ДемОрда: от ГОшки к политической партии
1. Меня заставили написать этот пост.
2. Смотрите. Мы, конечно же, невероятно благодарны вам всем за то, что помогаете ДемОрде, и с вашей помощью и поддержкой мы неуклонно движемся к капитализму и внедрению grassroots fundraising, как альтернативной форме финансирования партий, отличной от традиционной babushka fundraising.
Но, возможно, у некоторых из вас, я это иногда замечаю в комментариях, хотя и нечасто, возникает некоторое недопонимание того, что именно вы так задорно финансируете, обгоняя график.
Напоминаю, дорогие друзья. Вы финансируете политическую партию. А политическая партия имеет ряд важных отличий от всего того хорошего, что вы могли бы профинансировать, вроде вечеринки в ночном клубе, девочки по вызову, хорошего стейка или Громадськой Организации.
И отличия эти грандиозны.
Природа политических партий такова, что они привязаны к электоральным циклам. Политика в демократических странах устроена по принципу электоральных циклов. Это важнейшее, фундаментальное отличие политики от вечеринки, стейка и ГОшки. Запомните его, пожалуйста. Из него всё проистекает.
ГОшка функционирует методом «соберём приятных нам людей для достижения некой узкой цели и будем интересно и увлекательно проводить время за всё хорошее, если повезёт, подадимся на грант, проведём уличные акции в костюмах, как максимум – займёмся лоббизмом, но будем называть его адвокация, потому что лоббизм это плохо, а адвокация хорошо» (от создателей «всё, что нам нравится – это политическая необходимость, всё что нам не нравится – это договорняк»).
ГОшка не интересуется избирательными циклами, ГОшка не интересуется конъюнктурой, ГОшку одинаково интересует и результат, и процесс. Более того, в ряде случаев процесс становится настолько увлекательным, что подменяет собой результат. Примеров тому множество, но я пишу этот текст не для того, чтобы указать на проблемы. Наоборот, мне очень нравятся ГОшки, я им страшно завидую, потому что они не несут ответственности за результат. Адвокация – это когда ты стоишь под окнами и бьёшь в большой барабан, а за результат несёт ответственность тот политик, под чьими окнами ты стоишь. Принято – это ты молодец, что бил в барабан. Не принято – это политик козёл, что ничего не принял. Мы прокукарекали, а там хоть не рассветай.
У политика совершенно другой массив проблем. У политика есть свой электорат. Это не общественный активист под окнами. Это люди, которые за него голосуют. Это очень много людей, огромное количество, десятки и сотни тысяч людей. То есть это плебс, люди, в большинстве своём никак не включённые в сложные политические процессы, не интересующиеся экономикой за пределами понятия «цена на картошку», крайне недовольные всем, очень легко внушаемые и постоянно находящиеся под воздействием сразу нескольких каналов пропаганды. Политик обращается не к тебе. Политик обращается к массам.
К счастью, они голосуют не каждый божий день, а только раз в пять лет, поэтому время от времени политик может себе позволить принимать и антинародные законы, идущие вразрез с требованиями электората. Это время обычно находится в самом начале после выборов, и именно в это время принимаются все те реформы, благодаря которым мы ещё не сдохли.
Но речь не об этом. Речь о том, что в голове у политика и в штабе политической силы всегда имеется стратегия. Эта стратегия заключается в том, что нравиться надо в первую очередь своей целевой аудитории, а совсем не всему населению страны. Эта стратегия заключается в том, что интересами любого человека можно пожертвовать, если они вступают в конфликт с интересами целевой аудитории. Эта стратегия заключается в том, что главная задача – выигрывать выборы и получать власть, чтобы потом уже распоряжаться ею в рамках достижения конечной цели. Эта стратегия заключается в том, что время является конечным ресурсом, и часики тикают неумолимо, и колокол прозвенит в день выборов, и надо до этого времени успеть собрать все деньги мира и потратить их на всю возможную агитацию среди своей целевой аудитории, а совсем не сделать все добрые дела, которые тебе предлагают.
В этом главное отличие партии от ГОшки. Партия бессердечна и всё время ведёт войну. Она точно знает, что каждое сделанное дело – это потраченные время и деньги. И она оценивает потраченные время и деньги не по принципу «сделали ли мы этим поступком мир лучше», а по принципу «приблизил ли этот поступок нас к победе на выборах? Не было ли поступка, который мог бы обеспечить нам аналогичный электоральный результат быстрее и дешевле?»
ГОшка – это инструмент по превращению времени и денег в добрые дела.
Партия – это инструмент по превращению времени и денег в голоса.
Любая партия. Хорошая или плохая. Финансируемая одним олигархом или финансируемая ста тысячами донаторов.
Мы строим политическую партию на принципах grassroots, широкого представительства интересов донаторов в партии. Поэтому я вынужден рассказать вам, за что вы платите. Вы – мой инвестор. Если бы ДемОрда финансировалась олигархом, я рассказывал бы это ему у него в кабинете. ДемОрда финансируется фейсбуком, поэтому я рассказываю это фейсбуку.
