Проблемы роста украинской экономики

Йож Туманный

Как известно, Порошенко – это негодяй, который несет ответственность за то, что в течении последних пяти лет украинская экономика не рванула вверх стремительным домкратом, а вяленько борсалась в багне и росла на скромные 2-3% в год. Ведь все знают, что для роста экономики нужна лишь политическая воля, а такую скучную фигню как базис для производства, кадры и ресурсы учитывают только всякие скучные порохоботы, которым, несомненно, шоколадный шакал отстегивает из своего кармана за то, что они сеют смуту в умах мудрого та працьовитого нариду (к счастью, эпоха бидности скончалась, и теперь-то заживем).

Скорбные умом либертарианцы (ничего не имею против этого направления – просто сегодня любой кухонный анархист именует себя либертарианцем) и передовые гении экономики любят постонать про ужасные налоги и вмешательство державки в дела бизнеса. Ведь это проклятое государство сдерживает неумолимый рост украинского экономического чудо-тигра, и если б не оно, мы б уже давно догнали и перегнали Сингапур и США вместе взятые.

Однако проблема роста украинской экономики намного глубже, чем просто хреновые законы или высокие налоги. Это – проблема комплексная, и решать ее надо комплексно, а не выдумывать очередную волшебную пилюлю (так в 90-е подобные реформаторы дрочили на Рынок, который придет и порешает все проблемы, только теперь вместо Всемогущего Рынка камлают на Всемогущий Бизнес). Да, наши законы и чиновники – действительно говно, но, к сожалению, даже самые лучшие налоговые условия и антикоррупционные чиновники не умеют творить чудеса, а чтобы наша страна развивалась столь же стремительно, как того хотят мамкины экономисты, нужно именно оно – чудо. А чудес не бывает.

Проистекает сия глупость человечья из того же источника, что и уверенность в том, что “политическая воля” решает все проблемы, а именно – из непонимания того, как вообще функционируют сложные социальные системы. В данном случае – как функционирует экономика общества.

Если говорить упрощенно, то в экономике существует два вида деятельности: производство чего-либо и паразитирование/симбиоз на производстве.

Например, условный Вася идет в лес, находит хорошее дубовое полено, вырезает из него птичку/мышку и загоняет на Ebay за сто баксов. Вася производит товар, и его доход обусловлен объемом и качеством производимого товара, минус издержки на производство. Назовем это “первичный труд”. Именно первичный труд является фундаментом экономики. Точно таким же “первичным трудом” является, например, выращивание и продажа картошки фермером Сашей или вытачивание гаек токарем Колей.

После работы Вася, Коля и Саша идут в стрип-бар, где перед ними за деньги трясет сиськами Катя. Вася, Коля и Саша, создавшие товары, оплачивают Катины услуги деньгами, которые получены от “первичного” труда. Если эти трое ничего не будут производить, то им будет нечего продавать. Если им будет нечего продавать, им будет нечем платить Кате. И потому даже если в месяц, тряся сиськами, Катя поднимает больше, чем эти трое вместе взятые, ее доход и труд вторичны для экономики. Если Вася, Коля и Саша закроют производство, то Кате придется либо трясти жопой за еду, либо переезжать куда-нибудь, где еще не перевелись Саши-Васи-Коли. Таким образом, Катино участие в круговороте денег можно назвать “симбиозом” – она помогает Саше, Васе и Коле получить психологическую разгрузку, после чего они могут эффективнее работать и больше/лучше производить (хотя бы ради того, чтобы почаще иметь возможность лицезреть Катю).

Тоже самое касается не только стриптизерши Кати, но и программиста Егора. Если господин Сунь Вынь на китайском заводе перестанет клепать микросхемы за еду, то Егор из крутого программиста станет никому ненужным мудилой, который умеет только кнопки давить (как правило, даже не зная как на аппаратном уровне работает его Мак/ПК). А сам господин Сунь Вынь, в свою очередь, зависит от производителей промышленного оборудования, которые через какое-то количество итераций зависят от Саш-Коль-Вась.

Можно, конечно, сказать, что Егор производит интеллектуальные продукты – говнокод или, там, чертежи, но без сложных средств труда (типа компьютеров или мобильных девайсов) Егор – никто, и звать его никак. Отправьте Егора на 50 лет назад – и where is your god now?

