстиции вопреки закону не передает в Конгресс письмо сотрудника разведки, в котором идет речь о противоправной деятельности президента США.

 Адам Шифф забил тревогу, после отказа Магуайера передать письмо он был вызван в Палату Представителей для дачи показаний вместе с Аткинсоном.

 9 сентября, в первый день работы Конгресса после отпуска три комитета Палаты Представителей – по разведке, иностранным делам и надзорный объявили о начале расследования того, по какой причине заморожена военная помощь Украине.

 Дальше события стали разворачиваться очень бурно. Фрагменты информации о содержании письма в течение нескольких дней утекли в газету Вашингтон Пост. О том, что речь идет о разговоре Трампа с Зеленским, теневой «дипломатии» Джулиани и неподобающих предложениях Трампа Зеленскому стало известно еще на прошлой неделе.

 11 сентября стало известно о размораживании военной помощи Украине.

 19 сентября состоялись слушания в комитете по разведке. Магуайер на слушания не явился, Аткинсон подтвердил наличие письма, как подтвердил и то, что по его заключению речь идет о вещах «срочной важности».

 24 сентября спикер Палаты Представителей Нэнси Пелоси объявила о начале процесса импичмента Трампа.

 25 сентября под давлением требований Белый Дом опубликовал меморандум о разговоре Трампа и Зеленского. В тот же день письмо разоблачителя с приложениями было передано в комитеты по разведке Конгресса.

 26 сентября письмо сотрудника разведки было опубликовано комитетом по разведке Палаты Представителей (приложения остаются секретными).

 Что вменяется в вину Трампу.

    • Злоупотребляя властью, он добивался от главы иностранного государства сбора и компиляции компромата на своего основного соперника на президентских выборах 2020 года бывшего вице-президента Джо Байдена и на его сына Хантера. По американскому закону даже просто обращение к иностранному правительству с целью получения помощи для ведения предвыборной кампании является нарушением законодательства о выборах.
    • Злоупотребляя властью в личных целях, Трамп требовал от Зеленского компиляции доказательств о том, что это Украина в сговоре с демократами организовала похищение информации с серверов демократической партии в 2016 году с целью представить дело так, что это Россия вмешалась в выборы на стороне Трампа, а на самом деле это, якобы, была «спецоперация» Украины и демократов.
    • Трамп и Джулиани требовали от Украины компиляции «доказательств», которые могли обелить заработки Манафорта за его работу на Януковича с тем, чтобы, очевидно, пересмотреть приговор к семи годам заключения, вынесенный ему в США.
    • Трамп требовал от Зеленского сотрудничать в выполнении его пожеланий с частным лицом Рудольфом Джулиани, представив последнего как своего реального представителя по всем вопросам, касающимся Украины и американо-украинских отношений, а также с генпрокурором США Барром.
    • Все эти требования Трамп высказал в ответ на просьбу Зеленского о дополнительной военной помощи, в том числе продажи новой партии Джавелинов, никак по существу не ответив на эту просьбу, но прямо дав понять, что ответа на не будет, пока не будут выполнены его пожелания.
    • Трамп заморозил военную помощь Украине, чем грубо нарушил Закон о военном бюджете США на 2019 финансовый год, а также по мнению, выраженному спикером Палаты Представителей Нэнси Пелоси, подорвал этим национальную безопасность США и действовал против интересов США, поскольку интересам национальной безопасности США отвечает помощь Украине в отражении российской агрессии. Шантаж союзной страны и замораживание помощи, в которой она нуждается – это действия против национальных интересов США.

 Письмо сотрудника американской разведки содержит подробное описание всех встреч и разговоров, которые проводил в течение 2019 года с украинскими представителями частное лицо Джулиани, ставший по сути совершенно незаконно если не теневым госсекретарем, то теневым посланником по украинским вопросам. 2 августа в Мадриде Джулиани встретился с помощником Зеленского Ермаком, продвигая все ту же повестку дня.

 Вот что написала в субботу Нью-Йорк Таймс:

Усиливавшееся в течение лета развитие политической повестки дня мистера Трампа в отношении Украины, являющейся параллельной по отношению к официальной политике внешнеполитического аппарата, сейчас находится в центре расследования в рамках импичмента, в ходе которого выяснится, руководил ли президент Соединенных Штатов процессом давления и поощрял ли своих подчиненных участвовать в давлении на нуждающегося в помощи союзника, для получения личной политическая выгоды для себя.

 В письме сотрудника разведки говорится о, по-видимому, крайне незавидном положении, в котором оказался специальный представитель США по Украине Курт Волкер.

 Цитирую письмо:

26 июля, на следующий день после звонка, специальный представитель США по переговорам в Украине Курт Волкер посетил Киев и встретился с президентом Зеленским и рядом украинских политических деятелей. Посла Волкера на его встречах сопровождал посол США в Европейском Союзе Гордон Сондленд. Основываясь на многочисленных отчетах об этих встречах, о которых мне рассказывали различные официальные лица США, послы Волкер и Сондленд, по сообщениям, давали советы украинскому руководству о том, как «ориентироваться» в требованиях, которые предъявлял президент (Трамп) г-ну Зеленскому.

 И далее:

Начиная с середины мая, я слышал от нескольких официальных лиц США, что они глубоко обеспокоены тем, что, по их мнению, мистер Джулиани обходил обычные процессы принятия решений в области национальной безопасности, чтобы непосредственно взаимодействовать с украинскими официальными лицами и быть коммуникатором между Киевом и президентом (Трампом). Эти официальные лица также сообщили мне, что:
• должностные лица Государственного департамента, включая послов Волкера и Сондленда, беседовали с мистером Джулиани в попытке «сдержать ущерб» национальной безопасности США; а также
• что послы Волкер и Сондленд в течение этого периода встречались с членами новой украинской администрации и, в дополнение к обсуждению вопросов политики, стремились помочь украинским лидерам понять и ответить на различные сообщения, которые они получали от официальных американских каналов с одной стороны, а от мистера Джулиани с другой.

