Новости из США. Главное к концу недели, 9 декабря 2023 года

Ігор Айзенберг

Слава Україні!

Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!

Солидарность и сочувствие всем израильским друзьям и всем людям в Израиле.

Сегодня в выпуске:

  • Что будет с законопроектом, выделяющим ассигнования на помощь Украине, Израилю и Тайваню
  • Республиканская партия: сегодня и завтра
  • Трамп и НАТО

▶ После того как все 49 республиканских сенаторов заблокировали принятие законопроекта о неотложных дополнительных ассигнованиях для обеспечения национальной безопасности США, предложенного Белым Домом и включавшего $61 миллиард на помощь Украине, $14 миллиардов на помощь Израилю, $14 миллиардов на усиление безопасности на южной границе США, а также ассигнования на помощь Тайваню и на модернизацию производственных мощностей подводного флота США, этот законопроект повис в воздухе.

Как сообщается, та же группа из шести сенаторов (по три от каждой из партий), которая пыталась найти компромиссный вариант законопроекта, продолжает эти попытки. Но чем и когда могут закончиться их переговоры, неизвестно. Поэтому прогнозировать, что будет дальше с законопроектом, невозможно.

Не дайте себя обмануть: этот законопроект заблокирован республиканской, именно республиканской партией. Заблокирован, поскольку условием принятия этого законопроекта республиканцы поставили внесение изменений в законы об иммиграции. Основные из их требований:

    • запрет людям, перешедшим нелегально границу США с Мексикой, являющимся гражданами третьих стран, просить убежище или статус беженца в США;
    • отмена права президента предоставлять временное убежище с правом на работу иностранным гражданам (например, на основании этого права президент Байден утвердил программу приема в США 100 тысяч беженцев из Украины);
    • ужесточение условий, на основании которых можно просить убежище в США;
    • интернирование с содержанием под стражей просителей убежища на период рассмотрения их просьб.

Вновь повторю: не дайте себя обмануть. Речь идет совершенно не о финансировании охраны границы, как абсолютно ошибочно считают многие комментаторы, например, в Украине. Деньги на значительное увеличение числа пограничников, таможенников, офицеров и юристов иммиграционной службы, на строительство забора на границе и установку технических устройств наблюдения предусмотрены проектом отклоненного республиканцами закона. Это все их не интересует. Как не интересует их на самом деле и усиление борьбы с ввозом в страну наркотиков через южную границу. По данным министерства внутренней безопасности, наркотики в США ввозятся не нелегальными иммигрантами, переходящими реку Рио-Гранде, а в тайниках, оборудованных в машинах, пересекающих границу в пунктах пропуска. И именно для того чтобы увеличить эффективность обнаружения этих тайников, Белый Дом попросил Конгресс выделить деньги на увеличение штата таможенной и пограничной служб, на улучшение их технического оснащения. Но эти ассигнования заблокированы республиканцами вместе с помощью Украине, Израилю и Тайваню. Их интересует совершенно другое: закрытие возможностей для въезда в страну для «небелых» иммигрантов из Сальвадора, Никарагуа, Гватемалы, Гаити и Венесуэлы. Поскольку такое закрытие понравится «белым разгневанным мужчинам» из провинции – ядерному электорату республиканской партии. Этого республиканцы пытаются добиться уже много лет. И такое закрытие является одним из основных обещаний кумира их ядерного электората – Трампа.

Не дайте себя обмануть и еще в одном. Демократы абсолютно никак не могут рассчитывать на то, что иммигранты нужны им, чтобы за них голосовать. Те, кто получают в США убежище, голосовать не могут. Просто потому, что не являются гражданами США. Более того, для людей с таким статусом не предусмотрен какой-либо путь для получения гражданства США даже в отдаленном будущем. Убежище с правом на работу большинству людей дается вообще на какой-то оговоренный ограниченный срок, не навечно.

Для демократов это важно, поскольку голосующая за них либеральная Америка считает, что США должны ставить права человека на первое место и должны рассматривать в индивидуальном порядке все просьбы о предоставлении права на убежище и предоставлять его тем, кто его заслуживает.

