Человечество придумывает много всяких разных проектов

Антон Швец

Самые безумные это, конечно, астроинженерные проекты – орбитальные лифты, двигатели Шкадова, все варианты “сфер” Дайсона и так далее. В принципе они абсолютно нереалистичны при современном уровне технологий и потому не опасны. Это детские мечты человеческой цивилизации. Человечество мечтает о том, что сделает, став взрослым, и когда человечество вырастет, оно будет вспоминать эти мечты так же, как вы вспоминаете свои детские страхи и желания. Снисходительно и с улыбкой.

Так что астроинженерные сооружения это круто. Фантасты фантазируют, математики считают, инженеры прикидывают, экономисты подбивают бюджет. Вреда никакого, одна научная польза, и сценаристам надо меньше кокаина нюхать, если необходимо подарить зрителю что-нибудь забористое.

Из масштабных проектов есть еще терраформирование других планет. То же самое. Весело, занятно, интересно и безопасно. Инженеры, биологи и экологи ломают копья, но Марс от нас по-прежнему так же далек, как и Нептун. В смысле, теоретически Марс-то ближе, а по факту что туда, что туда за полвека человеки не долетели. Ну, или автоматические базы не долетели. Максимум что, можем вести разведку с Земли зондами.

Совсем другое дело, когда терраформирование решают провести на Земле. Понимаете, мы не можем жить на Венере или Марсе, что так, что эдак. Если на этих планетах нет никакой жизни (погибших цивилизаций и всякого такого), а на Земле делать будет уже нечего, то нет никаких проблем (кроме эстетических и, может, моральных), чтобы заняться терраформированием любой удобной планеты или спутника. В самом крайнем случае, в случае провала, вы не сможете жить на Марсе или Венере, но вы там все равно жить не можете. А в случае с Венерой дожди из серной кислоты и температура расплавленного свинца на поверхности так вообще намекают на то, что возражать против терраформинга этой планеты будут только уж очень экзальтированные персонажи.

С Землей все не так.

Конечно, несбалансированность и рандомность рельефа, распределения ресурсов и всякого такого давно печалит смелых теоретиков на нашей планете. Но сваливать отсюда нам некуда. С большим трудом мы доползаем на орбиту и всё. Планета одна. Другой нет. Живет на ней уже дохрена людей, а будет больше, и каждый, как мы помним, – отдельная вселенная, и каждого жалко. И испортить жизнь миллионов не так-то сложно, на самом деле.

И тем не менее с завидной регулярностью какая-нибудь светлая голова придумывает очередной проект. То Атлантропа, то Сахара покоя не дает – давайте уже наконец туда втулим солнечную электростанцию, забыв, что Мир Маргариток не прощает ничего.

Вы смеетесь с советского поворота рек? Китай сейчас фактически проводит точно такой-же проект. Переброс воды Юг-Север. Конечно, Китай реализует его в урезанной форме – это просто цепь каналов общей стоимостью в полсотню миллиардов долларов.

Додуматься пускать при помощи гидросооружений целые реки вспять, как на проекте “Анти-Иртыш”, в Китае, к счастью, не смогли. Причем у советского проекта еще какая-то там окупаемость была посчитана. Представляете гнать воду ВСПЯТЬ по реке и потом дальше по цепи плотин при помощи гидроузлов, насосов через ПОЛОВИНУ КОНТИНЕНТА, БЛД, и прибыль какая-то должна быть, ага.

Опять же, это уже СССР времен затухания. Реализовать бы не реализовали, но нагадили бы немало. Объем работ был такой, что выемку грунта предполагалось проводить малыми ядерными взрывами.

Ну, в общем опасные планы, опасные эксперименты, не такие мы еще хорошие инженеры и экологи, чтобы просчитать последствия настолько глобальных проектов. Нам потребовалось полвека, чтобы понять взаимосвязь повысившейся сейсмической активности и появления водохранилищ. Не пришло еще время переделывать планету под свои нужды настолько радикально. Еще десять тысяч лет нас хватало на завалить мамонта или устроить лесной пожар. Мы, возможно, слишком спешим.

Я тут это всё к чему.

А возможность смотреть фотографию котика в любой точке земного шара благодаря всемирному интернету, как вы думаете, стоит того, чтобы наглухо засрать орбиту?

Автор