 В пятницу днем председатели трёх комитетов Палаты Представителей – Адам Шифф (по разведке), Элиот Энгел (по иностранным делам) и Элайджа Каммингс (надзорный комитет) издали в рамках расследования, проходящего в связи с процессом импичмента Трампа, обязательную к исполнению повестку госсекретарю Помпео.

Повестка требует от Помпео предоставить до 4 октября множество документов, касающихся роли Госдепартамента в содействии незаконной «миссии» частного лица Рудольфа Джулиани в Украине и приостановки 18 июля военной помощи Украине.

Госсекретарь Помпео был также в отдельном письме уведомлен председателями трёх комитетов, что для дачи показаний в Палату Представителей будут вызваны посол Мари Йованович, посол Курт Волкер, помощник госсекретаря Джордж Кент, юридический советник Госдепартамента Ульрих Бренчбул и посол Гордон Сондленд. Все они упоминались в разном контексте в письме сотрудника разведки, с которого начался Юкрейнгейт.

• Как известно, Волкер в пятницу вечером, после получения повестки в Палату Представителей, подал в отставку.

Мое мнение об этом совпадает с мнением бывшего зам. министра обороны США Эвелин Фаркас, высказанное ею в эфире телеканала MSNBC в пятницу вечером и в субботу утром. Она очень положительно отозвалась о Волкере, сказала, что хорошо с ним лично знакома. В сложившихся условиях Волкер, очевидно, счел, что принесет больше пользы, если будет свободен от обязательств перед Госдепартаментом, когда будет давать показания в Конгрессе, где сможет рассказать подробно как обо всех деталях незаконных действий Госдепартамента по обеспечению поддержки незаконной деятельности Джулиани в Украине, так и о том, как эта деятельность отражалась и на политике США по отношению к Украине и на безопасности самих США.

 Что именно будут сейчас расследовать три комитета Палаты Представителей, говорится в заявлении их председателей Шиффа, Энгела и Каммингса и в их письме юридическому советнику Белого Дома Сиполлоне:

Растущее количество открытых данных свидетельствует о том, что в течение почти двух лет президент и его личный адвокат Руди Джулиани, по-видимому, действовали вне законных правоохранительных и дипломатических каналов, чтобы заставить украинское правительство провести два политически мотивированных расследования под видом расследования антикоррупционной деятельности. По мере приближения выборов 2020 года президент Трамп и его личный адвокат, похоже, усилили давление на украинское правительство и его юридическую систему с целью получения выгоды для предвыборной кампании президента Трампа, и Белый дом и Государственный департамент могли инициировать создание этой схемы.
Также недавно сообщалось, что администрация Трампа угрожает отказать Украине в помощи в сфере безопасности вопреки однозначному решению Конгресса. Комитеты будут расследовать, является ли это частью усилий президента Трампа по принуждению украинского правительства к проведению политически мотивированных расследований, в том числе в отношении бывшего вице-президента Джо Байдена и его семьи с целью получения выгоды для кампании по переизбранию президента Трампа в 2020 году.
Решение администрации Трампа отказать в жизненно важной помощи Украине в области безопасности является лишь последним из серии действий, которыми президент Трамп подрывает внешнюю политику США, чтобы удовлетворить Россию и поставить свои личные интересы выше национальных интересов.

 Председатели комитетов также требуют предоставления в их распоряжение Белым Домом до 16 октября всех документов и писем, составленных начиная с 20 января, касающихся предмета расследования и лиц, которых касается расследование (в списке упоминаются, в частности, Манафорт, Луценко, Лещенко, Ермак, компания Бурисма, Хантер Байден).

 Допросы вызванных свидетелей начнутся в комитетах Палаты Представителей уже на следующей неделе.

 Спикер Палаты Представителей Нэнси Пелоси заявила в пятницу в интервью телеканалу MSNBC , что своими действиями, нарушающими законы и подрывающими национальную безопасность США, Трамп не оставил никакого выбора Палате Представителей, кроме импичмента. Пелоси также призвала республиканцев поставить интересы страны выше интересов своей партии.

 Ну, и «на закуску». Как заявил в своем письме сотрудник разведки, Белый Дом старался скрыть детали разговора Трампа с Зеленским. Стенограмма разговора была строго засекречена, и с ней мог ознакомиться только очень ограниченный круг людей, в то время как обычно стенограммы разговоров президентов с главами других государств распространяются среди сотрудников Совета Национальной Безопасности (СНБ) и Госдепартамента, как минимум среди всех, чья работа связана с соответствующей страной. У стенографистов были отобраны все их записи, сделанные во время разговора, а файл с полной стенограммой разговора был помещен на сервер в СНБ, предназначенный для хранения особо секретных документов, доступ к которому из вне невозможен вообще, а в СНБ доступ к нему имеет считанное количество людей.

 Уже в пятницу несколько газет и телеканал CNN сообщили со ссылкой на независимые друг от друга источники в Белом Доме, что точно так с мая 2017 года поступают со стенограммами и рабочими материалами телефонных разговоров Трампа с путиным и МБС – наследным принцем Саудовской Аравии.

 Также в пятницу со ссылкой на свои источники в Белом Доме Вашингтон Пост сообщила, что на встрече с Лавровым и Кисляком в мае 2017 года в Овальном кабинете Трамп сказал, что не озабочен вмешательством рф в выборы 2016 года.


Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Берегите себя и своих близких.

Автор