Черноморский флот бежит в Каспийское море

Олександр Коваленко

В не таком уж и далёком 2023 году, 4 августа, я, зная, что меня читают российские пропагандисты и так называемые “военкоры”, написал короткий пост с простым предложением, констатацией факта:

“Просто российскому командованию следуют понимать, что даже вывод их флотилии из экстремального Севастополя в Новороссийск не спасёт ситуацию, поскольку воды у этого порта так же не безопасные. В Каспий. Пока не поздно, все в Каспий!”.

Прошёл почти год, прежде чем до российского командования стало доходить, что Чёрное море для их флота, а по состоянию на сегодня уже даже флотилии, максимально небезопасное место, и единственный выход сохранить в целости и сохранности оставшиеся корабли – выводить их в Каспийское море.

В конце апреля этого года в Новороссийске, куда был выведен основной боевой состав ЧФ РФ, было зафиксировано странное оживление вокруг двух малых ракетных кораблей проекта 22800 “Каракурт”, а именно: “Амур” и “Туча”. Согласно предварительной информации, “Амур” и “Туча” готовились к переброске внутренними водами России в Каспийское море на судостроительный завод в Зеленодольске (Татарстан).

Вероятнее всего, это было обусловлено тем, что достройка этих двух МРК на заводе “Залив” в Керчи, на временно оккупированном полуострове Крым, представлялась небезопасной.

В ночь на 19 мая украинская армия нанесла ракетный удар по Севастопольской бухте – Куренной пристани, где был уничтожен МРК проекта 22800 “Циклон”. Это был последний представитель данного проекта в Чёрном море, поскольку на тот момент было подтверждено, что “Амур” и “Туча” были перебазированы в Каспийское море, а именно: один зафиксирован в Махачкале, другой – в Каспийске.

Таким образом, можно говорить о том, что Россия начала эвакуацию своего флота (флотилии) в Каспийское море. Да, не в полном составе, да, первоначально недостроенные МРК, но осознание безысходности нахождения в Чёрном море и отсутствия возможности противодействия украинским средствам поражения у российского командования уже наступило.

Проект 22800 и его беды

Для понимания того, что было перемещено в Каспийское море, думаю, стоит описать сам проект малых ракетных кораблей типа “Каракурт” проекта 22800.

Дело в том, что история развития данных кораблей началась с санкций… С санкций, которые ввела Украина в 2014 году против России, прекратив поставки двухвальных газо-газотурбинных установок ГГТУ-М7Н1 производства “Зоря — Машпроект” для фрегатов проекта 11356Р “Буревестник”. Это поставило крест на проекте, в результате чего три корабля так и не были достроены, а в последствии корпуса были проданы Индии с болезненной скидкой.

Неспособные заменить украинские ГГТУ-М7Н1 российские корабелы пришли к решению запустить серию малых ракетных кораблей, которые количественно должны были бы компенсировать нехватку “Буревестников”, и таковыми стали “Каракурты”.

Согласно проекту, “Каракурт” – это корабль 3-го ранга, полным водоизмещением 870 тонн и обладающий огневым потенциалом из 8 крылатых ракет морского базирования “Калибр” либо противокорабельных П-800 “Оникс”.

Но получилось так, что строительство даже этих кораблей давалось России с большим трудом и через громкие скандалы.

Производство силовых установок для “Каракуртов” было возложено на ПАО “Звезда”, которое сразу же взялось производить дизельные двигатели М507, но в темпе – 1 силовая установка в год! В результате, МРК проекта 22800 строились на верфях АО “Ленинградский судостроительный завод “Пелла” быстрее, чем ПАО “Звезда” выпускала силовые установки, а двигатель М-507Д-1 был запущен в тестовом режиме только 27 сентября 2018 года. Тогда же, в 2018 году, судостроительный завод “Пелла” подал иск в суд на ПАО “Звезда” на сумму 513,6 млн рублей с претензией об отсутствии поставок дизельных двигателей М-507Д-1-О1-ОМЗ и генераторов ДГАС-315.

Собственно, для “Каракуртов” путь оказался и близко не простым в вопросах производства. Но что до их появления в Каспийском море и в целом перспективы перевода Черноморской флотилии?

Каспийское море не резиновое

Российская Каспийская флотилия на сегодняшний день представлена боевыми кораблями максимальным водоизмещением до 2 000 тонн и базируется в основном в Астрахани и Махачкале, а также перспективном Каспийске. В свою очередь, корабли водоизмещением 2 000 тон испытывают проблемы при оперировании в водах Каспия. К таковым относятся уже базирующиеся в Каспийском море проекты 11661К “Гепард”, и даже проект 21631 “Буян-М” испытывает относительные трудности. Не критические, но всё же.

По этой причине “Каракуртам” будет некомфортно в Каспийском море как полноценной боевой единице, и их нахождение там, прежде всего для достройки, а также временного базирования, но без перспективы долгосрочного либо постоянного размещения.

Это же касается и кораблей 2-го ранга Черноморской флотилии – класса корвет и фрегат. Все они водоизмещением 2-3 тыс тонн, а потому нахождение их в Каспийском море в качестве активной боевой единицы вызывает вопросы.

Каспий вполне может стать для российской черноморской флотилии убежищем, причём надолго. Но при этом следует понимать, что использование Россией Каспийского моря как убежища для своих кораблей автоматически повышает её ударный потенциал в регионе.

Да, фрегат водоизмещением в 3 тысячи тонн в северной части Каспия выглядит как слон в посудной лавке, но эти “слоны” обладают дальнобойным ракетным вооружением – КРМБ “Калибр”. Ракета не выдающаяся, современное ПВО её перехватывает с высокой эффективностью, но факт остаётся фактом. При перемещении черноморской флотилии в Каспий, единовременный ракетный залп уже Каспийской флотилии может возрасти до полусотни и более. И в то время, как для Украины это будет облегчением, в Каспийском море это может вызвать дисбаланс сил и средств среди стран акватории.

В этой связи для региона всё более актуальными могут стать комплексы противокорабельной береговой обороны, прибережная ПВО, и, не исключаю, что не безынтересным станет опыт доминирования Украины в Чёрном море посредством морских дронов.

Когда одна из сторон, даже, на первый взгляд, демонстрирующая миролюбие, но начинает доминировать в военном плане, к её чрезмерному “миролюбию” всегда следует относиться с опаской и готовностью. А в Каспийском море именно такая ситуация и начинает вырисовываться.

Опубликовано на minval.az

 

Фото: СМИ страны-агрессора

Автор