Вот что важно понимать. Для поиска компромисса, чтобы принять этот законопроект, остается довольно мало времени. Не потому, что Конгресс вскоре уйдет на рождественско-новогодние каникулы. Он с них вернется уже 2-3 января. Дело не в каникулах. Дело в том, что когда в феврале начнутся республиканские праймериз, на которых с очевидностью начнет побеждать с большим преимуществом в одном штате за другим Трамп, республиканцы в Конгрессе, даже те из них, кто считаются умеренными, будут панически бояться делать что-либо, что идет вразрез с предметом культа и поклонения большинства своих избирателей. Трамп против помощи Украине. И это означает, что после каждой его победы на республиканских праймериз вероятность того, что республиканцы в Конгрессе проголосуют за выделение помощи Украине, будет падать, и уже к концу марта она может упасть практически до нуля, что будет означать, что в Конгрессе 118-го созыва принять решения по этому вопросу будет уже невозможно.

Поэтому окно возможностей для принятия законопроекта очень узкое. Пока что оно есть. Пока не начались республиканские праймериз. Очень хочется надеяться на то, что этим окном воспользуется те, кто пытаются найти компромисс.

Хочу призвать всех граждан США, читающих (слушающих) этот текст. Пишите, звоните своим сенаторам и представителям. В особенности, если они республиканцы. Пишите и звоните ежедневно. Требуйте принятия законопроекта. Говорите о том, что их детям и внукам будет стыдно за них и за Соединенные Штаты за то, что они отказывают в помощи Украине. Говорите об их неискренней позиции, говорите о том, что они не только лишают помощи Украину, Израиль и Тайвань, но они лишают пограничную и таможенную службу США дополнительных возможностей борьбы с ввозом в страну наркотиков и, говоря о том, что их волнует граница, на деле они не выделяют деньги на усиление ее охраны.

▶ Что заботит сегодня республиканскую партию и чего от нее ждать в ближайшем будущем? Вот штрих к портрету. Жуткий по сути своей. Я бы сказал случай 18+.

В Техасе живет 31-летняя женщина по имени Кэйт Кокс. Она беременна, на 20-й неделе. Врачи выявили у плода генетическую патологию, вызывающую тяжелое недоразвитие сердца. Плод обречен на смерть в утробе матери или на смерть в течение максимум нескольких часов после рождения. Республиканцы в Техасе, радуя «белых разгневанных мужчин» и пользуясь решением консервативного большинства Верховного Суда, отменившего решение 1973 года о конституционности права на аборт, запретило аборты в штате Техас после 6-й недели беременности. Кэйт Кокс подала в суд, требуя предоставить ей право сделать аборт ввиду выявленной фатальной патологии плода, опасаясь за свое собственное здоровье и за возможность иметь детей в будущем. Судья окружного суда в четверг приняла положительное решение по иску Кэйт Кокс. А дальше. Вдумайтесь. Республиканский генеральный прокурор Техаса Пакстон подает немедленно апелляцию в Верховный Суд Техаса от имени штата Техас, требуя отменить решение окружного суда и заставить Кэйт Кокс вынашивать обреченный плод. И Верховный Суд Техаса со своим крайне консервативным большинством в субботу принимает решение остановить решение окружного суда до рассмотрения апелляции генерального прокурора. Это происходит в XXI веке. В Соединенных Штатах Америки, во втором по численности населения штате страны…

Вот чем реально озабочена сегодня республиканская партия в самом республиканском из всех 50 штатов. А чего от нее можно ждать в ближайшем будущем? Решайте сами…

▶ Тому, чего можно ждать от Трампа в случае его возвращения в Белый Дом, посвятит свой январско-февральский выпуск журнал Атлантик. Часть статей этого выпуска были опубликованы на этой неделе онлайн. Вот одна из них.

Энн Эпплбаум. Трамп покинет НАТО.

«Мне на(рать на НАТО». Так бывший президент Дональд Трамп однажды выразил свое отношение к старейшему и сильнейшему военному альянсу Америки. Не то чтобы это заявление, сделанное в присутствии Джона Болтона, тогдашнего советника по национальной безопасности, стало неожиданностью. Задолго до того, как он стал политическим кандидатом, Трамп ставил под сомнение ценность американских альянсов. О европейцах он однажды написал, что «их конфликты не стоят американских жизней. Отступление из Европы сэкономило бы нашей стране миллионы долларов ежегодно». НАТО, основанная в 1949 году и поддерживаемая на протяжении трех четвертей века как демократами, так и республиканцами и независимыми, уже давно стала предметом особого гнева Трампа. Будучи президентом, Трамп неоднократно угрожал выйти из НАТО – в том числе, что печально, на саммите НАТО в 2018 году.

