О разном восприятии войны

Виктор Федорончук

По следам сегодняшних баталий в ФБ. Некоторый анализ с точки зрения психолога.

Скажите себе “Война на востоке Украины” и… что увидели/почувствовали?

Именно – не подумали, а почувствовали?

Или увидели как символ, как картинку, как самое яркое воспоминание?

Да, вначале появляется картинка, символ, боль… И только потом подтягиваются мысли – как рационализация боли, которую несут в себе эти картинки/символы/воспоминания/ощущения.

Еще позже появляются описания войны в словах и понятиях и только в самом конце – всплывают общепринятые и официальные трактовки этой войны.

Так действует человеческая память. Это просто разные уровни осознавания одного и того же события – от простейшего до самого сложного.

Самое интересное, что общепринятые трактовки символов и картинок, в образе которых человеческое сознание каждого конкретного человека кодирует воспоминания – могут весьма различаться у разных людей. Этот процесс не управляется человеком. Обычно память привязывается к самому сильному переживанию и увязывается с текущей картинкой, которую человек наблюдает в момент такого переживания.

Если же у человека на фразу «Война на востоке Украины» включаются в первую очередь умственные описания и официальные трактовки, то это значит только одно – человек сформировал отношение к войне только в уме, на основе определенной информации, но никак не впустил на более глубокий уровень – уровень сопереживаний.

Это не плохо и не хорошо – каждый выбирает свою степень соучастия и сопереживания. И выбирает неосознанно, и на это выбор влияет множество факторов, большинство которых просто не поддаются осознанному контролю.

Так вот в эти дни в уютном сообществе порохоботов два дня бушует эпический эпик-фейл насчёт того, как правильно называть эту войну. Я пропустил первый день этой заварухи, но постарался разобраться в причинах такого накала страстей и заодно внимательно следил за отдельными сражениями сегодня.

В чём основная причина отсутствия взаимопонимания?

В том, что каждый пытается смотреть на ситуацию через призму своих личных символов восприятия войны и со своего текущего осознавания. Это не так страшно, как то, что некоторые пытаются навязать именно свои личные символы другим, как эталон восприятия.

Дискуссии на эти практически бессмысленны – в дискуссиях человек может в некоторой мере поменять свои убеждения, но не символы, в которых записана память и переживания. Так что диспутьер максимум что может получить – это ощущение собственной правоты и не более того.

Я к чему веду.

Одним из сильнейших катализаторов «внутрисемейной» ссоры в обществе порохоботов в отношении публикации Андреева насчет «как называть войну» был вот такой комент блогера Дубянской Ирины.

Блюстители чистоты нравов и ювелирной точности формулировок в этом увидели чуть ли не государственное предательство, зраду и позволили себе излить чашу яда и ведро обструкций на человека, который по их мнению посмел в чём-то согласиться с их идеологическим врагом.

Что же на самом деле произошло? Где зрада? Разве в сообщении есть факт согласия с тем, что война «гражданская»?

Ирина здесь проявила не более чем свое согласие на уровне внутренних психических символов, которые всплывают из памяти при слове «война на Донбассе», которые у Андреева и Ирины и еще многих и многих людей из оккупированных территорий совпадают.

Давайте представим на минуту, как война и оккупация ворвались в жизнь украинских патриотов на Донбассе: нормальная человеческая жизнь, у кого-то лучше, у кого-то хуже, у Ирины, например, хорошо развитый и налаженный небольшой бизнес. Потенциальные враги и предатели Украины особо себя ничем не проявляют.

И тута оп – всё меняется, еще вчера те, кто ходили и заискивающе выпрашивали гривну на выпивку и на сигареты, сегодня с георгиевскими лентами, с автоматами наперевес заявляются и на правах новых хозяев жизни отжимают твой бизнес, твой дом, грозятся убить и вынуждают всё бросить и бежать в свободную Украину.

Скажите, в восприятии такого человека война будет в каких картинках и символах?

В образе рашистских танков?

Или в образе твоих сограждан, соседей, желающих уничтожать всё украинское и тебя лично?

На уровне таких внутренних символов конфликт воспринимается как гражданский? Или как межгосударственный?

Да, человек – существо по определению разумное, но вот уровень этой разумности весьма сильно отличается у каждого отдельно взятого человека. И суть этой разумности лежит в способности обобщать, выходить за пределы текущего восприятия, видеть причины и следствия события. Чем разумнее человек, тем выше степень реализации такой способности. Тем выше, глубже, объемнее степень понимания происходящего.

На примере Андреева мы видим, что человек выше уровня своих личных символов не способен подняться, или не желает (что на самом деле одно и то же) и делает глобальный вывод о том, что конфликт гражданский.

Переубедить его практически нереально, так как уровень его восприятия позволяет ему «видеть и переживать» только этот свой символ, и уровня сознания не хватает подняться на более высокий уровень и «увидеть»/осознать более глобальные причины конфликта. Поэтому во что упирается его внимание – то и для него реально. Этот же низкий уровень сознания вполне проявляется и в его методах дискуссий, то есть – неспособность вести эти самые дискуссии цивилизовано.

Ирина в своем коменте подтвердила то, что на уровне символов восприятия войны эти символы у Андреева и Ирины весьма близки, как и у многих жителей Донбасса – патриотов Украины.

Только и всего.

Но если Андреев на этом уровне в своем развитии и понимании остановился, то Ирина неоднократно демонстрирует понимание сути настоящих причин и виновников войны и никогда этого не скрывает.

Неадекватное поведение обвиняющих и оскорбляющих в том, чего на самом деле не было сказано – это в первую очередь проявление пресловутого ПТСР – посттравматического синдрома, который пережили украинцы вследствие войны, оккупации и вынужденного переселения.

Немотивированная и неадекватная агрессия – это попытка сбросить накопившееся внутреннее напряжение от постоянного подавления сильного стресса и взаимосвязанных с ним эмоций и переживаний. Здесь уже не столько важен сам повод для «гневной» реакции, как наличие любой причины для повода.

Так что мой совет: вместо того, чтобы принуждать других менять свою точку зрения и вести себя согласно собственных представлений и агрессировать на несогласных с вами – посещайте лучше психолога или проходите специальные курсы для проработки своего ПТСРа. Его отрицание в себе – это тоже одно из сопутствующих состояний любого ПТСР.

Взаимоотношения с настоящими врагами нужно совершать с позиции холодного разума и спокойствия, а не злости и ярости, затуманивающих сознание и ум. В этом состоянии легко спутать врагов и друзей и выплеснуть свою агрессию на друга.

Чистого сознания и хладнокровия вам.

Автор