Еще раз немного о Зе президенте
Идея предложить народу составить программу – это не то чтобы совсем уж идиотизм. В теории. Подобный подход может быть чем-то вроде соцопроса без заранее заданных вариантов: напишите, мол, что вас беспокоит или не устраивает в нынешнем положении. Потом эти ответы необходимо собрать, проанализировать и на их основании сказать, мол, смотрите: мой электорат ожидает от меня изменения налоговой системы и реформирования судебной системы. Потому я буду за НнВК и обещаю подать закон о выборности судей.
Но для того, чтобы эти данные собрать, проанализировать и родить план действий, нужны внятные и конкретные пожелания людей. А электорат Зеленского, отвечая на вопрос “Что вы хотели бы поменять?”, отвечает “Фсё! И еще хотелось бы денег побольше, красный галстук, барабан и щенка-бульдога!” Потому что народ мыслит лозунгами. А мыслит он так потому, что его приучили, что политика – это когда один дядька вылазит на трибуну и лупит другого дядьку по лысине башмаком, завывая про народное счастье. И кто же его приучил? Сюрприз – наша “пресса”, которая хоть и называется четвертой властью, но по сути является продажной девкой, и тоже привыкла штамповать броские заголовки-лозунги, за которыми в лучшем случае пустота, в худшем – джинса.
То есть, представьте себе, что нашим гражданам на референдум вынесли вопрос “Давайте мы всем будем платить 200 баксов (в гривневом эквиваленте, разумеется) просто так”. Они бы не только “за” проголосовали. Они бы потом своего благодетеля на руках носили и памятники ему бы ставили (как, например, некоторые до сих пор с придыханием вспоминают “юлину тысячу”, да). И когда эти 200 баксов превратятся в фантики – у них нихрена в голове не срастется, и винить они будут того, на кого укажет Благодетель. Агенты Иммануэля Гольдстейна повсюду, да. А вот граждане Швейцарии в свое время на подобный вопрос ответили “нет”, хотя речь, кажется, шла о 2 тысячах евро. Потому что они не лозунгами мыслят, а обдумывают подобную инициативу и ее последствия. И живут они, соответственно, получше нас.