Так вот, если вы задаетесь вопросом, к чему это я веду, то вот вам ссылочка с ответом.

Абсолютное большинство наших молодых студентов хотят трясти сиськами за деньги сидеть в офисе, перекладывать бумажки и получать хорошие деньги. Но проблема в том, что молодых студентов много, а денег в стране больше не становится потому, что на сто тыщ молодых и перспективных в технические сферы, которые имеют непосредственное отношение к созданию “первичных” товаров, уходят считанные единицы.

Как я уже тыщу раз говорил, основа мощной экономики – товары с высокой добавочной стоимостью. Машины. Самолеты. Корабли. Компьютеры. Да даже если вы хотите производить еду с высокой добавочной стоимостью, вам нужны пищевые технологи, вам нужно оборудование и промышленность для его производства. И если у вас этого нет, на 10 заработанных у.е. вы вынуждены будете отдать 8 тем, кто их вам продаст. Все технически сложные изделия требуют хороших инженеров, умелых рабочих и, да, немного грамотного менеджмента.

У нас же все перевернуто. У нас бродят сотни тысяч менеджеров в поисках вакансий, где пятеро их будут командовать одним токарем. Наша пирамида производственной культуры перевернута вверх ногами. Неоткуда взять хороших металлургов – на металлурга идут учиться лохи. ТруЪ пацаны и девки идут на журфак. Неоткуда взять хорошего инженера – самые умные свалили на юрфак. И над ордами безграмотных специалистов реют стаи безработных, утративших все знания и навыки менеджеров.

И воспетые многими либеральные реформы решить эту проблему не в состоянии. Да, они ПОМОГУТ ее решению – бизнес сможет компенсировать низкое качество рабсилы низкими издержками на налоги и дешевое расширение производства, но реальный качественный скачок – это задача минимум 10-15 лет тяжелого труда.

Это изменение формата взаимодействия бизнеса и образования. Это изменения самой системы образования. Это изменение отношения людей к образованию. Это и реформа налоговой модели. Это реформа политической модели. Это миллион мелочей, которые необходимо сделать или учесть, чтобы на выходе через 10-15 лет получить стабильный и быстрый рост экономики и благосостояния.

И вот уже потом, да, нам понадобятся хорошие управленцы, грамотные журналисты и умные юристы, чтобы все это не просрать (потому что если юристов будет учить Портнов, а журналистов Лещенко, то мы получим просто десятки тысяч профессиональных б*ядей).

А пока у меня есть хорошие новости для выпускников всех этих важных и нужных факультетов: в Макдональдсе всегда есть вакансии. В IT, кстати, тоже, но туда, скорее всего, возьмут выпускников физмата. И ни Зеленский, ни Порошенко, ни Гриценко, ни Тимошенко эту проблему решить не способны, даже если полные штаны политической воли наложат.

Сложные систематические или, скорее, системные проблемы не имеют простых и односложных решений.


Антон Сененко

Який капець… (ляскає себе по писку)… Ой, яка дивина…
Вчора Semen Yesylevskyy звернув увагу на кількість заяв від абітурієнтів на ті чи інші спеціальності, де вони б мріяли навчатися.
Я ніц не коментуватиму.
Просто нависмикую цифєркі.

7 (прописом – сім) заяв подано на спеціальність Озброєння та військова техніка
26 – Гідроенергетика
275 – Авіоніка

36 811 (прописом – тридцять шість тисяч вісімсот одинадцять) – Менеджмент
46 881 – Філологія
50 385 – Право
20 694 – Психологія
19 165 – Економіка
22 100 – Журналістика

(витер кров з очей)

На фоні цих цифр 617 заяв на Фізику та Астрономію чи 858 на Прикладну фізику та наноматеріали виглядають жалюгідно.

Загалом же на Управління та адміністрування дуже хоче понад 90 тисяч діточок, а на всі Природничі науки – 11463.

Який капець… (знову ляскає себе по писку)…
Але переможемо.


Рейтинг спеціальностей за кількістю поданих заяв

Інформаційною системою «Вступ.ОСВІТА.UA» складено проміжний рейтинг спеціальностей за кількістю поданих абітурієнтами заяв.

Автор