Но за время пребывания Трампа у власти выход так и не состоялся. А все потому, что всегда находился кто-то, кто отговаривал его от этого. Болтон говорит, что он в этом участвовал; Джим Мэттис, Джон Келли, Рекс Тиллерсон, Майк Помпео и даже Майк Пенс, как считается, тоже в этом участвовали.

Но они не изменили его мнение. И если Трамп будет переизбран в 2024 году, никого из этих людей не будет в Белом доме. Все они разошлись с бывшим президентом, в некоторых случаях кардинально, и нет другой группы республиканских аналитиков, специалистов по России и Европе, потому что большинство из них либо выступили против Трампа еще в 2016 году, либо критиковали его после 2020 года. Во время своего второго срока Трамп будет окружен людьми, которые либо разделяют его неприязнь к американским союзам в области безопасности, либо ничего о них не знают и ими не интересуются. На этот раз недоброжелательность, которую Трамп всегда испытывал к американским союзникам, скорее всего, проявится в явном изменении политики. «Ущерб, нанесенный им в первый срок, можно было исправить», – сказал мне Болтон. «Во второй срок ущерб будет непоправимым».

В институциональном и, возможно, даже в политическом плане выход из НАТО может оказаться для Трампа непростой задачей. Как только он объявит о своих намерениях, начнется конституционный кризис. Для заключения договоров с США требуется ратификация их Сенатом, но в Конституции ничего не говорится об одобрении Конгрессом выхода из договоров. Признавая этот пробел в законе, сенатор-демократ Тим Кейн и сенатор-республиканец Марко Рубио представили законопроект, который уже прошел Сенат, призванный заблокировать решение любого президента о выходе США из НАТО без одобрения двух третей Сената или закона, принятого Конгрессом. Кейн сказал мне, что он «уверен, что суды поддержат нас в этом вопросе и не позволят президенту в одностороннем порядке выйти из НАТО», но борьба, безусловно, будет. Разразится и кризис в сфере связей с общественностью. Самые разные люди – бывшие верховные главнокомандующие союзными войсками, бывшие председатели Объединенного комитета начальников штабов, бывшие президенты, главы иностранных государств – несомненно, соберутся, чтобы привести доводы в пользу НАТО, причем очень громко.

Но все это будет неважно, потому что задолго до того, как Конгресс соберется для обсуждения договора, ущерб уже будет нанесен. Это потому, что самый важный источник влияния НАТО – не юридический или институциональный, а психологический: он создает ожидание коллективной обороны, которое существует в сознании любого, кто будет угрожать члену альянса. Если советский союз никогда не нападал на Западную Германию в период с 1949 по 1989 годы, то это происходило не потому, что он опасался ответных действий Германии. Если Россия не напала на Польшу, страны Балтии или Румынию за последние 18 месяцев, то это не потому, что она боится Польши, стран Балтии или Румынии. советский союз сдерживался, а Россия продолжает делать это сейчас, потому что твердо верят в американскую приверженность защите этих стран.

Этот эффект сдерживания исходит не только от договора НАТО – документа, в котором подписавшие его стороны просто соглашаются в статье 5, что «вооруженное нападение на одного или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на всех». Сдерживание исходит из убежденности кремля в том, что американцы действительно верят в коллективную оборону, что американские вооруженные силы действительно готовы к коллективной обороне и что президент США действительно готов действовать, если коллективной безопасности будет брошен вызов. Трамп может покончить с этой убежденностью одной речью, одним комментарием, даже одним постом в социальной сети «Truth», и не будет иметь никакого значения, если Конгресс, СМИ и республиканская партия все еще будут спорить о законности выхода из НАТО. Как только главнокомандующий заявит: «Я не приду на помощь союзнику, если на него нападут», почему кто-то должен после этого бояться НАТО, независимо от того, какие обязательства все еще существуют на бумаге? И как только русские или кто-либо другой перестанут опасаться ответа США на нападение, вероятность того, что они его осуществят, возрастет. Если такой сценарий кажется маловероятным, то это не так. До февраля 2022 года многие отказывались верить в возможность полномасштабного вторжения России в Украину.