Инструментом ГОшки для изменения вселенной являются акции и адвокация.
Инструментом партии для изменения вселенной являются подача законопроектов и обеспечение достаточного количества голосов за их принятие.
Вам могут нравиться наши уличные акции. Могут нравиться наши совместные пьянки. Могут нравиться наши партийцы и их деятельность. Но.
Но, с точки зрения политической партии, всё это просто промежуточные инструменты, которые ей нужны для того, чтобы выиграть выборы, пройти в Верховную Раду и начать подавать законопроекты. Потому что задача партии – изменять страну путём законотворчества. Подавать и принимать законы. Всё остальное – просто агитационная деятельность, призванная привлечь целевую аудиторию партии к голосованию за эту партию.
Я уверен, что вам не нравится кто-то в ДемОрде. Это самый частый комментарий «там в основном хорошие люди, но я не понимаю, что среди них делает *вставьте свой вариант*». Известно, что делает. Работает с той целевой аудиторией, в которую вы не входите.
Уверен, что вам не нравятся какие-либо люди в нашей команде. Уверен, что некоторым людям в нашей команде не нравятся какие-либо другие люди в нашей команде. Но каждый человек в нашей команде – это, с точки зрения политической партии, не комплексная личность со своим внутренним миром, системой взглядов, цветом глаз и перхотью. Это инструмент. Я – инструмент. Швец – инструмент. Гудыменко – инструмент. Каждый из министров – инструмент. Мы собрались в механизм, понимая, что мы больше не люди, мы теперь политические фигуры, детали политического механизма. У каждого из нас есть свой комплекс задач, каждый из нас его выполняет, выполнение этих задач приводит к привлечению всё нового и нового электората и приближению того Judgement day, когда станет ясно, может этот политический механизм выполнить поставленную перед ним задачу или не может.
Поскольку, как люди, мы видим задачу партии в изменении целого ряда принципов политического устройства в Украине, мы изо всех сил стараемся сократить влияние каждой отдельной личности на общепартийный рейтинг. Мы стараемся быть партией идеологии, а не партией личностей. Мы не пиарим верховного вождя, мы разделили ответственность между орккомитетом, мы взяли заведомо завышенное число министров – больше необходимого. То есть каждый из нас яркий, как взрыв в сортире. Но мы стараемся брать разных людей с краёв доступного нам идеологического спектра, чтобы один человек не мог переломить курс и потащить всех в свою сторону, чтобы программа была первична, а люди вторичны.
В Республиканской партии США, которая является для нас извечным примером для подражания, половина партии ненавидит президента от их собственной партии. Но он всё равно выиграл. И я вполне допускаю, что и он в свою очередь очень хотел бы вести себя гораздо отвязней, чем он вынужден вести себя сейчас. Но он не может. Его держит политический механизм. В Украине нет такого политического механизма, всё держится на доброй воле нескольких человек, если эти люди изменятся, или эта добрая воля изменится – весь курс страны может развернуться на произвольное количество градусов в произвольном направлении. Нас это совершенно не устраивает. Мы пытаемся построить такую структуру, в которой воля одной личности никогда не сможет быть определяющей. Это длительный, утомительный, страшно раздражающий политический процесс.
И именно этим он отличается от процессов, происходящих в ГОшке.
В Громадськой организации всё движется туда, куда всем хочется.
В ДемОрде всё движется туда, куда никому не хочется, но в программе партии написано, что надо именно туда.
Но есть и хорошие новости. Мало, но есть.
Выборы – это гонка. А в гонке не надо бежать хорошо. В гонке надо бежать быстрее других. То есть перед нами не стоит задача прямо завтра построить именно ту хорошую партию, о которой вы мечтаете или мы мечтаем. Перед нами стоит задача в день выборов для избирателя в кабинке оказаться лучшими из худших. Победа не абсолютна, а относительна, и присуждается относительно других участников гонки. Это наблюдение является очень важным для понимания нашей деятельности. Мы не пытаемся вам понравиться вообще. Это невозможно. Мы пытаемся вам понравиться по сравнению с остальными. А это уже вполне реально.
P.S.: Деньги сдавать сюда.
Хороший пост (см. выше пост Alex Noinets – ред). Мастрид.
Я несколько раз писала о том, почему сейчас и в обозримом будущем для Украины вредна парламентская республика: потому что парламентская республика без политических партий (вместо которых нам парят политпроекты, завязанные на интересы владельцев) – это Закрытое Акционерное Общество “Украина”.
Пост Александра освещает эту тему с другой стороны. Он о том, что из себя представляет политическая партия (не проект), где место идеологии, а где – интересам участников. И так далее. Обязательно прочитайте.
Я знаю, что у части моих френдов и подписчиков настороженное отношение к ДемОрде. В данном случае это неважно. Меняйте мысленно в тексте “ДемОрда” на “Просто партия”, текст от этого не проиграет – он о подходах, а не о ДемОрде.