Суровые будни реформаторов

Дмитрий Левинский

А вот представьте себе, что вы премьер-министр. И есть у вас государственная мегакорпорация. И есть директор этой гипотетической государственной корпорации. Которая занимается выпуском робособак, например. И у вас в подчинении несколько тысяч заводов разного калибра по всей стране, объединённых в холдинги по территориальному принципу. А некоторые заводы имеют отдельный статус, так как производят эксклюзивных робособак, с такими функциями, которые большая часть делать не может.

И вот стоит перед вами задача закупать импортные комплектующие для ваших заводов.

Вот раньше было как: собирался совет директоров вкупе с техническими специалистами, определял потребность в комплектующих, организовывал тендеры и все это закупал на центральные склады. А потом по логистической цепочке это растекалось по локальным заводам. Только вот беда – тендеры были не очень прозрачными, часто их выигрывали фирмы-прокладки с заведомо завышенными ценами. Но потом у государства появился такой замечательный механизм, как прозорро. Не идеальный, но существенно повышающий прозрачность тендеров. А ещё децентрализация подкралась, дающая большую финансовую автономию территориальным объединениям. И территориальным концернам вроде бы тоже дали большую автономию, и представители территориальных объединений получили право контролировать и управлять локальными концернами или отдельными заводами.

Казалось бы, это же круто – теперь заводы не будут так зависеть от центра, смогут сами закупать то, что им нужно, громада все это сможет контролировать и уже не пенять на абстрактных коррупционеров, если что-то пойдет не так. Появится возможность оперативно разбираться с местными коррупционерами.

Но не тут-то было! Центральный директорат решает не давать концернам такую возможность. И более того, включает в процесс международных посредников. И по условиям контрактов тендеры становятся вообще закрытыми. А поставки комплектующих начинают замедляться, становятся нерегулярными настолько, что некоторые заводы начинают простаивать.

Дальше – больше. Вместо того чтобы расширить финансовую автономию, следуя идеям децентрализации, директорат решает лишить местные громады тех бюджетных средств, которые шли на обеспечение локальных концернов и замкнуть все на себя. Особенно это коснулось заводов «первой линии», принимающих на себя до 70% всей производственной нагрузки.

Вкратце мотивы директора просты:

  1. Громады не смогут контролировать процессы.
  2. Прямые закупки комплектующих – зло.
  3. Свободный рынок робособак не нужен.
  4. Стоимость робособак, производства робособак и уровень зарплаты рабочих определяется центральным органом власти.
  5. Страхование рисков не нужно.
  6. Никаких прав у работников нет.
  7. Все работники – по умолчанию коррупционеры.

А теперь давайте вместе подумаем, как же выйти из производственного кризиса? И самое главное – как сделать так, что бы импортные комплектующие приходили вовремя и в должном количестве?

Автор