Когда я попросила нескольких людей, имеющих тесные связи с НАТО, представить, что произойдет с Европой, Украиной и даже Тайванем и Южной Кореей, если Трамп заявит о своем отказе соблюдать статью 5, все они согласились, что вера в коллективную оборону может быстро испариться. Александр Вершбоу, бывший посол США в НАТО и бывший заместитель генерального секретаря НАТО, отметил, что Трамп может снять американского посла со своего поста, не допустить дипломатов на встречи или прекратить вносить взносы на содержание брюссельской штаб-квартиры – и все это до того, как Конгресс сможет его заблокировать: «Он не будет иметь никаких юридических ограничений, чтобы сделать это». Закрытие американских баз в Европе и вывод тысяч солдат, конечно, займет больше времени, но все политические органы альянса, тем не менее, должны будут в одночасье изменить свою деятельность. Джеймс Голдгейер, профессор международных отношений в Американском университете и автор нескольких книг о НАТО, считает, что результат будет хаотичным. «Нельзя сказать: «Хорошо, теперь у нас есть другой план, как с этим справиться», – сказал он мне. – «Нет ни альтернативного руководства, ни альтернативного источника систем управления и контроля, ни альтернативного космического оружия, ни даже альтернативных поставок боеприпасов. Европа немедленно подвергнется возможному российскому нападению, к которому она не готова, и к которому она не будет готова в течение многих лет».

Без НАТО и без американских обязательств по обеспечению европейской безопасности поставки в Украину также прекратятся. Перспектива выхода Америки из НАТО заставит многие европейские страны держать свои военные ресурсы дома; в конце концов, они тоже могут вскоре столкнуться с вторжением. Боеприпасы у украинцев начнут заканчиваться довольно быстро. Завоевание Россией всей Украины – цель, которую по-прежнему ставит перед собой президент Владимир путин, – снова станет реальностью. Украинская военная логистика стала бы намного сложнее, потому что русские могли бы бомбить аэропорты и другие узлы снабжения в Польше и Румынии. Они уже подошли к этому очень близко: по крайней мере одна российская ракета случайно попала в Польшу, а российские удары были нанесены по румынско-украинской границе. В начале войны русские намеренно атаковали базу на западе Украины, совсем рядом с польской границей, где, как известно, ранее находились иностранные солдаты. Если русские начнут наносить удары по базам в самой Польше, логистика вооружения Украины станет невозможной.

Это изменение немедленно выйдет за пределы Европы. Как только Трамп даст понять, что он больше не поддерживает НАТО, под угрозой окажутся и все остальные американские союзы в сфере безопасности. Тайвань, Южная Корея, Япония и даже Израиль поймут, что больше не могут рассчитывать на автоматическую американскую поддержку. Возможно, конец НАТО не затронет их напрямую, но его распад станет сигналом к тому, что все и везде должны считать, что Соединенные Штаты больше не являются надежным союзником.

Со временем все союзники Америки начнут осторожничать. Многие европейские страны стали бы подстраиваться под Россию. Многие азиатские страны посчитают, что, по словам Кейна, «нам нужно сблизиться с Китаем, просто в целях самосохранения». Чтобы избежать вторжения, прагматичные лидеры стран вблизи Китая или России могут начать более серьезно относиться к коммерческим и политическим требованиям второй и третьей по силе военных держав мира соответственно. В то же время у многих политических партий и глав государств (как находящихся, так и не находящихся у власти), поддерживаемых Россией и Китаем – или Ираном, Венесуэлой и Кубой, – появится новый убедительный аргумент в пользу автократических методов и тактики: Америка, чей имидж уже сильно пострадал из-за Трампа и трампизма, будет восприниматься как отступающая. Со временем снизится и американское экономическое влияние. Торговые соглашения и финансовые договоренности изменятся, что отразится на американских компаниях и, в конечном счете, на экономике США.

Если Трамп будет переизбран, американцы будут настолько поглощены драмой своих собственных неработающих институтов, что в течение долгого времени большинство из них не будет замечать проблем, вызванных изменением международного порядка. Проблемы Литвы и Южной Кореи будут казаться далекими и неважными. Конец американского влияния, вероятно, будет разворачиваться в относительной безвестности (для американцев). К тому времени, когда люди здесь осознают, как много изменилось, будет уже слишком поздно».

▶ И тем не менее: граждане США, пишите и звоните своим сенаторам и представителям, в особенности, если они республиканцы. Пишите и звоните каждый день. «Мы, народ» должны заставить их действовать. Время не терпит.


Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.

Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может.

Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.

Україна є і буде завжди.

А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.

Автор